Приоритеты и основные направления
РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ) · Цели, задачи и приоритетные направления политики занятости · Формирование и развитие системы социального партнерства Цели, задачи и приоритетные направления Политики занятости В целях увеличения уровня занятости, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, смягчения последствий безработицы на региональном рынке труда Правительство Республики Марий Эл совершенствует государственную политику занятости населения. При этом особое внимание уделяется сбалансированному решению экономических и социальных проблем на этапе перехода к экономическому росту. Для создания рациональной структуры занятости населения предполагается проведение и развитие форм активной политики на рынке труда, главными из которых являются: содействие занятости граждан на постоянной и временной основе; повышение конкурентоспособности рабочей силы, ее обучение и переобучение; профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных граждан и незанятого населения. Исходными методологическими предпосылками политики занятости являются все элементы сферы занятости, структура и качество рабочей силы (предложение), система рабочих мест (спрос), трудовые отношения, условия и оплата труда, формы и методы регулирования занятости и другие. Политика занятости и механизм регулирования занятости строятся с учетом следующих объективных факторов и условий: 1) географическое положение и природно-ресурсный потенциал республики: основной источник сырья – лес, занимающий 52,7 процента территории; наличие запасов песка, глины, карбонатных пород, торфа, минеральных вод и лечебных грязей;
ведущиеся поисково-оценочные работы по добыче нефти, планируемое проведение геофизических исследований для уточнения зон нефтегазонакопления; переоценка запасов воды Арбанского участка Йошкар-Олинского месторождения и завершение разведки Ургакшского месторождения подземных вод в Советском районе; реки и озера республики относятся к экологически чистым в Европе и могут быть использованы для развития бизнеса в сфере отдыха и туризма; 2) демографическая ситуация и тенденция ее развития, рост масштабов предложения рабочей силы: изменение половозрастной структуры трудоспособного населения, увеличение населения в трудоспособном возрасте; территориальное распределение трудоспособного населения (преобладание городского населения над сельским); увеличение удельного веса экономически активного населения в его общей численности; снижение рождаемости, рост смертности и «старение» населения. 3) экономическая и финансово-кредитная инвестиционная и налоговая политика. Целью политики занятости является обеспечение эффективности структуры занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, смягчение последствий долговременной безработицы. Задача политики занятости – обеспечить взвешенность в политике занятости: с одной стороны, не допустить массовую безработицу, а с другой – не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики. К приоритетным направлениям политики занятости в Республике Марий Эл можно отнести: рост мобильности трудовых ресурсов и стимулирование трудовой мотивации; максимальную сбалансированность спроса и предложений рабочей силы в профессионально-квалификационном аспекте; создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;
переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений; развитие и обновление кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также за счет трудоустройства молодежи, получившей современное профессиональное образование; расширение гибкости рынка труда как по формам занятости, так и режимам труда (развитие многообразных видов, форм занятости и режимов труда); оказание дифференцированной социальной поддержки безработным в зависимости от причин потери работы и готовности человека адаптироваться к новым и более высоким профессиональным требованиям. Главное внимание как в сфере экономики, так и в сфере занятости сосредоточено на трех основных направлениях: Во-первых, Республика Марий Эл относится к группе индустриально-аграрных регионов, она является зоной интенсивного ведения сельскохозяйственного производства. В последнее время, как показывает анализ, в агропромышленном комплексе снижается удельный вес занятых, создалась излишняя численность работающих на сельскохозяйственных предприятиях (до 20-30 процентов), увеличилось число официально зарегистрированных безработных, проживающих в сельской местности. В целях усиления содействия занятости сельского населения принимается ряд мер, имеющих приоритетное значение: разработана республиканская целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года»; реформируются хронически неплатежеспособные сельскохозяйственные предприятия, создаются укрупненные производственные по отраслевому принципу объединения на базе ведущих племенных хозяйств республики (свиноводство, птицеводство и т. д.); формируется многоукладная экономика, развивается предпринимательство, обеспечивается рост крестьянских (фермерских) хозяйств, поддержка личного подворья, защита и стимулирование отечественного товаропроизводителя; создаются социально-деловые центры и бизнес-инкубаторы; расширяются объемы и ассортимент выпускаемой сельскохозяйственной продукции, создаются объекты малой переработки, подсобные цеха и производства; получают развитие частные и кооперативные формы деятельности в сфере социально-бытового обслуживания;
развиваются ремесленные производства и народные промыслы; ведется подготовка кадров для аграрного сектора по интегрированным профессиям производственной, предпринимательской и социальной сфер; внедряются в сельской местности дистанционные формы обучения безработных граждан и незанятого населения; сдерживается безработица в сельских населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда, с большим количеством избыточных трудовых ресурсов. Во-вторых, разработана программа повышения эффективности лесопромышленного комплекса, предусматривающая: создание необходимых условий для полной переработки хвойного пиловочника в готовые изделия и полуфабрикаты; сохранение объемов лесозаготовок с проведением работ по лесовосстановлению и прекращению вывоза из республики необработанного леса; внедрение лесопромышленными предприятиями прогрессивной технологии заготовки древесины, создание мощностей по увеличению доли переработки лиственной древесины для нужд местных предприятий; своевременное и полное обеспечение лесозаготовительных предприятий в установленном порядке лесосечным фондом; расширение объемов, развитие форм занятости и режимов работы (двухсменка, вахтовый метод и т. д.). В-третьих, приоритетной задачей остается задача возрождения и развития производства на предприятиях военно-промышленного комплекса. Для этого: разработан план реструктуризации и конверсии производства на предприятиях республики в соответствии с положениями федеральной целевой программы реструктуризации и конверсии военной промышленности; продолжается работа по перепрофилированию и модернизации производственных мощностей под выпуск высокотехнологичной и конкурентоспособной гражданской продукции; принимаются меры по обеспечению социальной защиты работников, высвобождаемых в связи с реконструктуризацией предприятий оборонного комплекса (компенсационные выплаты, трудоустройство на условиях постоянной и временной занятости, на дочерних предприятиях, организация переподготовки и переобучения персонала конверсируемых предприятий, в том числе внутрипроизводственное обучение).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|