Трудовая занятость несовершеннолетних
Стр 1 из 8Следующая ⇒ Занятость и положение инвалидов на рынке труда. Согласно международно-правовым нормам политика государств по отношению к инвалидам должна быть направлена на предотвращение ущемления их человеческого достоинства и социального отторжения, на создание условий для равноправного и всестороннего участия лиц с ограниченными возможностями в жизни общества. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеей ООН от 20 декабря 1993 г., предусматривают, что государствам следует признать принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получать возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости. Как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда. Законы и правила в области занятости не должны быть дискриминационными в отношении инвалидов и не должны создавать препятствий для их трудоустройства (п. 1 Правила 7). По сравнению с другими социальными группами лиц, являющихся неконкурентоспособными на рынке труда, инвалиды испытывают наибольшие сложности в процессе реализации формально равного права на труд. Множественной дискриминации в сфере занятости подвергаются женщины-инвалиды, лица с ограниченными возможностями старших возрастных групп. Нерешенные проблемы трудоустройства инвалидов снижают качество их жизни, влекут серьезные угрозы маргинализации населения. МОТ рекомендует меры по созданию возможностей трудоустройства инвалидов на свободном рынке труда, в том числе по финансовому стимулированию предпринимателей для поощрения их деятельности по организации профессионального обучения и последующей занятости инвалидов, разумному приспособлению рабочих мест, трудовых операций, инструментов, оборудования и организации труда, чтобы облегчить такое обучение и занятость инвалидов, а также по оказанию правительством помощи в создании специализированных предприятий для инвалидов, которые не имеют реальной возможности получить работу в неспециализированных организациях.
В настоящее время на российском рынке труда сохраняется возникшая при переходе к рынку тенденция сокращения численности работающих инвалидов. Лица с ограниченными возможностями сталкиваются с различными проявлениями дискриминации в сфере занятости. Многие работодатели и работники воспринимают инвалидов исключительно как обузу на производстве. Нередко это психологически обусловлено отсутствием понимания положения инвалидов, их потребностей и возможностей. Сказывается недостаток информации о том, в какой мере работодатели финансируют предоставление установленных законодательством гарантий для лиц, испытывающих трудности в поиске работы. Трудоустройство инвалидов осложняется тем, что большинство из них нуждаются в специальных условиях труда. Установленные федеральным законодательством налоговые льготы для работодателей, использующих труд инвалидов и организующих их обучение, не компенсируют требуемые расходы. Привлекают внимание и заслуживают более широкого применения предпринимаемые в субъектах Российской Федерации меры по субсидированию на конкурсных началах проектов предпринимателей по созданию рабочих мест для инвалидов, иному стимулированию социально ответственного поведения работодателей, использованию в сфере трудоустройства лиц с ограниченными возможностями инструментов социального партнерства. Не вполне разрешены в российском законодательстве вопросы резервирования рабочих мест для инвалидов. Согласно Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов резервирование или целевое трудоустройство инвалидов относится к мероприятиям по активной поддержке включения инвалидов в свободный рынок труда (п. 2 Правила 7). На федеральном уровне Постановлением Минтруда России от 8 сентября 1993 г. N 150 утвержден Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда (гравер, диспетчер, юрист и др., всего более 100 профессий). Вместе с тем инвалиды имеют право на свободный выбор профессии, доступной им по состоянию здоровья, а при замещении вакансий, тем более в условиях рыночной конкуренции, требуется должная квалификация работников. Во многих региональных актах понятия квотирования и резервирования рабочих мест для инвалидов отождествляются.
ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Организация занятости подростков - сложная и многоплановая проблема, носящая межведомственный характер. Она находится на стыке интересов целого ряда структур - службы занятости, образовательных учреждений и органов управления образованием, органов местного самоуправления, предприятий, общественных организаций. В настоящее время в России для обеспечения занятости подростков применяются специфические технологии, как правило, базирующиеся на субсидированных формах занятости. К основным технологиям организации занятости подростков, действующих в рамках субсидируемых форм занятости, можно отнести подростковые производства места, специализированное подростковые производства, создаваемые на базе образовательных учреждений; трудовые молодежи, лагеря отдыха; группы (бригады) трудоустраиваемых непосредственно в образовательных учреждениях; подготовку подростков к предпринимательской деятельности. Социально значимой и эффективной технологией организации занятости подростков можно считать развитие специализированных подростковых производств Они получили развитие на базе образовательных учреждений начального профессионального образования. Занятость на таких производствах обычно соответствует профилю обучения, что является, пожалуй, оптимальным вариантом совмещения учебы с работой. При этом надо учитывать, что производственные возможности учебных заведений начального профессионального образования весьма велики и рабочие места для подростков могли бы быть созданы в большинстве из них.
Важнейшей задачей является создание целостной, социально-ориентированной и эффективно действующей системы социально-трудовой адаптации и занятости подростков, включая вторичную занятость учащихся, которая должна обеспечивать решение широкого спектра следующих задач: -содействие добровольному трудоустройству подростков, в том числе желающих работать в свободное от учебы время, на рабочие места, соответствующие их возможностям; -содействие личностному и профессиональному становлению подростков; -соблюдение трудовых прав подростков; -адаптация подростков к требованиям современного рынка труда; -согласование интересов подростков, предъявляющих спрос на рабочие места, и работодателей; -поддержка работодателей, создающих рабочие места для подростков, соответствующие их возможностям. Центр занятости населения г. Томска представил план работы по организации трудоустройства подростков на временные рабочие места в течение летнего периода. Во время летних каникул планируется обеспечить занятость более тысячи школьникам Томска. Ребята будут заниматься озеленением, благоустройством дворов и улиц, памятников и обелисков воинской славы. Часть детей будут ремонтировать библиотечный фонд города. Многие дети будут работать в спортивных школах. Некоторые планируют работать курьерами, помощниками продавцов. Особое внимание трудоустройству как профилактике правонарушений уделяется при работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Это дети-сироты, дети-инвалиды, дети из неполных, многодетных, малообеспеченных детей, а также подростки, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Совместное участие государства и работодателей в создании рабочих мест для подростков формирует В дополнение к оплате работодателя Центр занятости населения начислит материальную поддержку в размере 1657,5 рублей.
Трудовой договор с несовершеннолетним, достигшим возраста 14 лет, НЕ может быть заключен в том случае, когда в порядке, предусмотренном законом, он исключен из образовательного учреждения. В ст. 63 ТК РФ введена новелла, согласно которой «в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию». Перечень видов работ, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних, приведен в ст. 265 Трудового кодекса РФ. Это работы с вредными и (или) опасными условиями труда, работы на подземных производствах, а также работы, выполнение которых может причинить вред не только здоровью несовершеннолетних, но и их нравственному развитию. Имеется в виду работа в сфере игорного бизнеса, в ночных увеселительных заведениях (ночных клубах, кабаре, ресторанах), производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, токсичными материалами и т.п. Особенности режима труда несовершеннолетних Прежде всего, это касается норм выработки для работников в возрасте до восемнадцати лет. Во-первых, в соответствии с трудовым законодательством РФ рабочее время несовершеннолетних сокращено. Как указано в ст. 94 Трудового кодекса РФ,продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: · для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 7 часов; · для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет 3,5 часа. В части 3 ст. 271 Трудового кодекса РФ также предусмотрено, что оплата труда работников в возрасте до 18 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работодатель может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств. Вопросы предоставления отпусков работникам в возрасте до восемнадцати лет регулируются ст. 267 Трудового кодекса РФ, согласно которой ежегодный основной оплачиваемый отпуск таким работникам предоставляется в удобное для них время продолжительностью 31 календарный день. Это требование закона работодателю необходимо учитывать при составлении графика отпусков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|