Определение, задачи и структура Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Занятие 3. Тема 2.2 Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Вступление. Для того чтобы понять необходимость создания системы ГСЧС, вернемся в историю. По мере роста угроз и опасностей менялись целые государственные системы защиты. Так, бурное развитие авиации в первой половине 20 века, усиление опасности нанесения ударов по тыловым объектам страны обусловило образование в 1932 году систему местной противовоздушной обороны (МПВО). Эта система защиты населения оправдала себя во время войны 1941-1945 г.г. Появление в середине века ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки резко обострили проблему защиты населения и территорий от оружия массового поражения. Возникла жизненная потребность в преобразовании МПВО в качественно иную систему, т.к. существующая уже не отвечала новым требованиям. Местный характер ее мероприятий, ограниченное количество сил и средств не позволяли надежно защитить население и обеспечить устойчивость функционирования н/х в условиях атомной войны. Все это привело к образованию в 1961 г. Гражданской обороны (ГО). В целом новая система защиты населения в то время предназначалась для решения задач военного времени, но органам управления и силам ГО приходилось практически участвовать в ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций (ЧС). Уже в 70-е годы жизнь начала поворачивать ГО от чисто оборонных мероприятий к решению задач мирного времени. Формированиям ГО приходилось тушить лесные и торфяные пожары, участвовать в ликвидации последствий землетрясений. Пришлось серьезно задуматься над местом и ролью этой системы. Дело заключалась в том, что существующие формирования ГО были не готовы к эффективному ведению борьбы со стихией. В связи с этим в 1972 г. были созданы невоенизированные формирования повышенной готовности.
Одновременно со всем этим в первой половине 80-х годов в деятельности ГО, как и в стране в целом, стали накапливаться негативные процессы. Особенно остро они проявились при ликвидации последствий Спитакского землетрясения и аварии на ЧАЭС. Выяснилось, что уровень готовности системы ГО не обеспечивает выполнения внезапно возникающих задач мирного времени. В конце XX века наблюдается бурный рост чрезвычайных ситуаций как техногенного, так и природного характера. В 1990-1992 гг. среднее ежегодное количество катастроф возросло по отношению к 1965-1969 гг. в 3,2 раза. В последние годы (после 1992 г.) рост числа крупных катастроф продолжался. В 1998 г. в мире произошло 707 крупных природных катастроф. Это в 1,3 раза больше по сравнению с количеством ежегодных катастроф в 1990-1992 гг. Все большую остроту приобретали глобальные проблемы как источники ЧС. Несмотря на определенное смягчение в последние годы международной обстановки, военная опасность для большинства стран планеты продолжала сохраняться, наблюдался даже рост количества вооруженных конфликтов. Появились и новые, нетрадиционные виды опасностей - в информационной сфере, новые виды заболеваний, терроризм. Так назрела необходимость в создании единой системы быстрого реагирования, которая могла бы своевременно и организованно проводить мероприятия по предупреждению ЧС, а в случае их возникновения - обеспечить безопасность населения, уменьшить экономический ущерб и ликвидировать последствия ЧС. Вот почему в 24.02.93 г. Совет Министров РБ принял Постановление «О создании Республиканской системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях» (РСЧС). В 1998 г. Постановлением Совета Министров РСЧС переименована в Государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которую мы в дальнейшем будем сокращенно называть ГСЧС.
Определение, задачи и структура Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. ГСЧС – это система, включающая в себя органы управления, силы и средства министерств и ведомств, местных исполнительных органов власти, обеспечивающих на основе реализации комплекса экономических, социальных, организационных, научно-технических и правовых мер защиту от чрезвычайных ситуаций различного характера. Предназначение ГСЧС заключается в организации и осуществлении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения — проведение мероприятий по защите населения, уменьшения ущерба народному хозяйству и ликвидации последствий. В связи с предназначением на ГСЧС возложены следующие задачи и функции, которые определены Законом РБ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 1998 года. • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС; • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС; • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС; • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; • подготовка населения к действиям в ЧС; • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС; • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС; • ликвидация ЧС; • осуществление мероприятий по социальной защите населения пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
• международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС. Общие принципы организации ГСЧС. Нормативные документы, которые определяют принципы построения ГСЧС: - Закон Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 1998 года с дополнениями от 2005 года. - постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 апреля 2001 года № 495 «О Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и утверждены: • положение о ГСЧС, где определены принципы построения, состав сил и средств, задачи, порядок функционирования и взаимодействия основных элементов ГСЧС; • функции министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений, подчиненных правительству Республики Беларусь, по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • структура ГСЧС; • организационная схема органов управления, сил и средств ГСЧС. - В декабре 2005 года принято Постановление Совета Министров № 1405 «О внесении изменений в Постановление Совета Министров № 495 от 10.04.2001 г. «О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», более точно определяющее задачи некоторых структурных подразделений ГСЧС. - В ноябре 2006 года принят Закон Республики Беларусь №183-3 «О Гражданской обороне». В нем определены правовые основы гражданской обороны в Республике Беларусь, полномочия государственных органов, иных организаций, прав и обязанностей граждан в этой сфере, а также сил, привлекаемых для решения задач гражданской обороны. Построение ГСЧС осуществляется: - по территориальному - отраслевому и - производственному принципам. ГСЧС образуют: • комиссия по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров РБ; • Министерство по чрезвычайным ситуациям; • территориальные и отраслевые подсистемы, входящие в них звенья. Территориальные подсистемы ГСЧС создаются исполнительными и распорядительными органами областей и г. Минска для организации мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в пределах их территорий, состоят из звеньев, соответствующих принятому в республике административно-территориальному делению.
