Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сознание в учении Р. Декарта, Б. Спинозы.




Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял и Бенедикт Спиноза. Данное исследование он осуществил в своём знаменитом труде “Этика” Здесь Спиноза исследует сложнейшие и важнейшие вопросы” что есть всё?”

Основу философской систему Спиноза составляет учение о субстанции. Субстанцию Спинова понимает, как единую, вечную и бесконечную природу. Субстанция одна, но есть причина самой себе. Это единая субстанция не нуждается ни в чем другом для того, чтобы существовать.

Далее, есть субстанция есть причина себя, значит она такой бывает, которое постоянно действует. Способ действия субстанции Спинова называется атрибутом. Нет никакой причины, которая бы стимулировала субстанцию к действию, кроме её сомой.

Всякое действия субстанции реализуется а актах, т.е. в отдельных действиях, которые, следуют друг за другом, образуют бесконечную цепь причин и следствия. Каждый акт выступает причиной для другого акта, и он же есть следствие некоторого предшествующего акта. Поэтому все существующее подчиняется железной необходимости, и в составе всего нет ни случайности, ни тем более произвола. Все отдельные действия субстанции Спиноза называет её модусами. Модусы есть то, что человек воспринимает и понимает, как отдельные вещи, включая и самого человека.

Из бесконечного множества атрибутов человек воспринимает и познает только две: атрибут мышления и атрибут протяжения. Под атрибутом мышления субстанции- Бог действует духовным образом, производят идеи, под атрибутом протяжение- посредством тел. Так как субстанция действует сразу всеми способами, то каждому человеку соответствует строгое определённая идея. Таким образом, индивидуальные вещи хоть и в различных степенях, по все одушевлены. Этим объясняется суть отношения души и тело человека. Как модусы разных атрибутов, ни тело действует на душу, ни душа на тело. Но они абсолютно согласованы, так как есть одновременные акты одной и той же субстанции.

В чем же особенности человека среди модусов субстанции? Как и всякий модус, человек подчинён железной необходимости. Поступки, которые люди считают производными, в действительности лишь сплетни, осуществляютс0я стихийно, без знания причины. Человек состоит из души и тело. Но человек- самый сложный модус из всех. Сложность души человека выражается в её великом превосходстве над другими- способности познавать причины всех вещей и своих состояний. Сохранять своё существование человек может лишь через другие вещи. Это достигается только действием. Состояние человеческого тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, а также и идеи этих состояний Спиноза называет эффектами (эмоции, чувства). Спиноза считает, что человек- раб своих страстей, эффектов, поэтому он не свободен, но затем он показывает, что человек в состоянии выйти из этого рабства и стать свободным, если он составит ясную идею о своих страстях, эффектов, т.е. познает это состояние.

 

 

Рене Декарт (1596-1650) - вывод о полнейшей разнице, существующей между душой и телом, которая состоит в том, что тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух совсем неделим.

Душа и тело - две абсолютно противоположные субстанции, каждая из которых (по определению) не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самой. Существуют чисто материальные вещи - вся природа, включая человека, и мыслящая вещь, или субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении - это душа. Собственные проявления души - желания и воля, они не имеют отношения к чему-либо материальному. Декарт называл “большой ошибкой” связывать движение и тепло с душой. “Смерть никогда не наступает по вине души, но исключительно потому, что разрушается какая-нибудь из главных частей тела”. Метафизические гипотезы и опыт наблюдения вступили в противоречие. Вводит понятие “животных духов”, которые управляют движением, понятие рефлекса. Размышления Декарта породили так называемую психофизическую проблему: все, что не может быть приписано телу, относится к душе. Средством познания души является внутреннее сознание. Это познание яснее и достовернее, чем познание тела. Сознание есть то, как оно выступает в самонаблюдении.

Когда в начале ХІХ В. науке утвердилось строго причинное мировоззрение, душа, как все объясняющая, но сама необъяснимая сущность, перестала удовлетворять как предмет исследования. Первая научная психология взяла на вооружение идеи Декарта. Декарт считал, что человек с детства впитывает очень многие заблуждения, принимая на веру различные утверждения и идеи. Если хочешь найти истину, то для начала нужно подвергнуть все сомнению. Тогда человек может легко усомниться в показаниях своих органов чувств, в правильности логических рассуждений и даже математических доказательств, потому что если Бог сделал человека несовершенным, то и его рассуждения могут содержать ошибки.

Подвергнув все сомнению, мы можем прийти к выводу, что нет ни земли, ни неба, ни нашего собственного тела, ни Бога. Но при этом обязательно что-то остается - остается наше сомнение, верный признак того, что мы мыслим. И вот тогда мы можем утверждать, что существуем, ибо “мысля, нелепо предполагать несуществующим то, что мыслит... Мыслю, следовательно, существую”.

Дуализм Р.Декарта стал источником кардинальных трудностей, которыми отмечен весь путь развития будущей психологической науки. Новые решения проблемы, выдвинутых Р.Декартом, предложил голландский философ Бенедикт Спиноза (1632 – 1677). Основное сочинение Б.Спинозы – «Этика». Книга изложена геометрическим способом в виде теорем. Б.Спиноза, в отличие от Р.Декарта, разрабатывает монистическое учение: есть только одна субстанция – это то, что существует само в себе и представляется само через себя. Однако Б.Спиноза различает «сущность» и «существование». Сущность – это характеристика вещи, то, без чего вещь перестает быть тем же самым. Существование – это наличие или отсутствие данной вещи. Б.Спиноза выделяет бесконечное количество атрибутов субстанции. Для человека познаваемы только два: протяжение и мышление. Под атрибутом «протяжение» мы видим вещь как тело, со стороны мышления она выступает как идея этой вещи, душа вещи. Душа и тело составляют один и тот же индивидуум. Так Б.Спиноза разрешил дуализм Р.Декарта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...