Трудовые ресурсы и трудовой
Стр 1 из 23Следующая ⇒ Низова, Л. М. Н 61 Занятость населения и ее регулирование. Часть І. Население и занятость: учебное пособие / Л.М. Низова. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2008. – 232 с. ISBN 978-5-8158-0642-9
В книге раскрыты правовые, социально-экономические и психологические проблемы занятости населения, международный и отечественный опыт её регулирования, основные направления региональной политики занятости (на примере Республики Марий Эл). Для студентов специальности «Социальная работа», изучающих дисциплину «Занятость населения и её регулирования», а также аспирантов, преподавателей и специалистов в области социальных наук и технологий. УДК 331.5(07) ББК 65.240 ISBN 978-5-8158-0642-9 © Марийский государственный технический университет, 2008
ПРЕДИСЛОВИЕ...................................................................................................... 6 ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................... 7 1. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА КАК ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 10 1.1. Население, человеческие и трудовые ресурсы, экономически активное и неактивное население, рабочая сила: сущность, структура и схема их расчета.............................................................. 10 1.2. Воспроизводство населения и формирование трудовых ресурсов.................................................................................. 25 1.3. Распределение (размещение) и движение трудовых ресурсов.................................................................................. 29 1.4. Трудовой потенциал общества: сущность, показатели и структура......................................................................... 31 Вопросы для контроля......................................................................................... 37 Основные термины............................................................................................... 38
Список литературы............................................................................................. 39 2. ТЕОРИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ........................................................ 41 2.1. Классическая и неоклассическая теории занятости..................... 42 2.2. Марксистская теория о занятости и безработице.......................... 45 2.3. Теория занятости Д. Кейнса и неокейнсианцев.............................. 47 2.4. Современные неоклассические теории............................................. 50 2.5. Монетаристская теория......................................................................... 51 2.6. Неоклассический синтез........................................................................ 53 2.7. Практическая значимость теорий занятости в современных условиях......................................................................... 55 Вопросы для контроля......................................................................................... 64 Основные термины............................................................................................... 65 Список литературы............................................................................................. 65 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТОСТИ......................................................... 67 3.1. Нормативно-правовые основы занятости......................................... 67 3.2. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»...................................................................... 88 3.2.1. Общие положения.......................................................................... 88 3.2.2. Права граждан в области занятости........................................ 90 3.2.3. Гарантии государства в области занятости.......................... 91 3.2.4. Регулирование и организация занятости населения............ 91 3.2.5. Участие работодателей в обеспечении занятости населения..................................................................... 93 3.2.6. Социальные гарантии и компенсации..................................... 94 Вопросы для контроля......................................................................................... 95 Основные термины............................................................................................... 96 Список литературы............................................................................................. 96 4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАНЯТОСТИ.......................................................................................................... 98
4.1. Занятость как экономическая категория и макроэкономический показатель..................................................... 98 4.2. Структурные характеристики, статусы, принципы и показатели занятости................................................... 101 4.3. Состояние занятости населения в Российской Федерации и Республике Марий Эл...................................................................... 105 Вопросы для контроля...................................................................................... 116 Основные термины............................................................................................. 117 Список литературы.......................................................................................... 118 5. ФОРМЫ И ВИДЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.................................... 120 5.1. Формы занятости по организационно-правовым способам и условиям трудоиспользования...................................................... 120 5.2. Виды занятости...................................................................................... 130 Вопросы для контроля...................................................................................... 134 Список литературы.......................................................................................... 135 6. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ............................................................. 137 6.1. Понятие и сущность регулирования занятости населения........ 137 6.2. Основные направления политики занятости................................. 148 6.3. Механизм и экономическая эффективность регулирования занятости населения............................................................................. 152 Вопросы для контроля...................................................................................... 176 Основные термины............................................................................................. 177 Список литературы.......................................................................................... 177 7. ПРИОРИТЕТЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ).......................................... 179 7.1. Цели, задачи и приоритетные направления политики занятости.............................................................................. 179 7.2. Формирование и развитие системы социального партнерства................................................................... 184 Вопросы для контроля...................................................................................... 193 Список литературы.......................................................................................... 194 ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... 196 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Тестовые задания............................................................ 197
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Тематика рефератов и докладов................................ 218 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Вопросы к экзамену....................................................... 220 ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Примерные темы дипломных работ.......................... 222 ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Рекомендации по выполнению контрольной работы (реферата), подготовке докладов и сообщений по учебной дисциплине «Занятость населения и ее регулирование»........................ 223 ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Занятость населения и ее регулирование»............................................... 226 ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие по дисциплине «Занятость населения и её регулирование» соответствует государственному образовательному стандарту по специальности 040101.65 «Социальная работа». Цель издания – изложить теоретические и правовые основы занятости населения, рынка труда и безработицы, показать, как они действуют в условиях новой России и Республики Марий Эл. В книге используются теоретический, логический и статистический методы изложения, анализируются микро- и макроуровни рыночных отношений, их объекты и субъекты. Предметом учебного пособия является изучение самой сложной составляющей рыночной экономики – занятости населения и механизма ее регулирования. Необходимость исследования данной проблемы продиктована объективными условиями переходного периода: обострением ситуации на рынке труда, ростом безработицы и увеличением среди них доли выпускников учебных заведений, а также введением в учебную программу вузов дисциплины «Занятость населения и её регулирование» и отсутствием соответствующего учебного материала. В книге отражены как теоретические, так и практические вопросы: с одной стороны, глубоко и всесторонне раскрыты правовые, социально-экономические и психологические проблемы занятости населения, международный и отечественный опыт её регулирования, а с другой – отражено функционирование рынка труда и безработицы на региональном уровне. Это ориентирует студентов на овладение методикой самостоятельного поиска работы, практическими навыками индивидуальной защиты от безработицы и на повышение конкурентоспособности на рынке труда. В этом состоит новизна и практическая значимость настоящего учебного пособия.
