Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вступительное замечание В.Анастасъева 4 глава




ЧЕТВЕРТАЯ БЕСЕДА

проведенная мной 12 декабря 1930 года, на встрече вновь сформированнойгруппы, на которую снова были допущены члены так называемой группы Ориджа.Зал был заполнен до отказа. Я хочу перед тем, как начать излагать суть этой моей четвертой беседы,описать, и даже, по возможности, изобразить, несколько событий, которыеимели место среди членов этой группы Ориджа после того, как я предложил имподписать ту самую "обязательственную расписку", упомянутую в предыдущейглаве. Я хочу описать эти события и разнообразные последствия, вытекающие изних, которые неожиданно породили даже для меня самого весьма благоприятносложившиеся обстоятельства, главным образом потому, освещая это истинным, ане рекламным, как принято в Америке, светом, что благодаря им можно было быдать внутреннему зрению каждого читателя очень хорошую картину для пониманиятого, как сильно развито в этих американцах, считающихся по всей Земле средисовременных людей наиболее культурными, чувство, которое называется "стадныминстинктом", которое стало неотъемлемым свойством современных людей вообще ипроявляется в том факте, что человек не руководится в своих действиях своимсобственным разумом, но слепо следует примеру других, и что уровень развитияего мышления - в смысле его способности делать логические сопоставления - вдействительности очень низок. Я хотел бы также показать, что, благодаря этиммоим описаниям, будет освещена и станет очевидной каждому читателю моихписаний по крайней мере одна сторона того обычая, существующего в процессенашей общей жизни, который распространен везде, особенно среди американцев,и состоит в том, что люди, в своем стремлении достичь одной и той же цели,разделяются на различные так называемые "партии", которые, по моему мнению,особенно в эти последние годы, приняли характер наибольшей, так сказать,"чумы" нашей современной общей жизни. Эти события, которые своим содержанием могут также служить цели,которую я поставил себе в изложении этой серии -- то есть они могли бы такженосить инструктивный характер -- происходили в следующем порядке: После того, как я объявил на общей встрече о необходимости подписатьупомянутое обязательство и установил определенный срок, в который оно должнобыть подписано, они почти в тот самый вечер, как я узнал впоследствии,разделившись на отдельные группы, сначала ходили по улицам, а затем,отправившись в различные ночные "Чайльдсы", как они их называют, или наквартиры тех, чьи так называемые "домашние тираны", обычные в каждомсовременном доме, в тот день отсутствовали, почти до самого утра возбужденнорассуждали и спорили о том, что им делать. На следующий день с самого раннего утра, встречаясь и разговаривая потелефону также с теми из своих товарищей, которые не присутствовали на этойобщей встрече, они продолжали свой обмен мыслями и мнениями, и в результатевсех этих их дискуссий и обсуждений в тот же самый вечер среди нихобразовалось три независимых партии с разными отношениями ко всемупроисшедшему. Первая партия состояла из тех, кто решил не только подписать требуемоемной обязательство, но также в будущем безусловно выполнять все видыраспоряжений и указаний, исходящих исключительно от меня лично. Вторая состояла из тех, в психике которых по непостижимым, по крайнеймере для моего ума, причинам сформировался в это короткое время некийстранный фактор, принуждающий всю их индивидуальность не признаватьабсолютно ничего исходящего от меня, но оставаться верными тому, кто втечение нескольких лет был для них, как один из них сам это выразил, "нетолько учителем и воспитателем, но даже как бы их "любящим отцом", то естьмистеру Ориджу. Третья часть состояла из тех, кто отложил свое решение, ожидая ответана телеграмму, посланную ими мистеру Ориджу с вопросом, что им делать. Присоединившиеся к первой партии, все до последнего человека, подписалиобязательство до окончания назначенного срока. В психике тех, кто составлял вторую партию, как впоследствиивыяснилось, этот упомянутый странный фактор, по мере того, как истекал срок,назначенный для подписания обязательства, прогрессивно усиливался и достигтакой степени, что каждый из них, по своему, так сказать, "воинственномувоодушевлению" и накалу противоборства со мной мог бы "стоить дюжины"знаменитых древних балшакариан, защищавших свой идол "Тантсат-рата" отдьяволов, специально посланных к ним из ада. А что касается тех моих прелестных "деликатных" американскихпоследователей моих идей, которые составили третью партию, то это именно онивсей своей группой показали и доказали тот современный уровень развитиялогического мышления, который считается в современной жизни на Земле однимиз наиболее цивилизованных. Различные нюансы сложных, тонких и умных результатов проявления этогоих "логического мышления" стали тогда очевидны всем окружающим, и особенномне, из того факта, что, получив известия о скором прибытии к месту действиясамого мистера Ориджа, так как он был уже в пути, они начали изобретать всевиды "коварных" обстоятельств, якобы не зависящих от них, и начали доводитьэти "идеально хорошо" придуманные ими обстоятельства до сведения моегобедного секретаря, и делали это большей частью не сами, а через других потелефону. Все это они делали с целью отложить свое окончательное решение доприбытия мистера Ориджа, готовя таким образом на всякий случай уважительнуюпричину неподписания обязатсльства в назначенный срок. За два дня до четвертой общей встречи этой группы, реорганизованноймной на новых принципах, в Нью-Йорк наконец прибыл сам мистер Оридж, ужеинформированный обо всем, что происходило здесь в его отсутствие. В самый день своего приезда он через моего секретаря попросил о личнойвстрече со мной. Признаюсь, я не ожидал этого, потому что, как было мне известно, многиечлены группы писали ему обо всем случившемся здесь и в частности, конечно, омоем не раз повторенном не очень лестном мнении о нем. Вначале на его просьбу я хотел ответить, что могу с удовольствиемвстретиться с ним как со старым другом, но при одном определенном условии,что не должно быть никаких разговоров ни о каких недоразумениях, а также оразличных моих новых заявлениях, которые я сделал за время его отсутствия вприсутствии людей, бывших членами его группы, но вместе с тем, помнятревожные новости, полученные мной час назад о плохом обороте моихматериальных дел, связанных со сбытом товаров, привезенных моимикомпаньонами, я решил отложить ответ, чтобы подумать о нем получше, потомучто в это время во мне зародилась мысль: нельзя ли использовать такуюпросьбу для моих собственных целей, учитывая, что мое первоначальное решениене использовать членов этой группы для осуществления цели этой моей поездкик этому времени уже изменилось вследствие проявлений некоторых из них,проявлений совершенно недопустимых и недостойных людей, которые уженесколько лет были в контакте с моими идеями, и особенно потому, что, какказалось, они много думали о них и хорошо усвоили. Обдумывая и сопоставляя всевозможные результаты, которые могливозникнуть в различных случаях, я решил ответить ему через того же моегосекретаря следующим образом: "Самый спокойный, уравновешенный, самый многообещающий и особенноценимый мной Мистер Оридж! После всего, что произошло здесь, как Вы, зная меня, понимаете, ябольше не имею права встречаться с Вами на прежних условиях, даже просто каксо старым другом. Теперь, не нарушая моих принципов, большинство из которых Вам известны,я могу встретиться с Вами и даже, как раньше, заняться процессом"переливания из пустого в порожнее", исключительно если Вы также, МистерОридж, подпишете то обязательство, которое было предложено мною всем членамгруппы, которой Вы руководили". Получив этот ответ, мистер Оридж, к великому изумлению близких мнелюдей, приехавших со мной, немедленно пришел на ту мою квартиру, где жилинекоторые из этих людей, среди которых был мой секретарь, и прежде всего,без возражений, подписал обязательство; затем, очевидно копируя - как мнепотом рассказывали -- мою обычную позу, когда я сижу, он начал оченьспокойно говорить следующее: "Хорошо зная, - сказал он, - конечно, благодаря мистеру Гур-джиеву,разницу между проявлениями человека, порожденными его реальной природой,которая есть чистый результат его наследственности, и проявлениями,порожденными его "автоматическим мышлением", которое, как он сам определяетего, является просто результатом всех видов случайных впечатлений, усвоенныхбез всякого порядка, и, будучи в то же время хорошо информированным изписем, посылавшихся мне различными членами здешней группы, обо всем, имевшемместо здесь в мое отсутствие, я сразу понял, безо всякого сомнения, чтоскрывается за предложением, сделанным мне мистером Гурджиевым, которое