Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поведенческая культура, направленная на непричинение вреда здоровью других людей

 

Нет никакого сомнения в том, что на данный момент просвещение подростков по вопросам ВИЧ-инфекции – лучший способ предотвращения этой болезни. Просвещение должно давать ясную, правдивую и точную информацию о том, какое влияние оказывает ВИЧ-инфекция на жизнь каждого человека и на здоровье общества в целом. Как нужно вести себя со своим сексуальным партнёром, от каких вредных привычек нужно избавиться, во избежание заражения ВИЧ-инфекцией.

Подростки не могут вести себя ответственно, если они не обладают достаточными знаниями и не имеют навыков принятия решений, необходимых для того, чтобы действовать благоразумно. Подросток не может осознавать последствий своего поведения, если не будет знать, каковыми могут оказаться эти последствия.

Подростки в свой возраст экспериментов, пытаются узнать как можно больше информации, перечувствовать как можно больше эмоций. Они без отказа могут попробовать сначала алкоголь, сигарету, а затем и наркотики (для сравнения). В дальнейшем подросток уже не будет отказываться от наркотика, так как он приносит большое удовольствие, и ему будет всё равно – заразится он ВИЧ-инфекцией или нет. И естественно ему будет не интересно, что станет с его друзьями, с которыми он вместе колится из одного шприца.

Половое поведение, для которого характерно пренебрежение средствами защиты от ВИЧ-инфекции, беспорядочные и множественные половые связи, вызывают угрозу не только для здоровья самого подростка, но и для здоровья своего сексуального партнёра.

Некоторые социальные нормы не поощряют те особенности поведения, которые приводят к передаче ВИЧ-инфекции, в то время как другие могут способствовать опасному поведению или вызывают у подростков нежелание придерживаться более безопасного поведения [39, c.104].

Интерес и риск приводит подростка к смене большого числа сексуальных партнёров. При этом не каждая половая связь сопровождается применением презервативов. Это может быть в следствие либо забывания, либо нежелания им воспользоваться, либо простого смущения говорить о применении презерватива со своим партнёром.

Сексуальный консерватизм может являться одним из лучших способов защиты от ВИЧ-инфекции на уровне общества, тем не менее, соблюдение моральных норм никогда не бывает всеобщим. Эпидемия ВИЧ-инфекции может, тем не менее, начаться, и консерватизм может в результате проявиться в презрении к людям, которые были инфицированы или принадлежат к социальным группам, ассоциирующимся с опасным поведением, что затрудняет мероприятия среди них, связанные с пропагандой более безопасного поведения [39, с.105].

Несмотря на возраст, современные подростки владеют значительной информацией и определённым жизненным опытом.

Тем не менее, многие хорошо осведомлённые подростки, которые обладают навыками и умениями в плане уменьшения риска и осознают все опасности, будут продолжать практиковать опасное поведение.

Многие не знают, инфицированы ли их партнёры или нет, или даже о степени настоящего или прошлого опасного поведения партнёра.

Здесь существует двусторонняя связь в отношениях. Это возможность и самому заразиться и, если болен ты сам (но не знаешь об этом, или знаешь, но преднамеренно это делаешь), то заразить своего сексуального партнёра.

Действующее уголовное законодательство Российской Федерации в отношении ВИЧ-инфицированных носит карательный характер. Уголовная ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией предусмотрена статьёй 122 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая состоит из трёх самостоятельных составов [42, с.118].

Проблема применения этой статьи заключается в том, что в настоящее время в доктрине российского уголовного права нет единого мнения в отношении форм вины этого преступления. ВИЧ-инфекция представляет собой огромную опасность для общества и это делает необходимым введение уголовной ответственности за поставление в опасность заражения и за заражение ВИЧ-инфекцией, но при этом необходим дифференцированный подход к квалификации деяний – ведь заражение может наступить и в случае некачественных презервативов, и умышленно (с использованием заражённой крови). Больные заведомо ставятся в неблагоприятное положение, подвергаются остракизму.

Поэтому забота о партнёре, пропаганда безопасного полового поведения среди своих друзей и знакомых может защитить самого подростка от заражения ВИЧ-инфекцией.

2.4. Поведенческая культура, связанная с отношением к больным

ВИЧ/СПИДом

На всём протяжении существования ВИЧ-инфекции больные ВИЧ/СПИДом подвергаются стигматизации со стороны здоровых людей.

Стигма – это ситуация индивида, который лишён права на полное социальное понятие. Стигматизация, по Крокеру и Мейер, связана с негативными стереотипами, предубеждениями в отношении некоторых социальных категорий. В её основе лежит страх заболеть смертельной, мало изученной болезнью. Для больных ВИЧ/СПИД (маргинальных по отношению к морали гомосексуалистов, проституток, наркоманов) это уже вторичная стигматизация. [6, с.211].

Реализация и защита прав человека – одна из глобальных проблем современности. Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства (статья 2).

Если подходить к этой проблеме в контексте ВИЧ/СПИДа, то можно отметить, что наличие благоприятных условий для соблюдения прав человека позволяет понизить степень уязвимости к ВИЧ/СПИДу, даёт возможность инфицированным ВИЧ или больным СПИДом лицам вести достойную жизнь без какой бы то ни было дискриминации и смягчает негативное воздействие ВИЧ-инфекции на человека и общество [42, с.116].

