Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Неоклассический синтез




Представители Главная сущность учения Общие выводы
Пол Самуэльсон, лауреат Нобелевской премии 1970 г.   Р. Кэмпбелл Р. Макконнелл Стенли Л.Брю Необходимость одновременного и взаимосвязанного использования рыночного и государственного регулирования. Попытка соединить классическую макроэкономику Смита и Маршалла с современной макроэкономикой путем эффективной кредитно-денежной и фискальной политики. Исследование проблем экономического роста, анализ безработицы и методов ее регулирования, создание теории общего экономического равновесия и др. Разработка методов экономико-математического анализа. «Большинство экономистов готовы признать присущую как кейнсианству, так и монетаризму убедительность. Обе теории предлагают полезные схемы, позволяющие анализировать макроэкономику». В учебнике «Экономикс» используется электический метод (объединяет самые полезные и важные достижения всех школ и направлений). Выделена новая проблема – стагнация производства и занятости при одновременной ползучей инфляции цен. Достигнут важный компромисс: – координация фискальной и кредитно-денежной политики; – анализ как совокупного спроса, так и совокупного предложения; – связь между макро- и микроэкономическими теориями; – «…монетаризм и ТРО оказали сильное влияние на макроэкономическую теорию и политику, хотя общепринятая точка зрения остается по своему происхождению кейнсианской». При усложнении экономических связей большее значение имеет государственное регулирование, чем рыночное.
8. Экономическая реформа Л. Эрхарда
Людвиг Эрхард, (1897-1977)   Основатель теории социального рыночного хозяйства при условии руководящей роли государства.  
       

 

Таким образом, при разработке политики занятости в современных условиях в разных странах с рыночной экономикой используются разные теории, а порой отдельные положения нескольких теорий: в 30-е годы ХХ века преобладающей была кейнсианская, в 70-80-е годы использовались рекомендации монетаристов.

По сей день важное значение имеет государственное регулирование экономики и занятости. Оно поддерживается большинством экономистов и политических деятелей.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

1. В чем смысл основных положений классиков экономической науки о занятости? Кто является ее родоначальником и в какой работе отражена сущность классического учения?

2. Назовите последователей и популяризаторов классической теории. Что нового в экономическую науку принесли неоклассики?

3. В чем сущность положений теории К. Маркса по вопросам занятости и безработицы? Каково значение теории роста органического строения капитала?

4. Дайте критику основных классической теории занятости, опираясь на положения Д. Кейнса. В чем недостатки классической теории занятости с позиции кейнсианцев?

5. В чем преимущество теории эффективного спроса и фискальной политики Д. Кейнса и их значение для решения проблем занятости в современных условиях. В какой работе отражена суть его учения?

6. В чем сущность концепции монетаристов и кто является его лидером? Как рассматриваются вопросы занятости и безработицы в их теории? Как используется монетаристская теория в практике правительств промышленно развитых стран с рыночной экономикой?

7. Почему возникла и чем отличается теория рациональных ожиданий?

8. Каковы сущность и значение неоклассического синтеза, кто является его родоначальником?

9. Изобразите схематически по хронологии экономические школы и главные выводы их теорий, относящиеся к сфере занятости. Как используются теории в практике правительств разных стран при решении вопросов занятости?

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Прибыль – экономическая категория, выражающая финансовые результаты хозяйственной деятельности. При капитализме – превращенная форма прибавочной стоимости, результат эксплуатации труда наемных работников, излишек стоимости над издержками производства. При социализме – конкретная форма стоимости прибавочного продукта или чистого дохода предприятия.

Процент – это плата, получаемая кредитором от заемщика за пользование денежной ссудой: при капитализме – в форме ссудного процента; при социализме – часть прибыли предприятия или дохода отдельных лиц, уплачиваемая за пользование денежными средствами в форме банковской ссуды, вклада в банк или в сберкассу.

Рента – 1) регулярно получаемый доход с капитала, имущества или земли, не требующий от своих получателей предпринимательской деятельности; 2) доход, не связанный с предпринимательской деятельностью и регулярно получаемый рантье в форме процента с предоставляемого в ссуду капитала, землевладельцем в форме земельной ренты с сдаваемого в аренду земельного участка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антология экономической классики: В 2-х т. Т. 2 / предисл., сост. И.А. Столярова. – М.: Эконов, 1992. – 484 с.

2. Васильев, В.П. Занятость населения и ее регулирование: учебное пособие / В.П. Васильев, Л.М. Низова. – Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т., 2003. – С.16-30..

3. Кейнс, Дж. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. Кейнс. – М.: Прогресс, 1978. – 321 с.

4. Костин, Л.А. Рынок труда и теория занятости: учебное пособие / Л.А. Костин, Г.М. Зущина, Л.М. Султанова. – М., 1997. – С.158-191.

5. Костин, Л.А. Российский рынок труда. Вопросы теории, истории, практики / Л.А.Костин. – М.: Профсоюзы и экономика, 1999. – 296 с.

6. Котляр, А. Теоретические проблемы занятости остаются актуальными / А.Котляр // Человек и труд. – 1996. – № 5 – С. 9-11.

7. Кураков, Л.П. Экономика: инновационные подходы: учеб. пособие / Л.П. Кураков, А.П. Краснов, А.В. Назаров. – М.: Гелиос, 1998. – С. 301-318.

8. Макконелл, Р.К. Экономикс. Принципы, проблемы и политика: в 2-х т. / К.Р. Макконнел, С.Л. Брю. – М.: Республика, 1992.

9. Мальтус, Т. Опыт о законе народонаселения: В 2-х т. / Т. Мальтус. – СПб., 1968.

10. Маркс, К. Капитал // Соч. / К. Маркс. – 2-е изд. – Т. 23. – С. 49-84.

11. Мэнкью, Н.Г. Макроэкономика / Н.Г. Мэнкью. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 735 с.

12. Низова, Л.М. Занятость населения и ее регулирование: учебно-методический комплекс / Л.М. Низова.– Йошкар-Ола: МарГТУ, 2003. –С. 7-11.

13. Низова, Л.М. Рынок труда и занятость населения: учебно-методическое пособие / Л.М. Низова. – Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2006.– С. 5-9.

14. Рынок труда: учебник / под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2000. – 448 с.

15. Самуэльсон, П. Экономика: в 2-х т. / П. Самуэльсон. – М.: Алгон, 1994.

16. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т.1. / А. Смит. – М., 1935.

17. Фридмен М. Избранные труды. – М., 1989.

18. Экономика: учебник по курсу «Экономическая теория» / под ред. А.С. Булатова. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Бек, 1997. – С. 142-158.

 


 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТОСТИ

· Нормативно-правовые основы занятости

· Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»

Общие положения

Права граждан в области занятости

Гарантия государства в области занятости

Регулирование и организация занятости населения

Участие работодателей в обеспечении занятости населения

Социальные гарантии и компенсации

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...