напервый взгляд казалось совершенно абсурдным - предложение мне подписатьтакже, как другим, это обязательство, которое должно лишить меня права иметькакие-либо отношения не только с членами этой группы, которой я руководилтак долго, но, как бы странно это ни звучало, даже с самим собой. Я понял это сразу, очевидно потому, что в течение этих последних дней яочень много размышлял об отсутствии согласия между моей внутреннейубежденностью и тем, что мистер Гурд-жиев называет "исполнением здесь моейроли", и тяжелое, неприятное чувство, вызванное во мне искренним осознаниемэтого несоответствия, все более и более усиливалось. В моменты моего спокойного состояния, особенно в течение прошлого года,я внутренне часто с искренностью признавал это противоречие моих внешнихпроявлений с идеями мистера Гурд-жиева и, следовательно, вред моегословесного влияния на людей, которыми я руководил, так сказать, согласно егоидей. Говоря откровенно, почти все впечатления, полученные от того, чтомистер Гурджиев говорил здесь на общих встречах и отдельным членам нашейгруппы обо мне и моей деятельности, в точности соответствует моемусобственному внутреннему убеждению. Много раз- я сам намеревался положить конец таким своим двойственнымпроявлениям, но различные обстоятельства жизни постоянно препятствовали мненачать делать это с требуемой решительностью. Получив от него теперь, -- продолжал он, - на первый взгляд абсурдноепредложение, но зная привычку моего Учителя "всегда иметь глубокие мысли подобычными, так сказать, бессмысленными внешними проявлениями" я, раздумываяне больше минуты, ясно понял, что если я не воспользуюсь этой возможностьюизбавиться раз и навсегда от моего такого, я должен сказать, "двуличия", яне смогу этого сделать никогда. Я решил поэтому начать с подписания обязательства, требуемого мистеромГурджиевым, и в то же время я даю свое слово в присутствии всех вас, что сэтого момента я не буду иметь никакой связи ни с кем-либо из членов прежнейгруппы, ни даже с прежним самим собой, на основе прежних взаимных отношенийи влияний. Я очень хочу, конечно, если мистер Гурджиев позволит, стать с этого дняобычным членом этой теперь реорганизованной новой группы". Это философствование мистера Ориджа произвело на меня такое сильноевпечатление и вызвало такую странную реакцию в моей своеобразной психике,что теперь, даже при очень сильном желании, я не могу удержаться от того,чтобы не рассказать об этом и не описать в стиле моего бывшего учителя,теперь почти Святого, Муллы Наср Эддина, окружающие условия, в которыхпроисходил процесс усвоения в мое Бытие так сказать "цимеса" вышеупомянутогофилософствования моего дорогого "англо-американского delicatesse", мистераОриджа, который был многие годы в Америке почти главным представителем итолкователем моих идей. Когда они рассказали мне о том, что он приходил и о егофилософствовании о том предложении, которое я ему сделал, и его решениитакже подписать это обязательство, я был на кухне, готовя, так сказать,"блюдо центра тяжести", как его называют мои "тунеядцы", которое я готовилкаждый день во все время пребывания моего в Нью-Йорке с целью, главнымобразом, иметь какое-то физическое упражнение, при этом посвящая каждый деньприготовлению какого-то нового национального блюда одного из народов,населяющих все континенты. В тот день я готовил любимое блюдо народов, населяющих пространствомежду Китаем и Российским Туркестаном. В тот момент, когда мне пересказывали подробности прихода мистераОриджа и его тонкие философские рассуждения, я взбивал желтки яиц с корицейи помпадором. И когда внешнее звучание некоторых из говорившихся им предложенийначало восприниматься мной - никто не знает почему -- как раз в центре междудвумя полушариями моего мозга, во всей той совокупности функционированиямоего организма, которая вообще порождает в человеке "чувство", постепенноначался процесс подобный переживанию чувства, называемого "эмоциейрастроганности", и я вдруг, без всякого соображения, вместо щепотки имбиря,вывалил в кастрюлю левой рукой весь имевшийся в кухне запас молотогокаиеннского перца, действие, которое совсем не свойственно мне во времятакого, для меня, священного ритуала как приготовление композиции дляполучения необходимого гармонического вкуса какого-то блюда, существовавшегона земле с давних времен; и, ритмически и со всей силой размахивая правойрукой, "нанес удар по спине" моему