Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Положение женщин. Женская занятость.




При переходе к рыночным отношениям с учетом особенностей состояния экономики России неизбежны крупные изменения в сфере занятости всего населения, включая женщин. Сейчас в народном хозяйстве 34 млн. женщин – 48% всех работающих. Их положение на рынке труда, равно как и других групп населения, определяется потребностью в работе, конкурентоспособностью женской рабочей силы, уровнем её квалификации, профессии, режима труда, формы собственности, а также системой социальной защиты населения в трудовой сфере Сегодня бытует мнение, что у российской безработицы женское лицо. Однако это утверждение справедливо лишь для той части рынка труда, что регулируется государством (Федеральной службой занятости (ФСЗ)), здесь действительно доля женщин среди безработных – 65-70%.

Женщины предпочитают иметь гибкий график занятости с неполной рабочей неделей независимо от того, будет ли это постоянная работа или работа на определенный срок. Выбор женщинами временной занятости обусловлен загруженностью домашними делами.

Более всего нуждаются в занятости с режимом неполного рабочего времени женщины в возрасте 25-29 лет. Причем для них не важно, постоянная это будет занятость или временная.

Для большинства работающих женщин в создавшихся условиях главное – сохранить рабочее место. При этом многие из них согласны потерять в заработке, лишь бы иметь гарантированный доход и сохранить социальные услуги, предоставляемые по месту работы. Мужчины чаще, чем женщины увольняются по собственному желанию в надежде найти более подходящую работу, а женщины остаются на условиях частичной занятости. В среднем зарплата россиянок остается по народному хозяйству более, чем на треть ниже, чем у мужчин. Кроме того, большинство женщин работает в дефицитных и кризисных отраслях материального производства, на должностях, не требующих высокой квалификации в бюджетной сфере.

В российском трудовом законодательстве сохраняются положения, создающие предпосылки для дискриминации: запрет на работу в ночное время и на некоторые виды работ; ограничение рабочего времени (командировки, сверхурочные). По официальным данным, примерно треть руководителей предприятий различных форм собственности признают, что предпочитают при приёме на работу мужчин, а не женщин.

 

Расширился перечень категорий женщин, подвергающихся дискриминации по признаку пола. Это прежде всего женщины предпенсионного возраста, беременные, инвалиды, одинокие. Молодым женщинам-специалистам часто предъявляются требования, связанные не с профессиональными качествами, знаниями и умениями, а с чисто внешними характеристиками, причем об этом открыто пишется в рекламных объявлениях. Им ставятся условия, ограничивающие их права, например, не выходить замуж, не рожать детей в течение определенного времени.

Происходит дальнейшее вытеснение женщин из различных сфер деятельности, ранее традиционно им принадлежавших: банковского дела, страхования. Все это приводит к тому, что женщины часто вынуждены занимать рабочие места, не соответствующие их образованию, довольствоваться более низкой заработной платой без перспектив дальнейшего роста. Унижение достоинства женщины, психологические стрессы, неполная занятость, вынужденный возврат в семью, усиление экономической зависимости от мужа, ограничение самореализации женщин способствуют развитию у них острого психоэмоционального напряжения и заболеваний невротического характера.

Закон о занятости в первой главе «Общие положения» дает определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере субъектов.

Основные права граждан в сфере труда и занятости закрепляются в ст. 37 Конституции РФ. В частности, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы. В других статьях Конституции РФ конкретизируются иные возможности в сфере занятости (право граждан трудиться в качестве государственного служащего (ч. 4 ст. 32); право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34)

Закон о занятости закрепляет также право каждого на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Международно-правовые акты конкретизируют содержание данного права. Так, в соответствии с Конвенцией МОТ № 122 «О политике в области занятости» (1966 г.) данная политика имеет целью обеспечение того, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ищет се (содействие полной занятости), чтобы такая работы была как можно более продуктивной (продуктивная занятость). Свободная же занятость предполагает существование свободы выбора занятости и самые широкие возможности для каждого трудящегося в переподготовке и использовании своих навыков и способностей для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного или социального происхождения.Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения. Таким образом определяется основа правовой организации трудоустройства в Российской Федерации.Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации, что в Законе о занятости сформулировано как право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст. 10). Основные права трудящихся-мигрантов закрепляются и в международно-правовых актах, в частности, в Конвенциях МОТ № 97 «О трудящихся-мигрантах» (1949 г.), № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся мигрантам равенства возможностей и обращения» (1975 г.), № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.) и др.

Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ.Закон о занятости закрепляет также право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и получение информации в органах службы занятости. В частности, граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения (ст. 9). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения.

В Российской Федерации создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции РФ, в Трудовом кодексе РФ и в Законе РФ «О занятости населения в РФ». В статье 37 Конституции РФ установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...