Задачи, структура, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем ГСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми исполнительными и распорядительными органами областей по согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям. Отраслевые подсистемы ГСЧС создаются министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, объединениями (учреждениями), подчиненными Правительству РБ, для организации и осуществления работы по защите подведомственных организаций от ЧС. Задачи, структура, состав сил и средств, порядок функционирования отраслевых подсистем ГСЧС определяются положениями об этих системах, утверждаемыми министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, объединениями (учреждениями), подчиненными Правительству РБ, по согласованию с Министерством по ЧС. ГСЧС имеет четыре уровня: 1. республиканский, 2. территориальный, 3. местный 4. объектовый. Каждый уровень ГСЧС имеет: - руководящие органы (комиссии по ЧС); - органы повседневного управления (штабы и управления ГО); - силы и средства наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов; - силы и средства ликвидации последствий ЧС; - системы связи и информационного обеспечения; - резервы медицинского оборудования и препаратов, продовольствия, средств жизнеобеспечения и других материально-технических средств. К руководящим органам относятся: - комиссия Совета Министров по ЧС (КЧС); - министерство по ЧС и защите населения, пострадавшего от последствий катастрофы на ЧАЭС; - управление ГО; - комиссии по ЧС исполнительных комитетов всех уровней (областных, городских, районных), министерств и ведомств; - Центр координационных действий военно-медицинских учреждений по ликвидации последствий террористических актов и катастроф на базе 432-го Главного военного клинического госпиталя (ГВКГ) Органы повседневного управления по ЧС. - на республиканском уровне – МЧС, отделы по ЧС министерств и ведомств. - на территориальном уровне – областные и Минское городское управления МЧС; - на местном уровне – районные (городские) отделы по ЧС областных и Минского городского управлений МЧС; - на объектовом уровне – структурные подразделения организации (объекта): отделы, секторы или отдельные работники, занимающиеся вопросами чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов организационно входят в состав Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственного комитета по гидрометеорологии, Комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при МЧС, институтов Национальной академии наук Беларуси, Министерства здравоохранения, Государственной лесной охраны Министерства лесного хозяйства, ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия, организаций (подразделений) наблюдения и лабораторного контроля, а также профильных научно-исследовательских организаций республиканских органов государственного управления, осуществляющих контроль за состоянием окружающей среды. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из: - органов и подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям; - территориальных и объектовых невоенизированных формирований гражданской обороны; - организаций и подразделений экстренной медицинской помощи (медицины катастроф) Министерства здравоохранения; - штатных аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных подразделений и формирований министерств, ведомств; - учреждений ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия; - территориальных и объектовых аварийно-спасательных формирований; - специализированных подразделений, создаваемых на базе объединений, организаций строительного комплекса. Решениями руководителей организаций на базе существующих специализированных подразделений могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Аварийно-спасательные формирования должны иметь материально-технические ресурсы, обеспечивающие работу в автономном режиме в течение не менее трех суток. Кроме того, по плану взаимодействия для ликвидации чрезвычайных ситуаций в установленном порядке могут привлекаться воинские подразделения. Руководство и обеспечение проведения работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Руководство работами по ликвидации ЧС осуществляют в случае возникновения: • локальных и объектовых ЧС, распространение которых ограничено территорией конкретного объекта — комиссии по ЧС организаций (объектов) и органы повседневного управления по ЧС с участием, при необходимости, оперативных групп комиссий по ЧС территориальных и отраслевых подсистем; • местных ЧС, распространение которых ограничено территорией района (города), иного населенного пункта — комиссии по ЧС при местных исполнительных и распорядительных органах и органы повседневного управления по ЧС с участием, при необходимости, оперативных групп комиссий по ЧС территориальных и отраслевых подсистем; • региональных ЧС, распространение которых ограничено территорией области — территориальные комиссии по ЧС и органы повседневного управления по ЧС с участием, при необходимости, оперативных групп Комиссии по ЧС при Совете Министров Республики Беларусь, Министерства по ЧС и комиссий по ЧС отраслевых подсистем ГСЧС; • республиканской (государственной) ЧС, распространение которой охватывает территорию двух и более областей — Министерство по ЧС, комиссии по ЧС отраслевых подсистем с участием оперативной группы Комиссии по ЧС при Совете Министров Республики Беларусь; • трансграничной ЧС, распространение которой охватывает территорию республики и сопредельных государств — комиссия по ЧС при Совете Министров РБ, Министерства по ЧС, комиссии по ЧС территориальных и отраслевых подсистем ГСЧС. Комиссии по ЧС и органы повседневного управления по ЧС всех уровней организуют выполнение аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ в ходе ликвидации ЧС, а планово-восстановительные работы осуществляются силами местных исполнительных и распорядительных органов в установленном порядке. Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, комиссии обращаются за помощью к вышестоящей комиссии по ЧС. Вышестоящая комиссия по ЧС может взять на себя координацию или руководство работами по ликвидации этой ЧС и оказать необходимую помощь. При необходимости имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь. В отдельных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий может быть образована правительственная комиссия. Для выяснения складывающейся вследствие ЧС обстановки, решения неотложных задач могут формироваться соответствующие оперативные группы Министерства по ЧС, комиссий по ЧС всех уровней. Состав этих оперативных групп определяется в зависимости от типа, характера и масштабов ЧС. В случае недостаточности собственных ресурсов для ликвидации возникшей ЧС они выделяются в установленном порядке из других резерве ГСЧС по ходатайству комиссии по ЧС организации, района (города), области, Министерства по ЧС. Общественные объединения могут участвовать в ликвидации ЧС под руководством соответствующих органов повседневного управления по ЧС при наличии лицензий на выполнение аварийно-спасательных работ. Финансирование мероприятий по предупреждению ЧС, материально-техническому оснащению сил и средств, входящих в состав аварийно-спасательной службы ГСЧС, мероприятий по осуществлению аварийно-спасательных, восстановительных и других неотложных работ по устранению опасности для жизни и здоровья людей, оказанию финансовой поддержки юридическим и физическим лицам, имуществу которых причинен вред в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф, иных расходов, связанных с ликвидацией ЧС, осуществляется за счет средств министерств, других органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь, организации, а также за счет средств республиканского и областных фондов финансирования расходов, связанных со стихийными бедствиями, авариями катастрофами, страховых фондов и других источников. Оплата расходов организаций, привлекаемых к ликвидации ЧС, производится в установленном порядке за счет средств организаций, по вине которых произошла авария или катастрофа, а также за счет средств министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, а в случае стихийных бедствий – из средств республиканского и областных фондов финансирования расходов, связанных со стихийными бедствиями, авариями, катастрофами, страховых фондов в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь. При отсутствии или недостаточности указанных средств, источники финансирования необходимых мероприятий определяются Правительством Республики Беларусь. Обучение населения способам защиты от воздействия ЧС осуществляется на занятиях, тренировках по месту работы, учебы и жительства через средства массовой информации и в ходе специальных занятий, а также самостоятельно. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь от них, планирование действий в рамках ГСЧС осуществляется на основе организационно-методических указаний и плана мероприятий по организации функционирования гражданской обороны и ГСЧС на очередной год, планов защиты населения и территорий от ЧС, разрабатываемых республиканскими органами государственного управления, объединениями (учреждениями), подчиненными Правительству Республики Беларусь, а также исполнительными и распорядительными органами областей, районов (городов) и планов ликвидации аварийных ситуаций в организациях (на объектах). Объем и содержание мероприятий в указанных планах определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. В целях совершенствования организации ГСЧС, проверки готовности и уровня подготовки органов повседневного управления, сил и средств ГСЧС в подсистемах и звеньях ежегодно планируются и проводятся учения и тренировки. Режимы функционирования системы и порядок их введения. В зависимости от обстановки выделяют 3 режима функционирования системы предупреждения и ликвидации ЧС. Режим повседневной деятельности – функционирование системы при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий. Планомерное осуществление мероприятий по предупреждению ЧС и повышению готовности органов управления, сил и средств к ликвидации возможных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий. Режим повышенной готовности – функционирование системы при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС. В этом режиме КЧС обязана оценить возможные угрозы, вероятные сценарии развития обстановки, принять меры к усилению дежурно-диспетчерской службы, контроля и наблюдения по приведению в готовность сил и средств и уточнению планов их действий. Чрезвычайный режим – функционирование системы при возникновении и ликвидации последствий ЧС различного характера. При введении этого режима до населения, находящегося в районе ЧС с использованием всех средств оповещения и связи доводится порядок его действий, и принимаются меры по его защите. В районы возникновения ЧС высылаются оперативные группы, проводится разведка. При необходимости проводится эвакуация населения, вывоз