Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)

 

В состав бухгалтерской отчетности также входит Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5). В нем расшифровываются данные формы N 1 "Бухгалтерский баланс".

Приложение к бухгалтерскому балансу состоит из десяти разделов:

- нематериальные активы;

- основные средства;

- доходные вложения в материальные ценности;

- расходы на НИОКР;

- расходы на освоение природных ресурсов;

- финансовые вложения;

- дебиторская и кредиторская задолженность;

- расходы по обычным видам деятельности;

- обеспечения;

- государственная помощь.

Каждый раздел представляет собой одну или несколько таблиц. Коды строк в этих таблицах организации проставляют в соответствии с Приказом Минфина России от 14 ноября 2003 г. N 102н. Но в данном Приказе приведены коды не всех строк формы N 5. Поэтому организация может определить и проставить их самостоятельно. Удобнее это делать нарастающим итогом.

Раздел I. "Нематериальные активы" - здесь приводится расшифровка нематериальных активов, которыми владеет организация.

Раздел состоит из двух таблиц. В первой таблице "Первоначальная стоимость нематериальных активов" указываются данные о поступлении и выбытии нематериальных активов. В этой таблице нужно привести данные о первоначальной стоимости нематериальных активов, которыми владеет организация.

Таблица 1 состоит из строк:

- 010 "Объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности)";

- 020 "Организационные расходы";

- 030 "Деловая репутация организации";

- 040 "Прочие".

Если организация владеет нематериальными активами, которые не относятся ни к одному из перечисленных видов, то данные об этих активах нужно указать по строке "Прочие".

Все строки таблицы 1 заполняются в соответствии с единым принципом. По каждому виду нематериального актива указывается такая информация:

- наличие на начало 2004 г.;

- поступление в течение года;

- выбытие в течение года;

- наличие на конец 2004 г.

Таблица 2 "Амортизация нематериальных активов" - в данной таблице нужно привести данные о сумме амортизации, которая начислена по нематериальным активам организации. Заполнять эту таблицу должны только те организации, которые учитывают амортизацию по нематериальным активам на отдельном счете (применяют первый способ отражения в бухгалтерском учете начисленной амортизации).

Раздел II. "Основные средства" - в этом разделе приводится информация об основных средствах, которыми владеет организация. Раздел состоит из двух таблиц.

В первой таблице "Первоначальная стоимость основных средств" приводятся данные о первоначальной стоимости основных средств.

Таблица 1 состоит из следующих строк:

- здания;

- сооружения;

- машины и оборудование;

- транспортные средства, инструмент;

- производственный и хозяйственный инвентарь;

- рабочий, продуктивный и племенной скот;

- многолетние насаждения;

- другие виды основных средств;

- земельные участки и объекты природопользования;

- капитальные вложения на коренное улучшение земель.

Таблица 2 "Амортизация основных средств" - в этой таблице нужно указать данные об основных средствах организации.

Строка 140 "Амортизация основных средств - всего" - по этой строке следует указать данные о сумме амортизации, которая начислена по основным средствам.

Строка 145 "Передано в аренду объектов основных средств - всего" - по этой строке бухгалтер отражает первоначальную стоимость основных средств, которые переданы в аренду другим организациям:

Чтобы заполнить эту строку, организации следует использовать данные по счету 01, субсчет "Основные средства, переданные в аренду другим организациям":

Строка 150 "Передано объектов основных средств на консервацию" - по этой строке нужно отразить первоначальную стоимость основных средств, которые переданы на консервацию.

Строка 155 "Получено объектов основных средств в аренду - всего" - в этой строке следует показать стоимость объектов основных средств, которые получены в аренду от других организаций.

Строка 160 "Объекты недвижимости, принятые в эксплуатацию и находящиеся в процессе государственной регистрации"

Объекты недвижимости принимаются к бухгалтерскому учету на основании акта приемки-передачи основных средств и документов, которые подтверждают их государственную регистрацию.

Таблица 3 "Справочно"

Строка 170 "Результат от переоценки объектов основных средств"

В этой строке бухгалтер отражает увеличение или уменьшение остаточной стоимости основных средств в результате их переоценки.

Строка 171 "первоначальной (восстановительной) стоимости" - по этой строке бухгалтер отражает уменьшение или увеличение первоначальной стоимости основных средств, которое произошло в результате их переоценки.