бедному секретарю по музыке, в то времяна кухне мывшему посуду, а затем бросился в свою комнату, упал на диван и,зарывшись с головой в диванные подушки, которые, кстати, были наполовинуизъедены молю, зарыдал горькими слезами. Я продолжал рыдать, конечно, без всякого разумного основания, но лишьохваченный полностью-овладевшим-мной и поинерции-продолжающимся переживаниемупомянутой эмоции, пока мой друг доктор, который сопровождал меня в Америку,заметив случайно начало психического состояния, до тех пор неизвестного ему,вошел в комнату с большой бутылкой шотландского виски, специальноприготовленного для американцев. После того, как я глотнул немного этого егомедицинского средства, хотя физически я немного успокоился, но судорога,начавшаяся в левой половине моего тела, продолжалась до самого ужина, аименно до момента, когда я и все бывшие со мной люди были вынуждены, заотсутствием какой-либо другой пищи, есть это блюдо, которое я так неумереннопоперчил. Какое переживание началось во мне и какие результаты были установлены вмоем сознании от ассоциаций, происходивших в моем мышлении из-за этогонеумеренно поперченного блюда, я не буду описывать в этом месте моихписаний, потому что только что ко мне пришла идея сделать эту информациюисходной базой для некоторого в высокой степени назидательно-инструктивноговопроса о психике современного человека, рожденного и воспитанного наевропейском континенте, который я предполагаю осветить со всех сторон водной из следующих книг этой третьей серии моих писаний. То, как я использовал для своих, в объективном смысле, справедливыхцелей проявления в данном случае мышления, развитого до высочайшей степенисовременной цивилизации, этих, так сказать, представителей американцев,будет видно из следующего: Когда на следующий день после визита мистера Ориджа, я начал получать сранних часов утра многочисленные просьбы от его адептов, почти умоляющиеменя внести их в список членов этой новой группы, я дал распоряжениеотвечать всем им следующее: "На следующую общую встречу вновь организованной группы любой из бывшихчленов группы Ориджа может быть допущен лишь при двух следующих условиях: Первое условие - это заплатить штраф за неподписание обязательства вназначенный срок в размере суммы долларов, соответствующей материальнымвозможностям данного человека, которая будет установлена комитетом,специально выбранным для этой цели, из нескольких членов прежней группы. Второе условие в том, что все те, кто выполнил первое условие, то естьнемедленную уплату наложенного на них штрафа, который ни при какихобстоятельствах не будет им возвращен, будут записаны на время только каккандидаты в новую группу, и только после определенного установленного срокабудет решено, в зависимости от выполнения или невыполнения ими последующихусловий, кто достоин остаться в группе как полноправный член, а кто долженбудет безусловно оставить группу". В тот же самый день был сформирован комитет из четырех членов группы помоему выбору, которые вместе со мной установили семь степеней штрафов. Первый и самый высокий штраф был назначен в сумме 3648 долларов, второйв 1824, третий в 912, четвертый в 456, пятый в 228, шестой в 114, ипоследний и самый низкий в 57. К общей сумме всех штрафов были добавлена цена, которую я установил настенографические копии бесед, проведенных мной на первых трех встречах новойэкзотерической группы - необходимые тем, кто отсутствовал на них, дляпонимания моих последующих бесед: с первой группы, то есть тех, ктобезусловно подписал обязательство - 10 долларов; с тех, кто принадлежал ковторой группе, то есть кто не признавал ничего исходящего от меня - 40долларов; а с тех, кто принадлежал к третьей группе, то есть тех, кто решиложидать прибытия мистера Ориджа -- 20 долларов. Все это составило сумму в 113 000 долларов, которую я разделил на дверавные части, одну из которых взял себе, а другой положил началоформированию фонда взаимопомощи для материально нуждающихся членов этойпервой организованной мной экзотерической группы, группы для коллективногосамо-совер-шенствования с программой, уже построенной в точном соответствиис моими идеями. И вот, эта упомянутая моя четвертая беседа, общее содержание которой яхочу сейчас привести, имела место на этот раз в присутствии самого мистераОриджа и нескольких из его бывших так сказать, "первостепенных" защитников,теперь сидевших, конечно, "с хвостами, зажатыми