ВВЕДЕНИЕ Вопросы труда и занятости являются составной частью социальной политики государства и относятся к основным макроэкономическим показателям состояния общества. Проведенный ретроспективный анализ показал, что занятость носит исторический характер. Данная категория существовала во все времена, при всех экономических формациях. Менялись только ее модели и формы, а показатели варьировали от полной занятости до массовой безработицы. Проблемы занятости всегда носили социальный характер, и их решение вызывало необходимость теоретического осмысления происходящих процессов. Классики экономической науки А. Смит, К. Маркс, Д. Кейнс, М. Фридмен, П. Самуэльсон и другие по-своему трактовали вопросы занятости на рынке труда и безработицы. В результате сложились разнообразные теории занятости, многие из которых имеют значимость по сей день и продолжают развиваться современными учеными. В условиях рыночной экономики меняется структура занятости и конъюнктура рынка труда. В составе безработных увеличивается доля социально незащищенных категорий граждан: женщин, инвалидов, молодежи, в т.ч. выпускников учебных заведений. Смягчению напряженности на современном рынке труда способствует повышение эффективности его регулирования, овладение различными методами социальной защиты от безработицы, развитие форм (активных программ) содействия занятости населения и повышение его конкурентоспособности, внедрение отечественного и зарубежного опыта в деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти и служб занятости субъектов Российской Федерации в связи с разграничением их полномочий. С учетом вышеперечисленных особенностей определена следующая структура первой части учебного пособия: введение, семь разделов, заключение и шесть приложений. В книге раскрывается сущность понятий: человеческие и трудовые ресурсы, экономически активное и неактивное население, рабочая сила и трудовой потенциал, воспроизводство населения как фактор демографического развития общества. Дается схема расчета этих показателей. Все динамические процессы в этой сфере рассматриваются с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2002 года. Для лучшей аргументации движения населения представлены основные демографические показатели, составные части трудовых ресурсов и схема распределения населения по различным категориям.
Немалое внимание в учебном пособии уделено рассмотрению теорий занятости населения: классической, неоклассической, марксистской, кейнсианской, монетаристской, современных Сравнительный анализ Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в последних редакциях от 22.08.2004 г. №122 – ФЗ и от 31 декабря 2005 г. № 199 – ФЗ с предыдущими редакциями позволяет показать изменение сфер влияния федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении политики занятости и её регулировании в условиях совершенствования разграничения их полномочий. Понятие занятости в учебном пособии рассматривается как экономическая категория, социальное явление и макроэкономический показатель. При этом даются структурные характеристики, статусы, принципы и схема расчета занятости, анализируется состояние занятости в современной России и Республике Марий Эл, рассматриваются формы и виды занятости, определяется экономическая эффективность мер государственного регулирования занятости. На основе экономических, географических и демографических предпосылок определяются цели и приоритетные задачи политики занятости, ключевые интегрированные направления действий Правительства Республики Марий Эл, министерств и ведомств, муниципальных образований городов и районов, органов местного самоуправления, общественных (неправительственных) организаций, работодателей всех форм собственности, органов службы занятости. Рассматривается механизм социального партнерства на региональном рынке труда. Содержание учебного пособия позволит студентам не только освоить теоретические и правовые основы занятости, рынка труда и безработицы, сформировать широкий кругозор по данным проблемам, но и побудить к новым исследованиям, привить навыки индивидуальной защиты от безработицы, повысить конкурентоспособность на рынке труда и овладеть методикой самостоятельного поиска работы, определить место специалиста социальной работы в решении проблем труда и занятости. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ТРУДОВОЙ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|