Квотирование рабочих мест в Республике Марий Эл в динамике
Квота – это определение минимальной численности лиц, подлежащих трудоустройству на данном предприятии, в процентах к среднесписочной численности работников. Квотирование рабочих мест, как правило, проводится для приема на работу лиц с ограниченными возможностями: инвалидов, молодежи, женщин. В республике ежегодно главы администрации территориальных единиц принимают постановление, в котором устанавливается квота для каждого работодателя. Все вышеперечисленные формы трудоустройства граждан являются составляющими механизма государственного регулирования занятости. Социологические исследования подтвердили жизненность вышеуказанных мер государственного регулирования: 14,2% респондентов направлялись на индивидуально-предпринимательскую деятельность, 16,3% были трудоустроены на постоянной основе, 21,5% направлялись на переобучение и 50,4% привлекались к общественным работам. Второй задачей государственного регулирования занятости и активной политики на рынке труда является профессиональное обучение и переобучение безработных граждан, незанятого населения и высвобождаемых работников (табл. 6.11). Этот механизм государственного регулирования способствует повышению роста профессионального мастерства, усилению конкурентоспособности кадров в условиях рыночной экономики, их профессиональной мобильности и социальной защищенности.
Таблица 6.11 Профессиональное обучение безработных граждан
Организация профобучения осуществляется по следующим направлениям: повышение квалификации, освоение второй смежной профессии, профессиональная подготовка и переподготовка под гарантированное трудоустройство; обучение граждан основам предпринимательской деятельности; подготовка граждан по перспективным рыночным профессиям; опережающее обучение работников в условиях массового высвобождения. В сельской местности у граждан меньше возможностей для профобучения, чем в городах. Тем не менее почти две трети безработных, прошедших социологическое исследование, хотели бы пройти переподготовку и получить новую профессию. В республике определены базовые учебные заведения для переподготовки безработных, используются возможности предприятий с учетом перспективы дальнейшего трудоустройства после обучения. Создан учебно-методический центр «Лидер». Профессиональное обучение безработных осуществляется почти по 50 профессиям, в том числе по 16 специальностям для ИТР, 25 – по профессиям, способствующим самозанятости. Третья задача активной государственной политики занятости – профессиональная ориентация и психологическая поддержка, призванные оказывать содействие в проведении активной социальной политики, способствовать эффективной занятости населения, формированию необходимых условий для профессионального самоопределения граждан и помощи безработным в преодолении психических последствий потери работы и адаптации в сложившейся ситуации (табл. 6.12).
Основными направлениями профориентации являются: работа с длительно (более 8 месяцев) стоящими на учете безработными и повторно получающими статус безработного; обязательное индивидуальное консультирование безработных граждан, направляемых на обучение и переобучение; упреждающая профинформация граждан, приобретающих статус безработного; превентивная профориентационная работа с высвобождаемыми работниками, выпускниками общеобразовательных школ и молодежью, заканчивающими обучение в профессиональных учебных заведениях. Таблица 6.12 Профуслуги безработным и незанятым гражданам
Для активизации длительно безработных граждан в поиске места работы реализуются программы социальной адаптации «Клуб ищущих работу», «Новый старт», консультационно-информационная школа. В целях успешной реализации второй и третьей задач целесообразно заинтересованным министерствам и ведомствам ежегодно разрабатывать планы приема учащихся в профессиональные образовательные учреждения по специальностям, востребованным экономикой республики, повышать их трудовую мотивацию. Для этого в учебные планы старших классов общеобразовательной школы, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования следует включить курсы «Введение в рыночную экономику», «Навыки поиска работы», «Правовые и экономические основы занятости населения и предпринимательства». Это позволит сократить численность дипломированных безработных. Настала необходимость разработать положение об организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения в Республике Марий Эл. Механизм государственного регулирования занятости населения РМЭ схематично можно представить в виде приведенной схемы (рис. 6.3).
Проведение активной государственной политики повышает эффективность занятости прямо или косвенно, способствует снижению официальной безработицы. Автором разработана методика расчета коэффициента изменения регистрируемой безработицы с учетом различных форм и механизмов государственного регулирования занятости населения. Коэффициент изменения уровня регистрируемой безработицы рекомендуется определять отношением числа безработных снятых с учета в течение отчетного периода к экономически активному населению:
где K – коэффициент изменения уровня регистрируемой безработицы, %; VS – численность безработных, снятых с учета; L – экономически активное население. По этой методике можно исчислять коэффициент изменения регистрируемой безработицы как по всем видам и формам активной политики, так и по каждому в отдельности.
Рис. 6.3. Схема механизма государственного регулирования занятости населения Республики Марий Эл Так, в 2006 году в республике было снято с учета всего 15928 человек, в том числе трудоустроено 7960 человек, направлено на профессиональное обучение 1557 человек. Состояло на учете 5107 безработных. Экономически активное население составляло 361,1 человек. Рассчитаем коэффициент уровня регистрируемой безработицы: Определим коэффициент изменения уровня безработицы от числа снятых безработных в связи с трудоустройством: Определим коэффициент изменения уровня безработицы от числа снятых с учета безработных в связи с направлением их на обучение и переобучение.
Таким образом, коэффициент изменения уровня регистрируемой безработицы составил 4,4%. В случае отсутствия активной государственной политики занятости уровень регистрируемой безработицы мог возрасти до 5,81% вместо 1,41% по факту. Аналогичные расчеты по сельским районам показаны в сводной табл. 6.13, из которой можно сделать следующие выводы: 1) при условии отсутствия государственной политики занятости и неснятия по этой причине безработных с учета уровень зарегистрированной безработицы по республике мог достигнуть 5,81% вместо 1,41%, имеющейся в настоящее время, в том числе по сельским районам 6,81% вместо 1,89 процента; 2) снятие с учета безработных по причине их трудоустройства позволило снизить уровень официальной безработицы в республике на 2,2%, а в сельских районах – в среднем на 2,54 процента; 3) снятие с учета безработных в связи с направлением их на обучение и переобучение способствовало снижению уровня официальной безработицы по республике на 0,43%, в том числе в сельских районах на 0,46%;
Таблица 6.13 Коэффициент изменения уровня сельской безработицы
4) как в целом по республике, так и по сельским районам наибольшую роль в сдерживании безработицы играет трудоустройство;
5) высокий коэффициент эффективности трудоустройства характерен для Юринского, Килемарского и Куженерского районов, а по обучению и переобучению – для Юринского и Килемарского районов. Коэффициент изменения уровня официальной безработицы – это величина, характеризующая степень влияния активной государственной политики занятости на состояние безработицы и занятости населения. Таблица 6.14 Коэффициент изменения уровня безработицы
На основании предложенной методики можно определить закономерность: чем активнее используются государственное регулирование и государственная политика занятости, тем выше коэффициент снижения уровня официальной безработицы и выше уровень занятости как на селе, так и по республике в целом (рис. 6.4). Рис. 6.4. Влияние основных мер государственного регулирования занятости Республики Марий Эл
Наряду с факторами снижения уровня официальной безработицы государственное регулирование имеет определенную экономическую значимость и эффективность. По нашему мнению, ее можно определить по формуле Э = Vs ´ P ´ T, где Э – экономическая эффективность мер государственного регулирования, р.; Vs – численность безработных, снятых с учета; P – среднемесячный размер пособия по безработице, р.; T – среднегодовая продолжительность выплаты пособия по безработице.
Расчет экономической эффективности мер государственного регулирования занятости по предлагаемой методике представлен в табл. 6.15.
Таблица 6.15
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|