между ног", и выражениямилиц неизменяемо "маслеными". В тот вечер, после демонстрации музыки, как обычно, сочиненной за деньдо этого, и после исполнения по установившемуся обычаю моим секретарем помузыке и по выбору и желанию большинства присутствующих двух произведений измоей ранней музыки, я начал так: "Согласно всем историческим данным и здравому логическому размышлениючеловек, в сравнении с другими внешними формами жизни, появляющимися исуществующими на земле, как по телесной организации, так и по уровнюсложности формы функционирования его психики во всех видах восприятия ипроявления, должен быть, среди этих других внешних форм жизни, на самом делепревосходящим и так сказать "ведущим" в регулировании правильности обычнойжизни, а также в проявлении признаков достойного оправдания смысла и целисвоего существования в процессе осуществления того, что предопределено нашимОБЩИМ ОТЦОМ. В общем процессе многообразной жизни на Земле, как показывают нам этисамые исторические данные, это так и было вначале, и только впоследствии,когда возникло в психике людей -главным образом из-за их порока подназванием лень - и с каждым поколением начало увеличивать силу своегодействия на их общее бытие то "нечто", которое автоматически принуждает этоих общее бытие постоянно желать и стремиться достичь покоя, и с тех пор, сусилением в человеке действия этого их фундаментального зла, в той жепропорции стало возрастать их отдаление от общей жизни, идущей на Земле. Так же как правильность функционирования каждого из наших относительнонезависимых органов зависит от правильности ритма общего функционированиявсего организма, так и правильность нашей жизни зависит от правильностиавтоматической жизни всех внешних форм жизни, возникающих и существующихвместе с нами на нашей планете. Поскольку общий ритм жизни на Земле, порожденный космическими законами,состоит из совокупности всех ритмов как человеческой жизни, так и всехдругих внешних форм жизни, то ненормальности ритма любой одной формы жизни,или даже только дисгармония, должны неизбежно вызывать ненормальность идисгармонию в другой форме жизни. Я начал говорить на такую абстрактную тему, на первый взгляд далекую оттой, которую я предопределил вначале для вашего непосредственного интереса,главным образом потому, что желая сегодня объяснить вам метод выполнения,так сказать, "кардинального" упражнения для сознательной кристаллизации ввас первого из семи психических данных, присущих только человеку, я хочудать вам информацию об этом аспекте объективной истины, для точного иширокого понимания которого необходимо сделать такое отступление общегохарактера. Я считаю важным и для вас очень полезным заметить, что этот аспектобъективной истины в процессе человеческой жизни был всегда, с древнейшихвремен на Земле, одной из основных тайн посвященных всех эпох и рангов, изнание его, как это уже установлено, могло бы само по себе содействоватьувеличению силы усвоения результатов, происходящих из этого первого, так жекак и других упражнений. Я хочу разъяснить вам кое-что только о той совокупности космическихвеществ и свойств, присущих этой совокупности, которая не только в нашейчеловеческой жизни, но также в других внешних формах жизни, является главнымреализующим фактором, и которая, будучи "второй основной пищей", есть ничтоиное как "воздух", которым мы дышим. Воздух, из которого устроены элементы, необходимые для нашей жизни,чтобы быть трансформированными впоследствии в нашем организме в другиекосмические субстанции для нужд общей вселенской реализации, как каждаяопределенная космическая концентрация, состоит из двух видов активныхэлементов со свойствами, совершенно противоположными друг другу в своейсовокупности. Один вид активного элемента имеет субъективный процесс эволюционногостремления, а другой инволюционного. Воздух, как каждая определенная космическая концентрация, образованнаяблагодаря всем видам обще-космических законов и разнообразных вытекающих изних вторичных законов, зависящих от положения и взаимодействия, в данномслучае, нашей планеты с другими крупными космическими концентрациямисовокупности веществ, приобретает и имеет множество специфических свойств. Из всего этого множества свойств нам, в данном случае, нужно знать отом свойстве, которое с давних пор было в процессе человеческой жизни однойиз главных тайн посвященных всех рангов всех эпох. Это свойство то, что..."

