Сущность проблемного обучения
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Технология проблемного обучения в высшей школе Содержание
Введение 1. Сущность проблемного обучения и условия его обеспечения 1.1 Сущность проблемного обучения 1.2 Условия обеспечения проблемного обучения 2. Методология и формы проблемного обучения 2.1 Особенности методологии проблемного обучения 2.2 Характеристика основных форм проблемного обучения Заключение Литература
Введение
Одна из важнейших проблем дидактики - проблема методов обучения - остается актуальной как в теоретическом, так и непосредственно в практическом плане. В зависимости от ее решения находятся сам учебный процесс, деятельность преподавателя и студентов, а, следовательно, и результат обучения в высшей школе в целом. На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой активности специалиста и развитом техническом мышлении, в умении конструировать, оценивать, рационализировать технику и технологию быстро растет. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и технологии обучения будущих специалистов. В педагогическом процессе инновационные методы обучения предусматривают введение новшеств в цели, методы, содержание и формы обучения и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и учащегося. Эти инновации могут быть специально спроектированными, уже разработанными или вновь появившимися благодаря педагогической инициативе. [2] Главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Поэтому для подготовки студентов к профессиональной деятельности в будущем и используются инновационные методы обучения в вузе. К таким методам относится и проблемное обучение.
Проблемное обучение позволяет личности на основе имеющейся многообразной информации выработать свои собственные позиции, выработать свое отношение к неприемлемым точкам зрения, т.е. сформировать информационное мировоззрение, которое является открытым для уточнения, углубления, изменения. Вопросы проблемного обучения рассматриваются разными авторами с начала прошлого века. Пик интереса к технологии проблемного обучения пришелся на 70-е годы и в настоящее время снова растет. Поскольку для высшей школы стратегическим заданием является подготовка компетентного специалиста, способного эффективно действовать за пределами учебных ситуаций, решать типовые и проблемные задачи, возникающие в собственной профессиональной деятельности. Все выше сказанное свидетельствует о несомненной актуальности рассматриваемой темы. Цель работы - провести анализ литературных данных и выявить основные аспекты технологии проблемного обучения в высшей школе. Задачи работы: раскрыть сущность технологии проблемного обучения; охарактеризовать условия обеспечения проблемного обучения; рассмотреть основные формы проблемного обучения; изложить особенности методологии проблемного обучения. Сущность проблемного обучения и условия его обеспечения Сущность проблемного обучения
Проблемное обучение возникает в 20-30 годы как попытка преодолеть главный недостаток традиционного обучения, которое эксплуатирует в основном память человека и фактически исключает возможность его мыслительной активности. В основе проблемного обучения - идея американского педагога и психолога Д. Дьюи обучения через игровую и практическую деятельность. В нашей стране интерес к нему появляется в конце 60 - начале 70 - годов как своего рода альтернатива механистическо-репродуктивному программированному обучению. [13]
Проблемное обучение представляет собой способ организации активного взаимодействия субъектов образовательного процесса (обучающихся) с проблемно представленным содержанием обучения. В этом процессе они приобщаются к объективным противоречиям науки, социальной и профессиональной практики и способам их разрешения, учатся мыслить, вступать в отношения продуктивного общения, творчески усваивать знания. [13] Проблемным обучением можно назвать обучение решению нестандартных задач, в ходе которого обучаемые усваивают новые знания, умения и навыки. [10] Проблемное обучение также можно представить как систему приемов, обеспечивающих целенаправленные действия педагога по организации включения механизмов мышления и поведения студентов путем создания проблемных ситуаций. Процесс обучения в своем генезисе прошел ряд стадий развития, при этом уровень целостности становился выше, и в настоящее время высокому ее уровню соответствует процесс проблемного обучения. Теория проблемного обучения представлена в трудах М.И. Махмутова и ряда других авторов (Ю.К. Бабанский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, Дж. Брунер, В. Оконь, Т. Новацкий, Х. Век и др.). Что же представляет собой сущность проблемного обучения? Цель проблемного обучения - усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания), она включает еще и формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер студента, развитие его индивидуальных способностей, то есть в проблемном обучении акцент делается на общем развитии учащегося, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся [3]. Проблемное обучение - это современный уровень развития дидактики и педагогической практики. Оно является эффективным средством общего развития учащихся. “Проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и “открытия" новых понятий. Здесь есть и объяснение преподавателя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа обучения. Поскольку вся система методов при этом направлена на общее развитие учащегося, его индивидуальных способностей, проблемное обучение является подлинно развивающим обучением" [8].
