Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы регуляции жизнедеятельности организма. Реактивность. Адаптация.




Механизмы регуляции жизнедеятельности организма делятся на нервные, гуморальные и нервно-гуморальные. Нервные механизмы используют для передачи и переработки информации структуры нервной системы (нейроны, нервные волокна) и электрические потенциалы, гуморальные – молекулы химических веществ, распространяющихся во внутренней среде организма. Нервная регуляция обеспечивает быструю и направленную передачу сигналов (до 80 – 100 м/с), без затухания и потери энергии. Гуморальная регуляция – это способ передачи информации к эффекторам через жидкую внутреннюю среду организма с помощью молекул химических веществ, выделяющихся клетками или специализированными тканями. Вместе они составляют единую нейрогуморальную систему регуляции физиологических функций.

Функции нервной системы заключаются в быстрой и точной передаче информации и ее интеграции, обеспечении взаимосвязи между органами и системами органов (безусловные рефлексы), приспособлении деятельности организма к меняющимся условиям внешней среды организма к меняющимся условиям внешней среды (условные рефлексы), а также осуществлении психических функций (сознание, мышление, речь, память). Нервная система в организме выполняет интегрирующую роль, объединяя в единое целое все ткани, органы и координируя их специфическую активность в составе функциональных систем.

Например, ЦНС управляет деятельностью опорно-двигательного аппарата, регулируя и перераспределяя тонус отдельных мышц. Регуляция работы внутренних органов осуществляется вегетативной нервной системой и эндокринной системой. В покое они обеспечивают поддержание гомеостазиса, а во время работы приспосабливают работу внутренних органов к изменившимся потребностям, чтобы поддержать гомеостазис в новых условиях. С помощью вегетативной нервной системы регуляторные влияния осуществляются быстро, в течение долей секунды, тогда как регуляторное влияние гормонов развивается медленнее, но длится дольше.

Интегративная роль ЦНС заключается в соподчинении и объединении тканей и органов в единую систему, деятельность которой направлена на достижение полезного для организма приспособительного результата.

Уровни организации ЦНС:

I уровень – нейроны, рефлекторная дуга;

II уровень – нейрональный ансамбль (модуль), обладающий качественно новыми свойствами, – нервный центр. Нервные центры часто выступают как автономные командные устройства, управляющие тем или иным процессом на периферии;

III уровень – высший уровень интеграции, объединяющий все центры регуляции в единую регулирующую систему, а отдельные органы и системы – в единую физиологическую систему – организм.

Реактивность (лат. reactio - противодействие) - способность организма отвечать на различные раздражения среды, которые, как правило, приводят в возбуждение отдельные органы и системы. Различают три степени реактивности. Первая степень - чувствительность, вторая - резистентность. Последняя выражается в свойстве организма устоять при различных воздействиях на него патогенных раздражителей, сохранять без существенных изменений постоянство внутренней среды. Третья степень реактивности - переносимость, когда организм уже утратил способность поддерживать свой гомеостаз: температура тела падает, обмен веществ понижается, регенераторные процессы заторможены; подобное можно получить при помощи наркоза. Многие патологические процессы также сопровождаются снижением жизненных функций (шок, голодание, кровопотери). Роль нервной системы в реактивности организма. Ответные реакции организма на действие адекватных и неадекватных раздражителей окружающей среды возникают при обязательном участии нервной системы. Благодаря нервной системе, в особенности ее высшему отделу - коре головного мозга, организм способен устанавливать связь с внешним миром. "Так как большие полушария, - писал И.П. Павлов,- есть реактивнейшая и верховая часть центральной нервной системы, то индивидуальные свойства их, естественно, и должны главнейшим образом определять характер общей деятельности каждого животного". Реактивность животных зависит от силы, подвижности и уравновешенности основных нервных процессов (возбуждения и торможения) в коре головного мозга. Например, ослабление функции коры головного мозга вследствие ее перенапряжения снижает реактивность организма к бактериальным токсинам, к химическим ядам, антигенам и другим вредоносным факторам (одно из обоснований применения полиграфа).

Адаптация. Адаптация – это универсальное свойство живого. Индивидуальная жизнь организма представляет собой процесс непрерывного приспособления к меняющейся среде с целью достижения адекватного взаимодействия с внешним миром. Без такой индивидуальной адаптации трудно представить себе жизнь, она была бы просто невозможна. Сформированные в процессе эволюции генетические программы, обеспечивают адаптацию к постоянно действующим факторам. Данные школы И. П. Павлова свидетельствуют об особой роли высшей нервной деятельности в обеспечении уравновешивания организма с внешней средой. Необходимо подчеркнуть, что у высших животных, особенно человека, на первый план выдвигается адаптация за счет поведения. На, быстро наступающие, изменения окружающих условий животные отвечают определенной поведенческой реакцией без перестройки их организации и в большинстве случаев приспосабливаются к новым условиям. У человека развитие высшей нервной деятельности достигло такого уровня, что поведение стало определяющим фактором его адаптации. Адаптация человека к различным условиям внешней среды преимущественно основана на определенных формах поведения, включающих искусственные и технические средства, благодаря которым он может существовать в таких условиях, которые непереносимы для других организмов. Иными словами, адаптация в широком смысле – это процесс приспособления человека к условиям среды обитания, которую все в большей мере создает он сам в результате преобразования природы, направленный на сохранение, развитие человека и достижение главной цели: прогресса человека. Адаптация выражается двумя типами ответов на воздействие среды:

a. принятием и эффективным ответом на социальные ожидания, с которыми каждый встречается в соответствии со своим возрастом и полом;

b. гибкостью и эффективностью при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способностью придавать событиям желательное для себя направление.

В данном случае адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений.

При рассмотрении психологических и психофизиологических механизмов адаптации особую важность имеет выделение еще двух основных ее разновидностей:

a. адаптация путем преобразования и фактического устранения проблемной ситуации;

b. адаптация с сохранением создавшейся ситуации.

В первом случае адаптивные ресурсы и механизмы личности мобилизуются для реконструкции реальной социальной ситуации, а сама личность претерпевает только сравнительно небольшие и в основном положительные изменения (приобретение новых знаний и навыков, социальной компетентности). Во втором – личность претерпевает более глубокие изменения, которые большей частью не способствуют ее самоактуализации и самосовершенствованию. При данной разновидности адаптации более уместно использовать термин приспособление: личность меняется, а ситуация, в целом, остается без изменения. При этом наиболее наглядно адаптивные реакции прослеживаются в реакции организма на стресс.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...