ПЯТАЯ БЕСЕДА

в той же группе 19 декабря 1930 года Я начал следующим образом: Перед тем как расспросить вас, по установленному мной обычаю, чтобылучше ориентироваться при давании дальнейших указаний - как теперь,например, расспрашивая вас о том, каким образом в результате вашихразмышлений в "свободное время" в течение прошлой недели вы объяснили длясебя и поняли мои указания относительно первого упражнения, которое ярекомендовал на третьей встрече с целью приготовления в вашем бытии"плодородной почвы" для возможности намеренного создания данных дляимпульсов, священных для человека, - я нахожу необходимым указать вам двадругих самостоятельных упражнения, которые входили в общую программуоснованного мной Института, но принадлежали к совершенно другому рядуупражнений, которые были тогда также для определенной категории учениководними из, так называемых, "вспомогательных средств" для обретения своегособственного реального Я. Кроме этих упражнений, о которых я сейчас говорю, а также информации оних, в которую я хочу сейчас посвятить вас, они, будучи для васдействительно хорошим средством для этой цели, помогут вам, во-первых,понять многие детали смысла и значения первого из семи, что называется,"кардинальных" упражнений, упомянутых мной, и во-вторых, вы, благодаря этойинформации, узнаете, между прочим, о двух определенных понятиях, которые сранних веков среди всех категорий посвященных людей на Земле считались и внастоящее время считаются "секретами", и знакомство с которыми для среднегочеловека может, по убеждению этих посвященных, оказаться даже губительным. Вы должны знать, что на земле, во все почти эпохи, люди, которыезаслуживали стать подлинными посвященными, делились на три категории. Посвященными, принадлежавшими к первой категории, были те, ктоблагодаря своим намеренным страданиям и сознательным трудам достигли высокойстепени того, что называется "Бытие", и за это получили название "Святых".Ко второй категории принадлежали те, кто благодаря тем же факторам приобрелиогромный объем всех видов информации, и к их именам добавлялся титул"Ученый"; а к третьей категории те, кто посредством опять же этих самыхфакторов достигли Бытия, а также просветили себя относительно большогоколичества объективных истин, и к их именам добавлялось звание "Мудрец". Первый из вышеупомянутых секретов в том, что в качестве средствасамо-совершенствования человек может использовать некоторое свойство,которое имеется в его психике и которое даже имеет очень негативныйхарактер. Это свойство может помогать само-совершенствованию и существует влюдях вообще, особенно в современных людях и особенно в вас, и есть ничтоиное, чем то, что я много раз осуждал и что сами люди считают недостойнымпроявлением для человека, достигшего ответственного возраста -конечно,никогда не имея в виду самих себя - и называется "са-мо-обман". Такая, на первый взгляд, алогичность и такое утверждение, никак несоотносимое с человеческим здравым смыслом, а именно, что такое свойство,неподобающее психике взрослого человека, может сознательно быть использованодля такой неизмеримо высокой цели, получаются вследствие того факта, чтопостижение истин о возможностях само-совершенствования и реальноеформирование в самом себе того, что для этого требуется, должно происходитьне в обычном сознании человека, которое в данном случае не имеет почтиникакого значения, но в том, что называется подсознанием, и поскольку,благодаря всем видам случайностей, проистекающих из различныхненормальностей нашей обычной жизни, стало невозможно для человека, особеннодля современного человека, воспринимать вообще что-либо и, так сказать,"переваривать" это непосредственно своим подсознанием, поэтому емунеобходимо, как в ходе многих веков было экспериментально доказано людьмиЧистого Разума, использовать специальные средства для внедрения в своеподсознание некоторых разумных указаний, случайно воспринятых его обычнымсознанием и не противоречащих его инстинкту, и это может быть сделано толькопосредством этого присущего ему свойства самообманного воображения. Если вы поняли без всякого сомнения, что вам необходимо делать и как, итвердо надеетесь однажды достичь этого в реальности, вы должны вначале частовоображать, но только воображать, что это уже в вас есть. Это необходимо главным образом для того, чтобы сознание, формирующеесяв человеке в активном состоянии продолжалось бы также и в пассивномсостоянии. Для правильного понимания значения этого первого вспомогательногоупражнения прежде всего необходимо знать, что