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов обучения построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия учителя и учащихся ориентирован на развитие индивидуальности студента и социализацию его личности. Стержневое понятие проблемного обучения - проблемная ситуация, которая обуславливает порождение познавательной мотивации и мышления обучающегося, направленного на поиск, открытие. В настоящее время нет единой теории проблемного обучения, хотя этот вопрос и достаточно проработан, и нет единой точки зрения на понятие «проблемная ситуация». [13] Проблемная ситуация, как правило, имеет две стороны: а) предметно-содержательную, связанную с вычленением противоречия опорных знаний, нехваткой какой-то существенной информации; б) мотивационную, направленную на осознание противоречия и пробуждение желания его устранить при условии приобретения студентами каких-то новых знаний. Уровни проблемного обучения зависят от содержания учебного материала (наличие возможности создать проблемные ситуации различной степени трудности) и типа самостоятельных действий студента. По этим признакам специалисты правомерно выделяют четыре проблемности: уровень, обусловливающий репродуктивную деятельность; уровень, обеспечивающий применение прежних знаний в новой ситуации; репродуктивно-поисковый уровень;
творческий уровень. Различают два вида проблемных ситуаций: педагогическая, которая создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания; психологическая, создание которой сугубо индивидуально; Под проблемной ситуацией понимается: соотношение противоречивых внешних и внутренних обстоятельств и условий деятельности индивида или группы, не имеющие однозначного решения; форма связи субъекта с объектом познания, обеспечивающая порождение его мышления на основе ситуативно возникшей познавательной потребности; причем ни слишком легкая, ни слишком трудная познавательная задача не создает проблемной ситуации. Разные авторы пользуются различными определениями педагогической проблемной ситуации: . ситуация, характеризующая определение психического состояния субъекта, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете (А.М. Матюшкин)[6]; . интеллектуальное затруднение, когда человек не может объяснить явление, факт известным ему способом действия (М.И. Махмутов)[8]; . явно или смутно осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, способов деятельности (И.Я. Лернер)[4]; . начальный момент мыслительного процесса (С.А. Рубинштейн). [11] Психологическая структура проблемной ситуации включает: а) познавательную потребность, побуждающую человека к интеллектуальной деятельности; б) неизвестное достигаемое знание или способ действия; в) интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт” [6]. Проблемная ситуация порождается учебной или практической ситуацией, которая содержит две группы элементов: данные (известные) и не данные, новые (неизвестные) элементы. Проблемная ситуация - означает состояние интеллектуального затруднения, при котором человек испытывает потребность выйти из возникшего затруднения, разрешить его. Поэтому проблемная ситуация является одним из главных средств активизации учебной деятельности учащихся. Проблемная ситуация возникает чаще всего тогда, когда имеется несколько вариантов решения при ограниченной информации, исходных данных. Основа создания проблемной ситуации - противоречие. Проблемная ситуация характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в противоречивую, вероятностную среду. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности в этой среде (например, с помощью имеющихся знаний) переживается субъектом как интеллектуальное затруднение и приводит к появлению потребности в новых знаниях, которые позволили бы разрешить противоречие. [13]
Проблемные ситуации создаются следующим образом: выявляются противоречия в информации, способах действий, определяются причинно-следственные связи. Например, есть факт и необходимость его объяснить; противоречие между житейским представлением и научным толкованием фактов; противоречия, связанные с необходимостью применения знаний в конкретных условиях; противоречия, связанные с ограниченностью исходных данных. К основным способам создания проблемных ситуаций относятся сообщение информации (опорные знания); сопоставление фактов, анализируются факты, явления, ставятся вопросы, предъявляются задания и т.д. Приемы и способы создания проблемных ситуаций: . Побуждение студентов к объяснению явлений, фактов, их внешних несоответствий, противоречий. . Побуждение к выбору правильного варианта ответа и его обоснования. . Переход от одиноких фактов до обобщений. . Сопоставление спорных фактов, явлений. . Решение противоречий между возможными способами решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа деятельности. Проблема - (в пер. с греч. - “задача”) - теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения, обязательно предполагает противоречивую ситуацию между данными (фактами и пр.) и требованием найти неизвестное. Проблемы делятся на естественные и специальные, преднамеренно создаваемые (научные и учебные), производственные, общественные, воспитательного характера. Проблема (задача) - явление объективное, для ученика она существует с самого начала в материальной форме (в звуках или знаках) и превращается в субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания учеником в виде учебной проблемы. Учебная проблема - явление субъективное и существует в сознании ученика в идеальной форме, в мысли, так же, как любое суждение, пока оно не будет выражено в звуках языка или знаках письма. Основными элементами учебной проблемы являются “известное” и “неизвестное” для ученика [8]. Психологическая суть учебной проблемы состоит в том, что она является содержанием проблемной ситуации, возникающей в процессе учебной деятельности школьника. Она несет в себе новые для учащегося знание и способы усвоения этого знания и определяет структуру мыслительного процесса. Учебная проблема формулируется в виде задачи, задания, вопросов. При каких условиях задача или вопрос являются учебной проблемой? При наличии противоречий между знанием и незнанием; когда содержание указывает направление поиска; при наличии достаточных опорных знаний для решения проблемы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|