Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Серапион. Биография и становление




Работа

 

по дисциплине «История России до XIX века»

на тему: «Образ греха и воздаяния в проповедях Серапиона Владимирского»

Работу выполнил

Студент I курса вечерненого отделения

Камышев Е.А.

Работу приняла

Шемякина О.Д.

 

МОСКВА 2016-2017

 

 

Содержание:

 

Оглавление

Введение. 2

Глава 1. Серапион. Биография и становление. 3

Глава 2. Представление нашествия монголо-татар в разных источниках. 6

Глава 3. “Слова” Серапиона. Ид ейно-содержательная специфика. 10

Заключение. 21

 

 

Введение

 

Свою работу я разделил на три главы, чтобы лучше разобраться в таком непростом вопросе как:””.

В первой главе я рассматривал деятельность Серапиона до принятия сана епископа и показал некоторые проблемы, которые были в Русском духовенстве в то время.

Во второй главе я рассматривал описание нашествия монголо-татар в разных письменных источниках. Именно это событие было важнейшим в той эпохи, в которой жил Серапион, и отражается во всех его “Словах”.

Третья глава посвящается самим “Словам” Серапиона Владимирского: их основному содержанию, специфике воздействия, основным причинам и факторам их создания.

Монголо-татарские нашествия пробудили самосознание отдельных русских людей и сподвигли к активной работе по осмыслению всего случившегося. Речь идет о тех, кто продолжал, не смотря на тяжелое время, боль от утрат и унижение богоугодный труд “спасителя”, храня верность вере отцов, любовь к родине.

И одним из ярчайших имен этой эпохи является имя епископа Серапиона Владимирского.

 

 

Глава 1. Серапион. Биография и становление

 

 

К сожалению, о Серапионе Владимирском известно мало. Летописи XV века сохранили лишь два сообщения о нем. В ‘Московском летописном своде’ под 1274 г. говорится, что из Киева митрополит Кирилл привел с собою архимандрита Печерского Серапиона и поставил его епископом Владимира, Суздаля и Новгорода Нижнего. А уже в статье 1275 г. следует, что в этом году он должен быть в церкви святой Богородицы во Владимире. Таким образом, до своего переезда в Северо-восточную Русь и архипастырского посвящения Серапион духовно окормлял братию Киево-Печерского монастыря, - по мнению исследователей, примерно четверть века. Но насельником этой обители он стал намного раньше.

В 1274 г. митрополит Кирилл поставил епископом Владимирским Серапиона-архимандрита Печерского. Назначение на такой пост показывает степень доверия митрополита новому владыке. Ведь со времени смерти Митрофана Владимирского в ходе татарского погрома Руси в 1237-1238 гг. данная епархия формально оставалась без своего пастыря, а делами ее управления занимался сам митрополит, возможно, с поддержкой Кирилла Ростовского (а после смерти последнего в 1262 г.- его приемника Игнатия).[1]

Как известно, церковь поддержала политику Александра Невского и его приемников по объединению Северо-Восточной Руси. На юге митрополит Кирилл также должен был иметь “своих сторонников”. Вероятно, одним из них стал Серапион Печерский, будущий владыка Владимирский.[2]

Постановление нового епископа состоялось на церковном Соборе 1274г. (Этот Собор стал своеобразным подведением итогов деятельности митрополита Кирилла.) До нас дошли памятники литературного творчества Серапиона Владимирского: пять “слов”[3]. Четыре из них сохранились в “Золотой Чепи”- рукописном сборнике XIV в., а пятое обнаружил С.Шевырев в так называемом “Паисиевском сборнике”.[4] Это пятое слово несомненно принадлежит Серапиону, ”судя по слогу и сходству в некоторых выражениях”.[5] Хотя, возможно, им было произнесено больше пяти слов, поскольку на это есть указания в сохранившихся поучениях.[6]

Митрополит Кирилл, возводя Серапиона на Владимирскую кафедру, хотел явить пример усердного пастыря, активного борца с “нестроениями” в Церкви, что увязывается и с постановлениями Собора 1274 г.[7]Архиерей мог свободнее заниматься проповедью: его защищал высокий сан. Но в целом правильно будет сказать, что проповедь в Древней Руси заменялась исповедью.[8]

Как уже было отмечено, Собор 1274 г. стал своего рода подведением итогов деятельности митрополита Кирилла. Важно, что прошел Собор не в Южной Руси, а во Владимире. Собор должен был указать на “нестроения” в жизни церкви “церковно-законодательным путем воспрепятствовать их распространению”.[9] Собор осудил беспорядки во время литургии, пьянство в среде духовенства, безнравственные веселье народа, а также обливание при обряде крещения. Митрополита уже давно беспокоили “нестроения”, имевшие место в церковной и общественной жизни. Но если ранее Кирилл старался исправлять их “посредством стараний неписьменных”, то теперь “письменным изданием своих соборных постановлений… он хотел завершить… предшествовавшие забыты и усилия.”[10]

Итогом Собора 1274 года стало Правило о благочинии обычаев и богослужения. Правило было одобрено и вошло в состав Кормчей.[11]

Правило во многом схоже с поучениями Серапиона. Им свойственна некая стилистическая общность. Это говорит об участие Владимирского епископа в составлении соборных определений. В некоторых славянских Кормчих сразу за Правилом митрополита Кирилла следует “Поучение к попом”. В науке шел спор об авторстве этого памятника. В.А. Колобанов допускает возможность, что “Поучение к попом” могло быть произнесено Серапионом Владимирским после Собора 1274 г.[12]

 

Исследователи по-разному датируют “Cлова” Серапиона.

Например, Н.Я. Аристов рассматривал Поучения в едином комплексе. Он полагал, что в первом Слове имеется в виду землетрясение 1271 г., разрушившее Драч-город, сведения об этом на Руси могли получать от русских путешественников или посланников в византийские земли (известно, что Феогност Сарайский в 1279 г. третий раз пришел из Царьграда, возможно, что в одну из предыдущих поездок его сопровождал сам Серапион, тогда еще Печерский архимандрит). Во Владимире он использовал полученные им сведения в своих проповедях[13]. То есть, по мнению исследователя, первое слово относится уже к владимирскому периоду жизни Серапиона. (К той же мысли склонялся и М. Сперанский.[14])

Однако изыскания В.А. Колобанова позволили однозначно говорить о создании всех пяти известных слов Серапиона во Владимире.[15] (так же считает и В.Н. Топоров.[16]).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...