когда нормальный человек, тоесть человек, уже имеющий свое реальное Я, свою волю и все другие качествареального человека, произносит вслух или про себя слова "Я есть", то в немвсегда происходит, в его, как его называют, "солнечном сплетении", таксказать, "реверберация", то есть что-то вроде вибрации, чувства, или нечтоподобное. Такая реверберация может происходить также в других частях его тела, нотолько при условии, что при произнесении этих слов на них намеренносконцентрировано его внимание. Если обычный человек, не имеющий еще в себе данных для этойестественной реверберации, но знающий о существовании этого факта, будет ссознательным желанием формирования в себе данных, которые должны иметься вбытии реального человека, правильно и часто произносить эти самые и для неговсе еще пустые слова и будет воображать, что эта самая реверберация в немпроисходит, то в конце концов за счет частого повторения он постепенноприобретет в самом себе, так сказать, теоретическое "начало" для возможностиреального практического формирования в себе этих данных. Тот, кто упражняется с этим, должен в самом начале, произнося слова "Яесть", воображать, что эта самая реверберация уже происходит в его солнечномсплетении. Здесь, между прочим, любопытно заметить, что намеренной концентрациейэтой реверберации на любой части своего тела человек может остановить любуюдисгармонию, возникшую в этой части тела, то есть он может, например,излечить свою головную боль концентрацией реверберации на той части головы,где он ощущает боль. Вначале необходимо произносить слова "Я есть" очень часто и старатьсяникогда не забывать о том, чтобы получать эту реверберацию в своем солнечномсплетении. Без этой хотя бы воображаемо переживаемой реверберации произнесениевслух или про себя слов "Я есть" не будет иметь абсолютно никакого значения. Результат произнесения их без этой реверберации будет такой же, кактот, что получается от автоматического ассоциативного мышления человека, аименно, увеличение той субстанции в атмосфере нашей планеты, из нашеговосприятия которой, и от ее смешения с нашей второй пищей, возникает в наснепреоборимое стремление разрушать различные ритмы нашей обычной жизни, темили иным образом установленные на протяжении веков. Это второе упражнение, как я уже сказал, только приготовление; и когдавы приобретете уже, так сказать, умение переживать этот воображаемый процессв самих себе, только тогда я дам вам дальнейшие конкретные реальные указаниядля осуществления в вас реальных результатов. Прежде всего, сконцентрируйте большую часть вашего внимания на самихсловах "Я есть", а меньшую часть сконцентрируйте на солнечном сплетении,реверберация же должна постепенно произойти сама по себе. Вначале необходимо приобрести только, так сказать, "вкус" этихимпульсов, которых вы в себе еще не имеете, и которые вы на данном этапеможете обозначить просто словами "Я есть", "Я могу", "Я хочу". Я есть, Я могу, Я есмь могу. Я есть, Я хочу, Я есмь хочу. В завершение моих объяснений этого вспомогательного упражнения я ещераз повторю, но в другой формулировке, то, что я уже сказал. Если "Я есть", только тогда "Я могу"; если "Я могу", только тогда язаслуживаю и имею объективное право хотеть. Без способности "мочь" не существует возможности иметь что-либо; атакже и права на это. Сперва мы должны усвоить эти выражения как внешние обозначения этихимпульсов, для того чтобы в конце концов приобрести сами эти импульсы. Если вы несколько раз испытаете хотя бы просто ощущение того, что ятолько что назвал "вкусом" этих импульсов, священных для человека, вы можетесчитать, что вам действительно повезло, потому что вы почувствуете тогдареальность возможности приобрести когда-нибудь в своем бытии данные для этихпоистине Божественных импульсов, присущих только человеку. А на этих Божественных импульсах основан для человечества весь смыслвсего существующего во Вселенной, начиная с атома и кончая всем существующимв целом - и, среди всего прочего, даже ваших долларов. Для всестороннего усвоения обоих этих "вспомогательных" или, как ихможно иначе назвать, "служебных" упражнений для овладения главнымупражнением, я сейчас, в самом начале формирования этой новой группы,составленной из различных людей, преследующих одну и ту же цель, нахожунеобходимым предупредить вас о непременном условии для успешного достиженияэтой общей цели, и оно состоит в том, чтобы вы в ваших взаимоотношениях былиискренними. Безусловное требование такой искренности среди других разнообразныхусловий существовало, как это