Остановимся на испытаниях.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 В западных источниках преобладают пять типов: a) Огонь b) Холодная вода c) Взвешивание ведьм (считалось, что ведьма обладает особой легкостью) d) Тыканье иголкой в бородавки на теле e) Наблюдение, много ли осужденная будет плакать при пытках.
Серапион упоминает только о способе испытания холодной водой. Кстати на западе этот способ был самым популярным[38]. Об этом испытании хорошо говорит Гинкмар: “когда кого-нибудь бросают для испытания в воду, то, сообразно некоторому роду формы крещения, бросающими призывается Господь, чтобы Он отыскал истину, раскрыл ее и удостоил рассеять мрак нашего незнания,-чтобы невиновный не мог несправедливо быть осужденным нами, а виновный. Своим отрицанием или дьявольским обманом, не ускользнул как-нибудь безнаказанно”. Этот способ не всегда вызывал согласия между светской власти и духовенства; даже в каждой из них этих двух половин, сосредоточивших в себе всю сумму общественных понятий в их более очищенном и культурном виде, нет строгого согласия. Получается, что для Серапиона испытание холодной также хорошо применим и для русских реалий.
Заключение
В целом Серапион Владимирский предстает перед нами крупной фигурой древнерусской литературы, ему блестяще удалось раскрыть пороки современного общества. Ненависть к завоевателям не застилала глаза, и он мог увидеть положительные качества монголов. Здесь Серапион смог отличить представителей татарской власти, утеснявших Русь, от собственно массы кочевников, обладавших рядом достоинств. Это подтверждает мнение Л.Н. Гумелева о том, что татары не могли привить русскому народу негативные свойства (например, предательство), которыми сами не обладали.[39]
Талант проповедника виден и в том, что описания нашествия монголов в первом, втором и третьем словах неоднообразны по тону и содержанию.[40] За время существования рукописной традиции с XIII-XVIII вв. произведения Серапиона оказывали влияние на древнерусскую литературу. Писатели и книжники древней Руси чаще всего обращались к трем первым поучениям Серапиона. Их внимание привлекали картины татаро-монгольского нашествия. Творчество Серапиона Владимирского представляет собой примечательную страницу в истории древнерусской литературы. Произведения Серапиона, осуждавшие междоусобия, изображавшие трагедию опустошенной татарским нашествием Русской земли, были явлением своевременным и глубоко прогрессивным. Слова Серапиона являются важным вкладом в древнерусское ораторское искусство и по праву могут быть призваны гордостью литературы древней Руси. Из поучений Серапиона, отличающихся патриотизмом содержания, вырисовывается облик автора не только как “духовного пастыря” церкви, но и как писателя, исторически правильно понимавшего свою задачу в один из сложных и тяжелых для Древней Руси периодов.
Список используемой литературы: 1. Топоров В.Н. ”Святость и святые в русской духовной культуре ” Т.2: Три века христианства на Руси(XII-XIV вв.)-Б.М.: Языки рус. культуры 1998г. 2. Соколов Р.А. ““Слова” Серапиона Владимирского: обстоятельства появления и историография” Изд-во Санкт- Питербурского университета (СПбГУ), 2002г. 3. Мильков В.В. “Древняя Русь: пересечение традиций” М. 1997г. 4. Петухов Е.В. “ Серапион Владимирский, русский проповедник XIII века.” – СПб.: Б. и., 1888. 5. Кирилин В.М. ”Теория традиции: христианство и русская словесность. Идейно-содержательная специфика “Слов” святителя Серапиона Владимирского”- Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 2009. 6. Колобанов В.А. “Обличение княжеских междоусобий в поучениях Серапиона Владимирского”. – Ленинград: Изд-во АН СССР, 1961
7. Колобанов В.А ” Общественно-литературная деятельность Серапиона Владимирского”. – Л.: Б. и., 1962 8. Хазагеров Г.Г. “Политическая риторика” – Москва: Никколо-Медиа, 2002 9. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь.М.,1992. 10. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. 11. Филарет (Гумилевский). История Русской Церкви. В пяти периодах. СПб., 1894 12. Смирнов С. Древнерусский духовник. 13. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т.II. М., 1997.