В современном мире ширится осознание того, что без здоровья населения невозможно обеспечить необходимый уровень защиты прав человека в конкретной стране. Тем не менее, дискриминация по признаку наличия заболевания остаётся одним из самых распространённых видов дискриминации на всех континентах земного шара. Наличие такого заболевания, как ВИЧ-инфекция и СПИД влечёт за собой определённые медицинские, этические и, что особенно важно, правовые последствия.

ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом нуждаются в защите от дискриминации при получении медицинской помощи (им необходимо особое, специфическое лечение), образования, устройстве на работу, создании семьи. Сегодня ВИЧ-инфицированные в России лечатся только в СПИД-центрах (но не все регионы располагают таковыми), что лишает их права на выбор врача, получение квалифицированной медицинской помощи в случае развития сопутствующего заболевания. Наличие специальных лечебных учреждений не позволяет гарантировать тайну диагноза, что в свою очередь порождает трудности с трудоустройством, получением образования [42, с.118]. Хотя сегодня существует множество учреждений, где можно обследоваться анонимно.

На адекватное отношение подростков к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом оказывают большое влияние воззрения родителей и родственников подростков, учителей в школе. В зависимости от того на какой ступени находится их нравственная планка, как они сами будут относится к больным, такое же отношение они будут «навязывать» и своим детям, знакомым, ученикам. Поэтому родители и учителя должны быть информированы на высоком уровне по этой проблеме, так как являются агентами социализации подростков.

Труднее в этом отношении обстоит дело со сверстниками, так как они находятся в одинаковом положении и могут ложно информировать друг друга о ВИЧ-инфекции, о путях её распространения.

С точки зрения формирования навыков безопасного поведения и социальных установок на здоровый образ жизни в подростковой среде, на их отношение к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом, особое значение имеет продукция СМИ, обращённая к молодым людям, которые, проводя значительное время перед экранами телевизоров, нередко копируют модели небезопасного сексуального общения и способы проведения свободного времени с расслабляющими наркотиками [18, с.8].

Проблема дискриминации ВИЧ-инфицированных больных является достаточно широко освещённым в прессе вопросом, однако, иногда сами журналисты способствуют формированию негативных стереотипов.

Немалая часть статей о ВИЧ/СПИДе начинается громкими заголовками, как, например, «Спидоносцы, рассчитайтесь!», или «ВИЧ-инфицированные дети будут жить в обычных детдомах». Всё это усиливает страх среди подростков, способствует развитию негативных предрассудков, ведущих к насилию, покушениям, беспочвенным оскорблениям и унижениям.

Среди терминов, описывающих людей, больных ВИЧ/СПИДом, в статьях приводилось противопоставление ВИЧ-инфицированных детей «нормальным» или «обычным», использовались обращения «горе-матери», «проститутки» к матерям, инфицированным ВИЧ, что предполагает пренебрежительное отношение и носит ярко выраженный дискриминационный характер, нарушающий права и свободы человека и гражданина, и преследуемый по закону согласно статьи 17 и 24 ФЗ №38 от 30 марта 1995 года «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека».

Описывая людей с ВИЧ/СПИД в терминах «мученик», «жертва», «невинный», журналисты способствуют формированию ошибочных представлений [18, с.10]. Во-первых, абсолютно любой человек может быть инфицирован. Сегодня ясно, что в контексте эпидемии уже не существуют групп риска, а есть рискованное поведение, результатом практики которого может стать заражение.

Во-вторых, описание человека при помощи слова «жертва» предполагает его беспомощность и вызывает жалость, что рассматривается многими людьми со СПИД и ВИЧ, пытающимися противостоять вирусу и вести нормальную жизнь, как оскорбление.

В-третьих, люди со СПИД не обязательно являются постоянно больными, и поэтому неправильно описывать их с помощью термина «мученики».

На страницах газет можно встретить рассуждения о принудительном лечении больных ВИЧ/СПИДом или об изоляции их от общества. Практика и наука не даёт научно обоснованных подтверждений эффективности подобных методов. Опыт тех стран, где на первых порах такие меры практиковались показывает, что они [18, с.11]:

- представляют собой нерациональную растрату людских и финансовых ресурсов и, в плане профилактики заболевания.

- противоречат основным правам человека, и, следовательно, не только правам тех, кто инфицирован, но и правам каждого гражданина.

- препятствуют созданию служб поддержки, консультирования и защиты здоровья людей, чьё поведение связано с повышенным риском заражения.

- увеличивают уровень стигматизации и страха, как среди тех, кого проблема СПИДа касается непосредственно, так и общества в целом.

- лишает общество возможности использовать тот важный вклад в противостояние СПИДу, который могут внести люди с ВИЧ-инфекцией, так и те, кто относится к группам риска.

- создают ложное ощущение безопасности общества.

Исходя из этого, можно сказать, что подростки, ориентируясь во многом на продукцию СМИ, на своих друзей и родителей, не всегда верно могут сформулировать своё отношение к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом. Такое неадекватное отношение к инфицированным может привести к ослаблению осознания всеобъемлемости и сути проблемы, а лишь заострить внимание на пренебрежении к больным людям и возникновению рискованного поведения.

 


ГЛАВА III. Анализ влиянияинформированности о ВИЧ - инфекции на поведенческую культуру подростков (по результатам конкретного социологического исследования школьников 6-10-х классов гимназии №40 Октябрьского района г. Барнаула, проведённого в мае 2004 года)

 

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...