ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы исследования поведенческой культуры подростков
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4 ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы исследования поведенческой культуры подростков.. 10 1.1. Понятие поведенческой культуры.. 10 1.2. Нормы и ценности как средства социальной регуляции поведения.. 15 1.2.1. Нормы как образцы поведения человека.. 15 1.2.2. Классификация норм.. 18 1.2.3. Ценности как основополагающий элемент поведения человека.. 23 1.2.4. Классификация ценностей.. 27 ГЛАВА II. Основные аспекты поведенческой культуры подростков, связанные с проблемой ВИЧ/СПИД.. 34 2.1. Причины распространения ВИЧ-инфекции среди подростков 34 2.2. Поведенческая культура, направленная на сохранение своего здоровья.. 39 2.3. Поведенческая культура, направленная на непричинение вреда здоровью других людей.. 43 ГЛАВА III. Анализ влияния информированности о ВИЧ - инфекции на поведенческую культуру подростков (по результатам конкретного социологического исследования школьников 6-10-х классов гимназии №40 Октябрьского района г. Барнаула, проведённого в мае 2004 года) 50 3.1. Программа конкретного социологического исследования зависимости поведенческой культуры подростков от уровня информированности по проблеме ВИЧ/СПИД.. 50 3.2. Результаты исследования.. 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 70 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 74 ПРИЛОЖЕНИЕ. 1
ВВЕДЕНИЕ
«Человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах» Аристотель
Как проблема, «СПИД» существует в истории человечества ничтожно короткий срок. Однако уникальность СПИДа как небывалого медико-социального явления, сделали её почти сразу же социально значимой для всех стран земного шара.
Ни для кого не секрет, сколь остро в сегодняшнем российском обществе стоит проблема распространения ВИЧ/СПИД. Во всех опросах общественного мнения она занимает первые места в рейтинге тревожности, актуальности. И, как ни парадоксально, такие «кричащие» проблемы не всегда приводят к мобилизации общества в их решении. Часто в общественном сознании формируется своего рода ступор – острое эмоциональное восприятие проблемы препятствует её разрешению рациональными методами. Это относится прежде всего к фактам индивидуального поведения и группам, которые можно назвать «наблюдающими» в противоположность «участвующим». В случае с ВИЧ-инфекцией как социальную проблему это социальное явление расценивают не группы риска (подростки), а взрослое их окружение – родители, педагоги, врачи. Самое вредное – испугаться распространения ВИЧ/СПИД и, поддавшись эмоциям, испытывать самому и внушать ужас по этому поводу окружающим. Несмотря на справедливость положения об эффективности использования для профилактики ВИЧ/СПИД метода прерывания путей передачи, информирование является эффективным, но лишь на начальных этапах изменения поведения. Поэтому особое внимание необходимо обратить на подростков. Изменить поведение означает не только изменить сознание. Следует иметь в виду, что ориентации любого человека представлены на эмоциональном (отношение), когнитивном (знание) и поведенческом (реальные поступки) уровнях. У подростка указанные три уровня рассогласованы. И поэтому активное воздействие на когнитивные ориентации не всегда гарантирует изменение в эмоциональной и поведенческой сферах. Причина распространения ВИЧ/СПИД в подростковой среде коренится в склонности к рискованному поведению подростков. Это лишь особенность этапа социализации и вряд ли можно её исключить, можно только корректировать. В связи с этим особенно актуальным в современных условиях является изучение поведенческой культуры подростков, возможностей возникновения опасного поведения, что может привести к распространению ВИЧ-инфекции.
Очень важно здесь обратить внимание на те социальные нормы и ценности подростков, являющиеся основой их поведения, которые могут повлиять на отношение как к своему здоровью и здоровью других людей, так и на отношение к людям, инфицированным ВИЧ/СПИД. Эта проблема затрагивает всех людей, касается важнейших ценностей (жизнь, здоровье), привлекает внимание специалистов весьма удалённых друг от друга направлений (биологов, медиков, психологов; социологов, философов, педагогов, демографов; математиков, физиков, химиков и др.). Поэтому область исследования, которая является предметом рассмотрения, по своей природе междисциплинарна. Исследование ценностей, ценностных ориентаций достаточно разработанная область в мировой науке, особенно в психологии. В отечественной социологии ценности изучались в работах ряда авторов, среди которых можно выделить прежде всего исследования В.П. Вардомацкого С.Г. Климовой, И.С. Кона, В.Я. Ядова и др. Ряд работ (например, работы В.А. Ядова, З.И. Файнбурга) показывают различия в системе ценностей личностей в зависимости от их принадлежности к профессиональным, социальным группам и т.д. Однако, большинство подобных исследований относится к временам социалистического общества. Григорьев С.И. и др. изучали смысл жизни как интегральный показатель системы ценностных ориентации. В их работах очень часто понятия «ценности» и «ценностные ориентации» употребляются в сочетании с таким понятием, как «смысложизненные ориентации». Нормы также достаточно разработанная область как в зарубежной, так и отечественной науке. Изучением их занимались В.И. Куценко, Е.М. Пеньков, А.Ф. Вильнянский, В.Н. Подкуйченко, И.И. Серчугов, В.И. Куценко, П.Е. Недбайло, А.Ф. Шеюанов, С.В. Курылёв. Изучением мотиваций поведения человека и поиском её социальных детерминант, идя с разных сторон, занимались социологи, социопсихологии, и психологи (Джон Б. Уотсон, Ронзин Д.В., В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, Д.Н. Узнадзе, А.Н., Леонтьев, Ананьев Б. Г). Изучением различных вопросов проблемы ВИЧ/СПИД (информированность по проблеме ВИЧ/СПИД) занимаются следующие официальные учреждения: Российский центр по профилактике и борьбе со СПИДом, Международная организация «СТОП СПИД», ассоциация САНАМ, неправительственная организация «СПИД Инфосвязь Россия», Центр ЭЗОП. В Алтайском крае данными исследованиями занимаются: ассоциация «Сибирская инициатива», Алтайский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИДом и другими инфекционными заболеваниями, Алтайский краевой наркологический диспансер.