Если организация дооценила основные средства, то, заполняя строку "Первоначальная (восстановительная) стоимость", бухгалтер смотрит записи о переоценке по дебету счета 01. Если же была проведена уценка основных средств, то для заполнения этой строки необходимы записи по кредиту счета 01. Величина уценки должна быть отражена по этой строке в круглых скобках.

Строка 172 "амортизации" - по этой строке нужно показать уменьшение или увеличение амортизации основных средств, которое произошло в результате их переоценки.

Строка 180 "Изменение стоимости объектов основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации" - дает представление пользователю бухгалтерской отчетности о том, как изменилась первоначальная стоимость основных средств в результате их достройки, дооборудования, реконструкции или частичной ликвидации.

Если организация не проводила указанных мероприятий, то по этой строке ставятся прочерки.

В разделе III. "Доходные вложения в материальные ценности"нужно привести данные о доходных вложениях в материальные ценности, которыми владеет организация. Раздел состоит из двух таблиц.

Таблица 1 "Первоначальная стоимость" посвящена первоначальной стоимости доходных вложений в материальные ценности. В этой таблице нужно привести данные о первоначальной стоимости доходных вложений в материальные ценности. В таблице 2 отражается амортизация по доходным вложениям в материальные ценности.

Таблица 2 "Амортизация" состоит всего из одной строки. По ней отражаются данные о сумме амортизации, которая начислена по доходным вложениям в материальные ценности.

Раздел IV. "Расходы на НИОКР" - в этом разделе Приложения к бухгалтерскому балансу (формы N 5) нужно отразить данные о расходах организации на выполнение НИОКР.

Раздел "Расходы на НИОКР" состоит из двух таблиц. В первой отражаются собственно расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. Вторая таблица называется "Справочно".

Таблица 1 "Расходы на НИОКР" - в данную таблицу бухгалтер вписывает сумму расходов на НИОКР, которые уже закончены, но не оформлены в соответствии с установленным порядком, то есть не стали нематериальными активами.

Таблица 2 "Справочно" - состоит из двух строк:

- сумма расходов по незаконченным НИОКР;

- сумма не давших положительных результатов расходов на НИОКР, отнесенных на внереализационные расходы.

В этом разделе V. "Расходы на освоение природных ресурсов" Приложения к бухгалтерскому балансу отражают данные о расходах организации на освоение природных ресурсов: геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера.

Раздел "Расходы на освоение природных ресурсов" состоит из двух таблиц. В таблице 1 отражают собственно расходы, таблица 2 - справочного характера.

В таблице 1 "Расходы на освоение природных ресурсов с расшифровкой" бухгалтер показывает общую сумму расходов организации на освоение природных ресурсов, а также приводит расшифровку этих расходов по видам. Все расходы организации по освоению природных ресурсов можно разделить на три группы.

В первую группу входят расходы по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, на разведку полезных ископаемых и гидрогеологические изыскания, на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц.

Ко второй группе относятся расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ. В эту группу входят, например, расходы:

- на устройство временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов;

- на подготовку площадок для строительства соответствующих сооружений, хранения плодородного слоя почвы, добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов.

И третью группу представляют расходы на возмещение комплексного ущерба, нанесенного природным ресурсам в процессе строительства и эксплуатации объектов.

Таблица 2 "Справочно" - имеет две строки:

- сумма расходов по участкам недр, не законченным поиском и оценкой месторождений, разведкой или гидрогеологическими изысканиями и прочими аналогичными работами;

- сумма расходов на освоение природных ресурсов, отнесенных в отчетном периоде на внереализационные расходы как безрезультатные.

Раздел VI. "Финансовые вложения" - в этом разделе Приложения к бухгалтерскому балансу приводятся сведения о финансовых вложениях организации:

- в графах 3 и 5 - на начало отчетного периода;

- в графах 4 и 6 - на конец отчетного периода.

Причем необходимо отдельно указать данные о долгосрочных финансовых вложениях (графы 3 и 4) и отдельно - о краткосрочных финансовых вложениях (графы 5 и 6). Чтобы заполнить этот раздел, нужно использовать остатки по счетам на 1 января и на 31 декабря 2004 г. Раздел "Финансовые вложения" состоит из одной таблицы, которую можно условно разделить на три части.

В первой части таблицы "Стоимость финансовых вложений" нужно привести данные обо всех финансовых вложениях: и о тех, по которым определяется текущая рыночная стоимость, и о тех, по которым она не может быть определена.