материальных и других ценностей. Аварийно-спасательные мероприятия приводятся в готовность и направляются в районы возникновения ЧС. Таким образом, мы рассмотрели задачи и общие принципы организации и структуру ГСЧС, режимы функционирования системы и порядок их введения. В больницах или в поликлиниках, где вы будете работать после окончания ВУЗа, обязательно будут созданы комиссии по ЧС, а в состав объектового уровня ГСЧС будут входить штаб ГО, силы и средства ГСЧС и ГО. Отраслевая подсистема Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства здравоохранения Республики Беларусь: задачи, принципы построения, организационная структура, основные мероприятия, осуществляемые при различных режимах функционирования. В мире, кроме войн, по данным ВОЗ, в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, пожаров, несчастных случаев в быту и на производстве ежегодно гибнет около двух и получает травмы около десяти миллионов человек. Все чрезвычайные ситуации такого рода нередко представляют значительную проблему для служб гражданского здравоохранения, так как они создают неожиданный поток пострадавших, зачастую превосходящий возможности учреждений здравоохранения. Поэтому в последнее время интенсивно развивается и непрерывно совершенствуется самостоятельное научно-практическое направление, получившее название «медицина катастроф», а в программу обучения по медицинским специальностям введен курс медицины экстремальных ситуаций. Сцелью своевременного и организованного проведения мероприятий по предупреждению природного, техногенного или другого вида ЧС, обеспечения постоянной готовности органов управления и сил к оперативным и эффективным действиям при возникновении различных видов ЧС В феврале 1993 года вышло постановление СМ РБ № 95 «О Республиканской системе по предупреждению и действиям населения в ЧС». В марте 1993 года вышло постановление СМ РБ № 117 «О создании службы экстренной медицинской помощи Республиканской системы по предупреждению и действиям в ЧС». На основании этих постановлений был издан приказ МЗ РБ № 102 от 31.05.93г. «О создании в Республике Беларусь службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях». Однако по прошествии некоторого времени с момента создания этой службы смысл понятия ЭМП принял совсем другое выражение - служба медицины катастроф (СМК). В ее состав органически входит экстренная медицинская помощь. Служба медицины катастроф (СМК) - неотъемлемая составная часть здравоохранения со своим руководством, органами управления, силами, средствами, формами и методами работы, обеспечивающими своевременное оказание медико-санитарной помощи населению в чрезвычайных условиях. В настоящее время СМК следует рассматривать как отраслевую функциональную подсистему ГСЧС РБ (ОП ГСЧС МЗ РБ) и руководствоваться постановлением МЗ РБ № 111 от 28.06.2008 «О некоторых вопросах деятельности отраслевой подсистемы государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства здравоохранения Республики Беларусь», которое определяет основные задачи, функции, структуру, состав сил и средств, порядок функционирования отраслевой подсистемы государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Она функционально объединяет медицинские силы и средства Министерства здравоохранения, Министерства обороны, МВД, Белорусской железной дороги, общества Красного Креста, которые предназначены для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС различного характера. ОП ГСЧС МЗ РБ является составной частью государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и предназначена для: • организации и осуществления работы по защите организаций здравоохранения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; • подготовки к проведению мероприятий гражданской обороны в системе здравоохранения. Основными задачами ОП ГСЧС МЗ РБ являются: - обеспечение готовности и организация работы службы экстренной медицинской помощи по оказанию медицинской помощи в районах ЧС; - координация работ по эвакуации пострадавших из зон ЧС; - сбор, обобщение, анализ и представление органам управления по ЧС данных о пострадавших и больных в зонах ЧС; - организация и осуществление надзора за санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановкой в республике; - прогнозирование и оценка эпидемиологической обстановки в районах ЧС, разработка и осуществление противоэпидемических мероприятий; - проведение наблюдения, анализа и оценки состояния и изменения источников ЧС в рамках системы мониторинга и прогнозирования ЧС; - создание резерва лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также резерва материальных ресурсов для ликвидации ЧС в организациях здравоохранения; - организация и осуществление мер по подготовке к проведению мероприятий гражданской обороны в системе здравоохранения; - методическое обеспечение, участие в подготовке, координация и контроль деятельности медицинских формирований гражданской обороны; - участие в разработке методических основ обучения, подготовке населения к навыкам оказания медицинской помощи пострадавшим при ЧС; - осуществление мероприятий по социальной защите работников организаций здравоохранения, непосредственно участвовавших и пострадавших при оказании медицинской помощи в ЧС; - международное сотрудничество в пределах своей компетенции в области защиты населения и территорий при ЧС. В основе деятельности службы медицины катастроф лежат следующие принципы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|