стало известно мне из различных достоверныхисточников, у людей всех прошлых времен и всех уровней интеллектуальности,где бы они ни собирались вместе для коллективного достижения некой общейцели. По моему мнению, только при выполнении этого условия даннойпредполагаемой коллективной работы возможно добиться реального результата вдостижении этой цели, которую сам человек себе поставил и которая уже сталадля современных людей почти недостижимой. Каждый из вас, став равноправным участником этой группы, вновьсформированной для достижения одного и того же, так сказать, "идеала",должен всегда бороться с такими импульсами, неизбежно возникающими в вас инедостойными человека, как "любовь к себе", "гордость", "чванство" и такдалее, и не стыдиться быть искренними, отвечая на вопросы о вашихнаблюдениях и констатациях в связи с упражнениями, которые я рекомендовал. Любая информация, исходящая от любого из вас, имеющая отношение кразъяснению различных деталей этого первого упражнения, которое являетсятеперь для вас всех центром тяжести, может иметь, в коллективной работе,великую ценность в деле помощи друг другу. В данном случае, вы не должны бояться быть искренними друг с другом. Занимаясь решением вопросов, касающихся этой общей великой цели, каждыйиз вас должен всегда понимать и инстинктивно чувствовать, что все вы вопределенном смысле подобны друг другу, и что успех одного зависит от успехадругих. Никто из вас сам по себе не способен сделать ничего реального; поэтому,даже из одной эгоистической цели, помогайте друг другу в этой вновьсформированной группе, которую можно также назвать братством. Чем искреннеевы друг с другом, тем полезнее будете вы друг другу. Конечно, быть искренними нужно только здесь, в группе, и в вопросах,относящихся к общей цели. Искренность вообще со всеми является слабостью, рабством и дажепризнаком истерии. Хотя нормальный человек должен уметь быть искренним, однако он должензнать, когда, где и с какой целью необходимо быть искренним. И в этом данном случае быть искренним очень желательно. Поэтому, безстеснения, говорите обо всех результатах, полученных вами при выполненииэтого упражнения. Я считаю необходимым перед тем, как объяснить некоторые детали, сновасказать немного о специфической совокупности результатов общегофункционирования в человеческой психике того, что называется "вниманием". Хотя в нормальном человеке это внимание в пассивном состоянии есть"нечто", составленное из смешанных в определенной пропорции результатовскоординированных действий всех трех независимых автоматизированных частейего индивидуальности, и всегда является единым целым, однако в активномсостоянии такой человек может сознательно сконцентрировать все это своевнимание на чем-либо - или на некой части его существа, или на чем-товнешнем для него - с такой, так сказать, "собранностью", что все ассоциации,автоматически происходящие в нем, которые, будучи закономерными результатамиобщего функционирования его организма, должны всегда, пока он дышит,неизбежно происходить в нем, совершенно перестанут мешать ему. Здесь можно было бы так же заметить, что, согласно достовернойинформации, дошедшей до нас из очень древнего прошлого, учеными людьми тогдабыло ясно установлено и очень определенно подтверждено, что этиавтоматически текущие ассоциации никогда не прекращаются, пока человек жив,а в некоторых людях по инерции продолжаются еще несколько дней после смерти. Говоря об этих ассоциациях, автоматически протекающих в человеке, я могбы также, между прочим, так сказать, "просветительно разъяснить" еще один напервый взгляд незначительный аспект феноменальной тупости людей, которыеверят и приписывают какое-то значение всем своим глупым "сновидениям". Когда человек на самом деле нормально спит, его внимание -качествомкоторого обусловлена эта самая, так сказать, "градация" разницы междубодрствующим состоянием и сном - также спит, то есть его внимание, всоответствии с естественными свойствами его организма, накапливается в некийзапас соответствующей концентрации для дальнейших необходимых интенсивныхпроявлений. Но когда из-за некой дисгармонии в общем функционировании организмачеловека -- чаще всего из-за ненормальной траты в его бодрствующем состоянииестественно накопленной энергии -- эта часть общей психики его бодрствующегосостояния не способна нормально восполняться во время сна, тогда, изассоциаций, текущих в нем, констатируемых его вниманием, так сказать, "кусокздесь, кусок там", получают
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...