Во второй части таблицы "Текущая рыночная стоимость финансовых вложений" надо отдельно привести данные о тех финансовых вложениях, по которым определяется текущая рыночная стоимость.

В третьей части таблицы "Справочно" указываются данные об изменении первоначальной стоимости финансовых вложений в отчетном периоде.

Раздел VII. "Дебиторская и кредиторская задолженность" - в этом разделе нужно привести данные о величине дебиторской и кредиторской задолженности:

- в графе 3 - на 1 января 2004 г.;

- в графе 4 - на 31 декабря 2004 г.

Таблица этого раздела делится на две части:

1) Дебиторская задолженность - это сумма денежных средств, которую организация должна получить от других организаций и физических лиц.

2) Кредиторская задолженность - это сумма денежных средств, которую организация должна уплатить другим организациям и физическим лицам. Для заполнения этой части таблицы нужно использовать остатки по кредиту счетов и субсчетов учета расчетов.

Раздел VIII. "Расходы по обычным видам деятельности" - предназначен для того, чтобы показать расходы предприятия по основному виду деятельности. Причем расходы даются по элементам затрат. В графе 3 указывается сумма затрат, произведенных в 2004 г., а в графе 4 - расходы, которые имели место в 2003 г.

В разделе IX. "Обеспечения" Приложения к бухгалтерскому балансу следует указать величину обеспечений, выданных и полученных организацией:

- в графе 3 - на 1 января 2004 г.;

- в графе 4 - на 31 декабря 2004 г.

Таблицу можно условно разделить на две части:

1) "Обеспечения полученные" - в этой части таблицы отражается величина полученных обеспечений.

В строке "Получено - всего" нужно показать суммы всех полученных обеспечений. А по строке "Векселя" нужно указать сумму векселей, которые получены организацией в обеспечение выполнения обязательств. Чтобы заполнить эту строку, нужно использовать дебетовый остаток по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчет "Векселя полученные".

По строке "Имущество, находящееся в залоге" отражается стоимость имущества, которое находится в организации в качестве залога. Ниже приводится расшифровка имущества в залоге по видам:

- объекты основных средств;

- ценные бумаги и иные финансовые вложения;

- прочее.

Чтобы заполнить эту строку, нужно использовать аналитические данные по дебету забалансового счета 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные".

Исполнение договорных обязательств может обеспечиваться помимо залога еще и удержанием имущества должника; поручительством; банковской гарантией; задатком; другими способами, предусмотренными договорами.

Если организацией были получены эти виды обеспечений, то для их отражения нужно в эту часть таблицы ввести дополнительные строки. А чтобы заполнить дополнительные строки, нужно также использовать остатки по дебету забалансового счета 008.

2) "Обеспечения выданные" - в этой части таблицы бухгалтер показывает величину обеспечений, которые выдала организация.

В строке "Получено - всего" указывается сумма всех выданных обеспечений. По строке "Векселя" следует указать сумму векселей, которые выданы организацией в обеспечение выполнения обязательств. Для заполнения этой строки нужно использовать дебетовый остаток по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсчет "Векселя выданные".

По строке "Имущество, находящееся в залоге" отражается стоимость имущества, которое находится в организации в качестве залога. Ниже приводится расшифровка имущества в залоге по видам: объекты основных средств; ценные бумаги и иные финансовые вложения; прочее.

Чтобы заполнить эту строку, нужно использовать аналитические данные по дебету забалансового счета 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные".

Раздел X. "Государственная помощь" - этот раздел посвящен государственной помощи, под которой подразумевается увеличение экономической выгоды организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).

Субсидии и субвенции являются бюджетными средствами и предоставляются организациям на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

Переход Российской Федерации к рыночной модели хозяйствования с преобладанием частной собственности на средства производства вызвало необходимость проведения соответствующих изменений в надстроечных отношениях государства, включая и систему бухгалтерского учета.

В настоящее время в связи с реформированием национальной системы бухгалтерского учета - приведением ее в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, вопросы дальнейшего развития теоретических и методологических основ бухгалтерского учета, на базе использования имеющегося опыта отечественной и зарубежной теории бухгалтерского учета, являются особенно актуальными.

Теория бухгалтерского учета является обшей основой организации системы бухгалтерского учета. Она рассматривает основополагающие принципы бухгалтерского учета, теоретические учетные категории, отвечающие современному уровню развития экономики.

Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, характеризует финансовое состояние организации, служит основой для планирования и анализа ее деятельности.

