«встать: его низменное величество, культ силы! »
Политическая и экономическая борьба в условиях демократии и рыночной экономики называется у нас конкуренцией. Вполне естественное явление. Но естественным оно перестает быть, как только появляется запашок того, что называется нездоровой конкуренцией.
Подобное явление есть прямое следствие воцарившегося в нашем обществе и в нашем сознании культа силы: сильнейшему достается лучшее, а лучшее – только для сильнейших. Не важно, КАК оно достается. Не важно, КАК ты стал сильнейшим. Важно только то, что сильный всегда прав, а победителей не судят. И не важно, чем за это придется платить, и не важно, что придется страдать.
Но страдают ли еще до момента наступления часа возмездия, воздаяния так называемые, сильнейшие? Больше, чем вы думаете. Причина же кроется в самой природе культа, требующего постоянного притока энергии, сил и средств, тогда как они существуют в очень ограниченном количестве. На олимпе тесно, а в спину дышат конкуренты…
Помните аналогию со львами и овцами? Если следовать ее логике, то возникает вполне резонный вопрос: а хватит ли места для всех львов? Не обернутся ли они в волков?
Хотим мы того или нет, но проблемы ограниченности территорий, сфер влияния, объема и ассортимента благ и количества лож в театре реально существуют. Но это реально там, где мы определяем свою реальность…
Приходит на ум один готовый, но затертый ответ-рецепт: если не можешь принять существующее положение вещей – измени свое отношение к ним. Смех смехом, но в этом заключена великая мудрость, если помнить: как бытие определяет сознание, так и сознание определяет бытие (а может, отношение к нему - доподлинно неизвестно никому).
Мы не можем отвергать конкуренцию только потому, что она нам кажется бесчеловечной в самом высоком смысле этого определения. Для общества с недостаточно высоким уровнем общественного сознания она есть лишь условие эволюционного развития, его самый примитивный, начальный этап. Она же – действенный стимул для индивидуального развития.
Рыночные отношения не есть верх развития общественных и производственных отношений. Но без них невозможно вычленение разумного из хаотичного, отделение естественного от искусственного, эффективного – от неэффективного.
В самих основах начального развития рыночных отношений отсутствует элемент коллективного сознания, коему свойственно видение и руководство принципами и критериями общественного блага как приоритетными. Корпоративность же не является выражением коллективизма, но есть его составная часть, более соответствующая принципам естественного развития, осуществляемого через прохождение стадии естественного отбора и выживания в среде.
Конкуренция хороша тем, что выводит человека в зону конфликта, который и сподвигает обыденное инертное сознание к необходимости осмысления происходящих событий, что, в свою очередь, способствует подъему уровня его сознания, его расширению. А зарождающийся и растущий внутренний конфликт постепенно перерастает в конфликт с внешней средой. И наоборот: конфликт с внешней средой приводит к порождению внутренних конфликтов. Все это приводит к необходимости соотнесения интересов индивидуальных с общими.
Корпоративная конкуренция и есть тот фактор, что коллективное бессознательное принудительно и вынужденно переведет в конечном итоге в коллективное сознательное как необходимое условие не только для осуществления принципов сосуществования, но и выживания.
Но это не выбор сознания, а реакция биологических и социальных инстинктов, находящих свое выражение в так называемом культе силы.
Этот путь содержит в себе большое количество издержек. Есть ли иной?
Проблема конкурентной борьбы заключается не столько в противопоставлении вопросов общественного и индивидуального блага, сколько в столкновении самих индивидуальных интересов друг с другом, где в роли арбитра могут и должны выступать интересы общественные.
В вопросах соотнесения интересов индивидуальных, собственных с родственными по природе и характеру интересами другого индивидуума есть немало проблем, касающихся их конфликтности. Ни один из этих интересов не может реализоваться вне поля борьбы и агрессии, если они предоставлены сами себе, как две чуждые друг для друга реальности, не вплетенные в «тело» другой, третьей – общей, являющейся по отношению к ним над-системным фактором управления и влияния. И здесь решающим в определении исхода борьбы является то, действуют ли, реализуются ли эти интересы с позиций соответствия их интересам этого Фактора. Этим и определяется: имеют ли они текущую и долгосрочную свою перспективность.
Если речь идет только об удовлетворении сиюминутных желаний, интересов, то всякие доводы в пользу необходимости действовать с позиции именно этого критерия – общественного блага, выступающего в роли над-системного фактора управления, – бесполезны. Но так не может жить человек разумный, думающий о том, что будет завтра и каким оно будет, это его «завтра» через месяц, год…
Решая эти вопросы, мы вынуждены произвести переоценку наших отношений к культу силы: перспективен не тот, кто стяжает себе внутрисистемные энергии, отнимая их у других, а тот, кто стремится соответствовать реализационным энергиям над-системного фактора управления.
Только в этом случае мы имеем конкуренцию с «человеческим» лицом: сам Фактор выбирает, кто будет «подрядчиком» для выполнения Его Заказа.
В этом случае нет необходимости тратить силы и энергии на утверждении себя в конкурентной среде. Своим соответствием условиям и требованиям Заказа Фактора мы утверждаемся как следствие. Мы же привыкли считать, что самоутверждение есть причина, из-за которой мы можем что-то для себя добиться, выиграть, «отвоевать», обратить на себя внимание.
Понимание подобного тезиса полностью лишает всякого смысла применять порочную практику ведения недобросовестной конкуренции, освобождает от слепого и яростного стремления подавить своего конкурента, опорочить его и дискредитировать.
Таким образом, мы можем видеть, что культ силы не только не дает реализационной силы, энергии, но и отнимает их, делает бесперспективными наши действия. Но только ли сознательное служение интересам над-системного фактора управления способно избавить нас от ведения конкурентной борьбы, отнимающей столько энергии? Пытаясь ответить на этот непростой вопрос, я вновь приглашаю вас в область метафизики, граничащей с областью психологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|