[1] Петухов Е. Серапион Владимирский, русский проповедник XIIIв. С.3-4 [2] Колобанов В.А. Общественно-литературная деятельность Серапиона Владимирского Владимир, с.11. [3] Петухов Е. Серапион Владимирский, русский проповедник XIIIв. С.16 [4] Шевырев С. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. Вакационные дни профессора С.Шевырева в 1847 г. Ч.М., 1850. С. 32-37 [5] [5] Петухов Е. Серапион Владимирский, русский проповедник XIIIв. С.16 [6] Филарет (Гумилевский). История Русской Церкви. В пяти периодах. СПб., 1894. С.217 [7] Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. С. 176. [8] Смирнов С. Древнерусский духовник. С.135. [9] Колобанов В.А. К вопросу об участии Серапиона Владимирского в соборных “деяниях” 1274 г.//ТОДРЛ.Т.XVI.М.;Л., 1960. С.443. [10] Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т.II. М., 1997. С.65-66 [11] Филарет. Обзор русской духовной литературы. С. 58. [12] Колобанов В.А. //ТОДРЛ.Т.XVI.М.;Л., 1960. С.162. [13] Аристов Н.Я. Заметка о поучениях Серапиона Владимирского // Труды III Археологического съезда в России, бывшего в Киеве в августе 1874 г. Т.II. Киев, 1878. С.44-47. [14] Сперанский М. История древнерусской литературы. Пособие к лекциям в университете и на Высших женских курсах в Москве. М., 1914. С.366 [15] См.: Колобанов В.А. 1) К вопросу о датировке первого “Слова” Серапиона Владимирского // Учен. Зап. Владимирского пед. ин-та. 1958. Вып. 4. 2) Общественно- литературная деятельность Серапиона Владимирского. С. 7-9 [16] Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. II. Три века христианства на Руси (XII-XIV вв.) М., 1998. С. 239-240. [17] Мильков В.В. “Древняя Русь: пересечение традиций” М. 1997г. с. 147 [18] Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. II. Три века христианства на Руси (XII-XIV вв.) М., 1998 с.207.
[19] Соколов Р.А. ““Слова” Серапиона Владимирского: обстоятельства появления и историография” Изд-во Санкт- Петербургского университета (СПбГУ), 2002г. С. [20] Кирилин В.М. ”Теория традиции: христианство и русская словесность. Идейно-содержательная специфика “Слов” святителя Серапиона Владимирского”- Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 2009. С.47 [21] Топоров В.Н. ”Святость и святые в русской духовной культуре ” Т.2: Три века христианства на Руси(XII-XIV вв.)-Б.М.: Языки рус. культуры 1998г. С.216 [22] Мильков В.В. “Древняя Русь: пересечение традиций” М. 1997г. [23] Топоров В.Н. ”Святость и святые в русской духовной культуре ” Т.2: Три века христианства на Руси(XII-XIV вв.)-Б.М.: Языки рус. культуры 1998г. С.148 [24] Соколов Р.А. ““Слова” Серапиона Владимирского: обстоятельства появления и историография” Изд-во Санкт- Питербурского университета (СПбГУ), 2002г. [25] [25] Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. II. Три века христианства на Руси (XII-XIV вв.) М., 1998 [26] Кирилин В.М. ”Теория традиции: христианство и русская словесность. Идейно-содержательная специфика “Слов” святителя Серапиона Владимирского”- Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 2009. С.44.
[27] Хазагеров Г.Г. “Политическая риторика” – Москва: Никколо-Медиа, 2002.С. 30.
[28] Хазагеров Г.Г. “Политическая риторика” – Москва.2002 С. 31
[29] Кирилин В.М. ”Теория традиции: христианство и русская словесность. ”- Ижевск.2009.С.46. [30] Петухов Е.В. “ Серапион Владимирский, русский проповедник XIII века.” – СПб.: Б. и., 1888. С.17
[31] Колобанов В.А ” Общественно-литературная деятельность Серапиона Владимирского”. – Л.: Б. и., 1962.С.16
[32] Кирилин В.М. ”Теория традиции: христианство и русская словесность.” С.49
[33] Кирилин В.М. ”Теория традиции: христианство и русская словесность. Идейно-содержательная специфика “Слов” святителя Серапиона Владимирского”- Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 2009. С.52
[34] Кирилин В.М. ”Теория традиции: христианство и русская словесность.”, 2009. С. 52.
[35] Топоров В.Н. ”Святость и святые в русской духовной культуре ” Т.2: Три века христианства на Руси(XII-XIV вв.)-Б.М.: Языки рус. культуры 1998г.
[36] Топоров В.Н. ”Святость и святые в русской духовной культуре ” Т.2: Три века христианства на Руси(XII-XIV вв.)-Б.М.: Языки рус. культуры 1998г.
[37] Кирилин В.М. ”Теория традиции: христианство и русская словесность. Идейно-содержательная специфика “Слов” святителя Серапиона Владимирского”- Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 2009. С. 54.
[38] Петухов Е.В. “ Серапион Владимирский, русский проповедник XIII века.” – СПб.: Б. и., 1888 [39] Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь.М.,1992.С. 359. [40] Петухов Е. Серапион Владимрский. Русский проповедник XIII в. С.29
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|