Бухгалтерский учет - это стройная устоявшаяся система учета. Принципы бухгалтерского учета в России и за рубежом одинаковы.

В бухучете отражаются различные виды доходов и расходов предприятия.

На основе их группировки осуществляются исчисление нормативной базы налогообложения и уплаты налогов в бюджет и т.д.

На различных специально выделенных для этого счетах фиксируются обобщенные данные для отчетности перед налоговыми службами.

Организация современного общественного производства не возможна без управления им. Управление призвано организовать, согласовывать, регулировать и контролировать хозяйственную деятельность отдельных работников и производственных единиц. Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, характеризует финансовое состояние организации, служит основой для планирования прогнозирования и анализа его деятельности.

Хозяйственный учет представляет собой количественное отражение и качественную характеристику экономических явлений и процессов с целью контроля и более эффективного управления ими.

Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса и включает бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, а также дополняется другими отчетными данными с пояснениями в соответствии с требованиями стандартов бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет не только отражает хозяйственную деятельность, но и воздействует на нее. Являясь частью процесса управления, он дает важную информацию, позволяющую контролировать его стратегию и тактику; оптимально использовать ресурсы, измерять и оценивать результаты финансово-хозяйственной деятельности организации; устранять субъективность при принятии решений.

В условиях становления рыночных отношений в экономике Российской Федерации, формирования и развития новых форм предпринимательской деятельности, совершенствования управления ими возрастает роль и значение бухгалтерского учета.

В последние годы в методологии и организации бухгалтерского учета в Российской Федерации произошли существенные изменения. Действующий план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности позволяет осуществлять учет многих категорий рыночной экономики (нематериальных активов, финансовых вложений, уставного и добавочного капитала).

Существенно изменены состав, структура, содержание и формы бухгалтерской отчетности. Она в значительной мере соответствует международным требованиям.

Несколько изменились правила документирования хозяйственных операций и их отражения в регистрах бухгалтерского учета.

Согласно п."д" ст.13 Федерального закона. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в состав годовой отчетности следует включить и пояснительную записку. Однако в законодательстве оговорены случаи, когда организация может не готовить пояснительную записку. Например, ее могут не представлять малые предприятия.

В пояснительной записке приводят те сведения о деятельности организации в отчетном периоде, которые не были раскрыты в типовых формах отчетности. Эти сведения можно разделить на три блока:

- общие данные об организации;

- расшифровка важнейших статей из форм бухгалтерской отчетности;

- аналитические показатели, которые характеризуют деятельность организации.

Действующие нормативные акты устанавливают лишь общие требования к пояснительной записке. Поэтому каждая организация самостоятельно определяет объем информации, а также форму ее подачи: текст, таблицы, схемы и т.п.

Составляя пояснительную записку, надо учитывать интересы всех пользователей бухгалтерской отчетности. Значит, если исполнительный орган организации (совет директоров, наблюдательный совет и т.д.) считает, что пользователям необходима какая-либо дополнительная информация, то ее следует представить[1].

Если организация подлежит обязательному аудиту, в пояснительной записке должно быть отражено мнение аудитора о достоверности представленных данных. Если бухгалтерская отчетность является составной частью отчета совета директоров акционерного общества или отчета наблюдательного совета, то в пояснительной записке указывается мнение аудитора о том, противоречит ли представленная информация бухгалтерской отчетности, аудит которой сделан.

Пояснительная записка состоит из общей части и разделов, в которых расшифровываются некоторые показатели Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках. В этих разделах также отражаются данные, не вошедшие в типовые формы бухгалтерской отчетности, но имеющие значение для пользователей бухгалтерской отчетности.

Пояснительная записка должна содержать как минимум три раздела:

- краткую характеристику структуры и основных направлений деятельности;

- учетную политику организации;

- основные факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные и финансовые результаты деятельности организации.

Этих сведений достаточно, если организация раскрыла все существенные показатели в Бухгалтерском балансе и других формах годовой отчетности. Но так бывает не всегда. Поэтому зачастую в пояснительной записке также необходимо представить сведения об аффилированных лицах, отразить события после отчетной даты и условные факты хозяйственной деятельности, упомянуть о государственной помощи. Кроме того, надо записать важнейшие показатели по видам деятельности и рынкам сбыта. А в последнем разделе записки следует привести расшифровки и текстовые пояснения к формам бухгалтерской отчетности.

