Социального партнерства
Реализация политики занятости в полном объеме возможна лишь при условии социального партнерства, совместных усилий и согласованных действий законодательных и исполнительных органов власти, заинтересованных министерств и ведомств, органов местного самоуправления, общественных организаций, работодателей всех форм собственности, службы занятости населения республики. Ключевые интегрированные направления действий Правительства Республики Марий Эл по решению проблем занятости населения следующие: координация действий всех заинтересованных министерств и ведомств, предприятий и организаций путем создания нормативно-правовой базы и внесения предложений (законопроектов) на рассмотрение Государственного собрания Республики Марий Эл; направляющая роль преодоления негативных тенденций в экономике, стабилизации в основных отраслях материального производства, росте эффективности труда и расширении на их базе возможностей гарантированного трудоустройства населения; разработка и внедрение в пределах компетенции такой финансово-кредитной политики, которая стимулировала бы производство в реальном секторе экономики, преодолевала бы дефицит рабочих мест и обеспечивала социальную защиту населения; проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, направление денежных ресурсов как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости; разработка комплекса мер по обеспечению занятости в городах с моноэкономической структурой производства, а также в сельских и лесных населенных пунктах с критической ситуацией на рынке труда; экономическое стимулирование развития предпринимательства, инфраструктуры малого бизнеса, индивидуальной (самостоятельной) деятельности;
развитие занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере; последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресности в социальной поддержке населения; координация деятельности учебных заведений республики в развитии системы непрерывного образования как средства формирования высокого качества рабочей силы; проведение взвешенной миграционной политики, регулирование территориального перемещения населения с учетом их плотности. Ключевые направления действий министерств и ведомств республики: разработка отраслевых программ, предусматривающих меры по улучшению занятости, сохранению и созданию рабочих мест; профилактика массовых увольнений, недопущение отрицательных последствий массовой безработицы, организация поэтапного высвобождения работающих и их трудоустройство на перепрофилированные участки и производства; усиление контроля за соблюдением трудовых прав граждан, включая механизм отраслевых соглашений и коллективных договоров, формирование системы по разрешению коллективных трудовых споров; повышение роли работодателей в решении вопросов организации труда, рабочего времени, заработной платы, защиты от дискриминации при найме и увольнении; разработка мер по развитию малого бизнеса; подготовка предложений по эффективному использованию финансовых ресурсов, определению сферы наиболее выгодного вложения капитала на создание и сохранение рабочих мест; анализ сложившейся ситуации с обеспечением кадров рабочих и инженерно-технических профессий, оценка потребности и ускорение работы по определению обоснованного заказа народнохозяйственного комплекса на них. Ключевые направления действий администраций муниципальных образований городов и районов, органов местного самоуправления:
координация усилий всех органов и организаций в содействии занятости населения на территории административной единицы; контроль за реализацией Программы содействия занятости населения в Республике Марий Эл; предотвращение массовых увольнений работников, повышение роли в этом координационных комитетов и общественных советов; содействие работодателям в создании рабочих мест на постоянной и временной основе, их квотирование для социально-незащищенных групп населения (молодежи, инвалидов, женщин); участие в организации временных и общественных работ; создание механизма активной поддержки самозанятости, индивидуальной трудовой деятельности, среднего и малого предпринимательства, надомного труда, выделение гражданам из числа незанятого населения земельных участков для развития личного хозяйства, семейного бизнеса по выращиванию скота и птицы; обеспечение защиты трудовых прав работников несостоятельных предприятий, финансовая поддержка из средств местного бюджета населенных пунктов и предприятий с высоким уровнем безработицы незанятых граждан; повышение роли и ответственности руководителей предприятий за принятие и выполнение коллективных договоров (соглашений), привлечение их к ответу за факты незаконного увольнения работников, искусственного сдерживания выплаты заработной платы. Ключевые направления действий общественных (неправительственных) организаций: защита трудовых прав и социальных гарантий населения посредством заключения соглашения между республиканским советом профсоюзов, объединением товаропроизводителей и правительством Республики Марий Эл; участие республиканских отраслевых профсоюзных комитетов в разработке программ содействия занятости совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами; защита интересов социально-незащищенных групп населения (женщин, молодежи, инвалидов) на рынке труда; содействие снижению роста безработицы и стабилизации трудовой среды (оказание помощи в трудоустройстве отдельных групп населения, проведении общественных работ, организации труда и отдыха подростков и молодежи, квотировании рабочих мест);
повышение ответственности работодателей за соблюдение действующего трудового законодательства на предприятиях и организациях независимо от форм собственности, участие в разрешении коллективных трудовых споров и конфликтов. Ключевые направления действий работодателей всех форм собственности: перепрофилирование производства, полное и эффективное использование его мощностей с целью создания новых и сохранения существующих экономически целесообразных рабочих мест, осуществление опережающей, внутрипроизводственной переподготовки и повышения квалификации кадров; формирование стабильной и благоприятной рабочей среды; улучшение условий и охраны труда, принятие мер по профилактике производственного травматизма; своевременная выплата заработной платы; трудовая (профессиональная) реабилитация и социальная защита работающих граждан с особыми потребностями, квотирование рабочих мест для молодежи, женщин и инвалидов; развитие гибких форм занятости и режима труда; сохранение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест; обязательное принятие и повышение роли коллективных договоров (соглашений) как средства разрешения спорных ситуаций, дестабилизирующих производственный процесс и повышающих риск сокращения занятости; строгое соблюдение трудового законодательства при найме и увольнении работников; организация и финансирование общественных работ. Ключевые направления действий органов службы занятости населения: развитие и повышение эффективности программ и услуг, реализуемых через службу занятости населения и направление их на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работы, к активному труду; недопущение массовой безработицы и снижение численности длительно безработных; профессиональная адаптация и психологическая поддержка безработных и незанятых граждан; профессиональное обучение и переобучение безработных граждан, незанятого населения и высвобождаемых работников;
содействие трудоустройству и развитию форм занятости слабозащищенных категорий граждан; социальная защита безработных. Для реализации целей и задач государственной политики занятости населения Республики Марий Эл необходимы определенные условия, главными из которых являются: 1) оздоровление экономики, рост объемов производства, повышение уровня жизни населения; 2) поступление инвестиций в полном объеме на развитие производства и создание рабочих мест; 3) социальное партнерство, совместные усилия и согласованные действия законодательных и исполнительных органов власти, заинтересованных министерств и ведомств, органов местного самоуправления, общественных (неправительственных) организаций, работодателей всех форм собственности, службы занятости населения республики; 4) заключение соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Республики Марий Эл по обеспечению государственных гарантий социальной защиты безработных граждан; 5) привлечение средств работодателей на создание рабочих мест на постоянной и временной основе; 6) укрепление нормативно-правовой базы; 7) сохранение федерального финансирования государственных профессиональных образовательных учреждений; 8) внедрение в учебные программы всех общеобразовательных и профессиональных учебных заведений курса «Основы занятости»; 9) развитие инфраструктуры профориентационных услуг в органах образования и воспитания, профессиональных учебных заведениях. Создание республиканской межведомственной комиссии по вопросу профориентации и психологической поддержки населения в Республике Марий Эл; 10) использование в практической работе передового опыта содействия занятости населения. Понятие социального партнерства в сфере труда впервые дано в Трудовом кодексе Российской Федерации, согласно которому «социальное партнерство - это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений». Механизм социального партнерства на рынке труда в Республике Марий Эл носит многоуровневый характер и строится по схеме, представленной в табл. 6.16. Таблица 6.16
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|