Очень много проводится исследований как на российском, так и на местном уровнях информированности молодёжи по проблеме ВИЧ/СПИД, особенностях представлений молодёжи о СПИДе (Бовина И.Б., Власова Е. В). Изучением самосохранительного поведения подростков в области ВИЧ/СПИД занимаются Журавлёва И. В, Шилова Л.С. Таким образом, существует обилие литературы, посвященной изучению поведения человека, и достаточно исследований информированности населения по проблеме ВИЧ/СПИД. Но проблема влияния информированности о ВИЧ/СПИД на поведенческую культуру подростков освещается лишь косвенно, на уровне предположений или констатации факта, что такая связь существует. Отчасти это объясняется сложностью, многогранностью, неоднозначностью объекта исследования. Вместе с тем современное состояние российского общества в плане увеличения заболеваемости ВИЧ/СПИД среди подростков показывают, что такие исследования жизненно необходимы не только для создания необходимых мер по предотвращению заражения подростков ВИЧ-инфекцией, но и для повышения культуры поведения самих подростков в плане ценностных и нормативных установок. Исходя из вышеуказанного проблемой данного исследования является отсутствие конкретных знаний о системе влияния информированности подростков по проблеме ВИЧ/СПИД на формирование ответственного поведения, охраняющего здоровье и жизнь. Итак, объектом данного исследования выступает поведенческая культура подростков. Предметом – влияние уровня информированности подростков о ВИЧ/СПИД на поведенческую культуры.
Поведенческая культура подростков выбрана для анализа не случайно, так как именно в этом возрасте активно закладываются социальные нормы и ценности и формируется образ жизни человека. «Согласно наличествующему образу мира человек выбирает те или иные модели и способы поведения в жизненных ситуациях, активно реагирует на социальные изменения». И именно в этом возрасте возможна деформация ещё не устоявшихся ценностей, которая может привести к возникновению у подростка опасного поведения (табакокурение, алкоголизм, употребление наркотиков, половая распущенность). А этого допускать никак нельзя, так как подростки являются основой будущего». Поэтому забота о собственном здоровье и не причинение вреда здоровью других людей должна глубоко укорениться в умах подростков. В этом им должна помочь «кооперация» усилий органов образования, медицинского обслуживания, государственного управления, средств массовой информации и всех людей, осознающих острую необходимость решения и преодоления этой проблемы». Целью данного исследования является выяснение уровня знаний подростков по проблеме ВИЧ/СПИД и влияния его на формирование ответственного поведения, охраняющего здоровье и жизнь подростка. Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач: Определить понятие «поведенческая культура». Охарактеризовать ценности и нормы как средства социальной регуляции поведения. Определить уровень информированности подростков по проблеме ВИЧ/СПИД: Выявить знания подростков об источнике, путях передачи, мерах профилактики ВИЧ-инфекции. Оценить уровень самооценки знаний подростков по проблеме ВИЧ/СПИД. Выделить факторы, способствующие увеличению риска заражения ВИЧ-инфекцией. Охарактеризовать отношение подростков к своему здоровью, здоровью других людей и ВИЧ-инфицированным. Выявить особенности влияния уровня знаний по проблеме ВИЧ/СПИД на формирование поведенческой культуры подростков. При выполнении поставленных задач выдвигаются следующие гипотезы: Решающее воздействие на формирование поведенческой культуры подростков оказывают сформировавшиеся у них социальные нормы и ценности. Поведенческая культура отношения к проблеме ВИЧ-инфицированности базируется на культуре отношения человека к себе и другим людям. Подростки недостаточно информированы по проблеме ВИЧ-инфекции. Отношение подростков к своему здоровью, здоровью других людей и ВИЧ-инфицированным выглядит следующим образом: Подростки достаточно халатно относятся к своему здоровью.
К здоровью близких родственников подростки относятся более бережно, чем к здоровью незнакомых им людей. Подростки неадекватно относятся к ВИЧ-инфицированным. Эмпирическую базу дипломной работы составляет социологическое исследование, проведённое в мае 2004 года в гимназии №40 Октябрьского района г. Барнаула. При работе над дипломом использованы следующие методы: традиционный анализ литературы; анкетирование подростков. Дипломная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка использованной литературы. ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы исследования поведенческой культуры подростков
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|