В раздел краткая характеристика структуры и основных направлений деятельности организации входят сведения о самой организации: структура управления, положение, которое она занимает в группе компаний (основное предприятие, зависимое или дочернее).

Акционерное общество записывает здесь данные о количестве акций, которые:

- выпущены и полностью оплачены;

- выпущены, но не оплачены или оплачены частично.

Также здесь отражаются данные о номинальной стоимости акций, принадлежащих самому акционерному обществу, а также его дочерним и зависимым предприятиям.

Из этого раздела пользователи бухгалтерской отчетности должны ясно понять, какие взаимоотношения существуют между компаниями и какова величина уставного капитала самой организации.

В этом же разделе пояснительной записки указывают:

- место нахождения, наименования и направления деятельности головной и (или) дочерних (зависимых) организаций. При этом рассматривается их текущая, инвестиционная и финансовая деятельность;

- метод консолидирования учетной информации, который применяет организация.

Разработанная методология помогла разобраться в проблемах взаимодействия бухгалтерского и налогового учёта.

Я бы хотела затронуть проблему налогового и финансового учета, стоящую перед специалистами в области финансов. Многочисленные авторы, а также разработчики главы 25 Налогового кодекса РФ видят в налоговом учете существенно отличающуюся от бухгалтерского учета и не совместимую с последним систему учета операций налогоплательщика. К сожалению, принятый Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ» закрепил налоговый учет уже не в качестве отдельной и самостоятельной от бухгалтерского учета системы учета, а как дополняющей последний.

На мой взгляд, проблема состоит в том, что бухгалтерский и налоговый учеты отличаются существенно и предприятиям приходится вести двойную бухгалтерию, что совершенно нерационально и требует дополнительных временных и материальных затрат. Для начала мне хотелось бы отметить некоторые общие черты финансового и налогового учета:

1) обязательность ведения: бухгалтерский учет определен Законом о бухгалтерском учете, налоговый – Налоговым кодексом РФ (гл.25)

2) используемые измерители – денежное выражение (рубли)

3) объект учета – организация в целом (если быть более точной, для налогового учета объектом являются хозяйственные операции, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного периода)

4) периодичность составления в предоставлении отчетности

5) обязательное документальное подтверждение всех хозяйственных операций

6) «исторический» характер, т.е. отражаются результаты отчетных (прошлых) периодов

7) пользователи информации как внутренние, так и внешние.

Как можно было уже понять цели ведения обоих учетов приблизительно одинаковые – формирование полной и достоверной информации для внутренних и внешних пользователей. Однако методики ведения совершенно разные (см. приложение 4).

Как можно увидеть в таблице (см. приложение 4), далеко не тождественны определения в бухгалтерском и налоговом учете первоначальная стоимость активов, а также существенно отличаются друг от друга понятия «прямые затраты (расходы)» и «косвенные затраты (расходы)», используемые в обеих системах учета. Встречаются случаи, когда сразу не только не удается выбрать совпадающие способы бухгалтерского и налогового учета, но и невозможно использовать способы учета, предполагаемые налоговым законодательством.

Возьмем, к примеру, оценку остатков незавершенного производства. Конкретный, понятный, а главное, экономически обоснованный алгоритм распределения сумм прямых расходов на остатки незавершенного производства отсутствует и в новой редакции гл.25 НК РФ, представленной Федеральным законом от 25.05.02 №57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты РФ». Отсутствует и точное определение нормативной себестоимости. Таким образом, применение способов оценки остатков незавершенного производства для целей налогового учета на практике весьма проблематично.

Как было показано выше, существует масса разногласий между налоговым и бухгалтерским учетом, что создает огромное количество проблем финансовым службам предприятия. Но пути решения есть.

Конечно, на предприятии в структуре финансово-бухгалтерской службы может быть создано специальное подразделение, осуществляющее ведение налогового учета, либо за этот участок работы будут отвечать специалисты бухгалтерской службы. Но в целом, взаимодействие двух систем учета нерационально уже потому, что реализация этого варианта на практике обязательно приведет к дополнительным расходам.

Другой выход из ситуации – максимальное сближение налогового учета с бухгалтерским. В этом случае будет необходима такая методологическая и организационная основа, которая позволит наиболее рационально, с наименьшими временными и финансовыми затратами вести оба вида учета. При этом необходимо исключить все статьи в налоговом учете – начиная с 313-й по 333-ю, вследствие чего все противоречия будут ликвидированы.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...