Функционирование информационных систем, связанных с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности, обеспечивается:
а) техническими средствами;
б) программным обеспечением;
в) персоналом;
г) соответствующими процедурами;
д) базами данных.
Информационные системы, связанные с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности, состоят из процедур:
а) инициирования (хозяйственные операции могут быть инициированы вручную или автоматически с помощью запрограммированных процедур);
б) отражения (регистрации) в учете (регистрация включает выявление и сбор надлежащей информации об операциях или событиях);
в) обработки данных и ведения учета соответствующих активов, обязательств и капитала;
г) включения в отчетность информации об операциях аудируемого лица, а также о событиях и условиях.
Качество информации влияет на способность руководства принимать надлежащие управленческие решения и осуществлять контроль за деятельностью аудируемого лица, а также на возможность подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Функционирование информационных систем обеспечивается методами и способами учета.
Рабочий документ «Описание и оценка информационной системы, связанной с подготовкой бухгалтерской отчетности» (РД №4) предназначен для представления информации о результатах оценки важнейших аспектов системы бухгалтерского учета и учетной политики как части информационной системы. В результате заполнения РД №4 у студентов должно сложиться представление о порядке подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции по разделам учета, и процедур текущего контроля. Данная информация необходима для оценки надежности системы внутреннего контроля и величины риска средств контроля аудируемой организации.
Для выполнения задания необходимо руководствоваться федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности №8 «Понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности», №2 «Документирование аудита» №5 «Аудиторские доказательства». РД №4 заполняется по итогам изучения учетной политики, других внутренних приказов и регламентов по организации бухгалтерского учета, ознакомления с первичными документами, регистрами синтетического и аналитического учета, бухгалтерской отчетности организации. Возможно также использование методов опроса учетного персонала, наблюдения за ходом выполнения учетных работ. РД №4 построен в разрезе разделов бухгалтерского учета, соответствующих сегментам аудита.
Описание системы бухгалтерского учета конкретной организации может включать и другие разделы, характерные для аудируемого лица, но не приведенные в бланке РД №4. Документооборот может быть представлен в виде описания, схемы, графика. К бланку могут быть приложены копии учетных и иных документов организации, характеризующих важнейшие аспекты системы бухгалтерского учета как составной части информационной системы.
При написании текстовой части отчета по практике после заполнения РД №3 необходимо задокументировать следующие выводы:
- Оценка надежности различных разделов системы бухгалтерского учета, влияющих на формирование бухгалтерской отчетности.
- Оценка надежности системы бухгалтерского учета в целом как одного из важнейших компонентов информационной системы, связанной с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности.
- Влияние оценки надежности системы бухгалтерского учета на оценку аудитором надежности системы внутреннего контроля и риска средств контроля.
При подготовке РД №4 используется информация из РД №1. Данные РД №4 взаимосвязаны с РД №5, РД №6, РД №7. Итоговый вывод об эффективности системы бухгалтерского учета, сделанный по результатам заполнения РД №4, переносится далее в РД №6 (заключительная таблица бланка) и учитывается при определении уровня средств контроля в целом.
ОПИСАНИЕ и оценка ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ, СВЯЗАННОЙ С ПОДГОТОВКОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
РД №4
аУДИРУЕМОЕ ЛИЦО
АУДИРУЕМЫЙ ПЕРИОД:
Раздел бухгалтерского учета
Организация и состояние
бухгалтерского учета и отчетности
Вопросы
Комментарии
состав бухгалтерии
наличие учетной политики
наличие должностных инструкций, фактические обязанности работников бухгалтерии и их полномочия
наличие рабочего плана счетов и его особенности
наличие утвержденного графика документооборота и осуществление контроля его выполнения
форма бухгалтерского учета;
применение в учете и управлении компьютерных программ (указать и описать назначение)
наличие утвержденной внутренней отчетности и осуществление контроля ее составления и предоставления
наличие форм первичных учетных документов, отличных от типовых
наличие положения о порядке проведения инвентаризации (утверждение комиссии по проведению инвентаризации, наличие протоколов заседаний комиссии)
система хранения учетных документов
Раздел бухгалтерского учета
Основные средства
Вопросы
Комментарии
Ø основные источники поступления основных средств, структурные подразделения/отделы, осуществляющие закупки/создание объектов основных средств;
Ø документооборот по учету основных средств;
Ø принятые методы начисления амортизации по объектам основных средств;
Ø используемые методы переоценки основных средств;
Ø процедуры текущего контроля наличия и использования основных средств;
Раздел бухгалтерского учета
Нематериальные активы
Вопросы
Комментарии
Ø основные источники поступления нематериальных активов и структурные подразделения/отделы, осуществляющие закупки/создание объектов нематериальных активов;
Ø документооборот по учету нематериальных активов;
Ø документы, устанавливающие сроки полезного использования нематериальных активов;
Ø принятые методы начисления амортизации по объектам нематериальных активов;
Ø процедуры текущего контроля наличия и использования нематериальных активов;
Раздел бухгалтерского учета
Долгосрочные инвестиции
Вопросы
Комментарии
Ø хозяйственные операции, отражаемые на счете «Вложения во внеоборотные активы»;
Ø документооборот по счету «Вложения во внеоборотные активы» по различным объектам капитальных вложений:
- по строительству объектов основных средств;
- по приобретению объектов основных средств и нематериальных активов;
Ø процедуры текущего контроля формирования инвентарной стоимости объектов долгосрочных инвестиций.
Раздел бухгалтерского учета
Материально-производственные
запасы
Вопросы
Комментарии
Ø основные виды производственных запасов, наличие нормативов запасов;
Ø методы оценки производственных запасов;
Ø документооборот по движению сырья и материалов, начиная со склада до списания на производство;
Ø процедуры текущего контроля наличия производственных запасов и правильности их списания на производство;
Ø методы оценки товаров;
Ø основные источники поступления товаров;
Ø основные виды/номенклатура товаров;
Ø документооборот по движению товаров, начиная со склада до момента реализации;
Ø процедуры текущего контроля наличия товаров и возможности их реализации;
документы, обосновывающие принятие к учету различных видов финансовых вложений;
документооборот по учету финансовых вложений;
процедуры текущего контроля эффективности финансовых вложений;
Раздел бухгалтерского учета
Расчеты
Вопросы
Комментарии
Кредиторская задолженность
Ø структурные подразделения/отделы, отвечающие за работу с поставщиками и подрядчиками;
Ø документооборот по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
Ø процедуры текущего контроля правильности расчетов с поставщиками и подрядчиками и состояния кредиторской задолженности;
Дебиторская задолженность
структурные подразделения/отделы, отвечающие за работу с покупателями и заказчиками;
документооборот по расчетам с покупателями и заказчиками;
процедуры текущего контроля правильности расчетов с покупателями и заказчиками и состояния дебиторской задолженности;
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
Ø структурные подразделения/отделы, взаимодействующие с дебиторами и кредиторами, расчеты с которыми осуществляются с использованием счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
Ø документооборот по расчетам с разными дебиторами и кредиторами;
Ø процедуры текущего контроля правильности расчетов с разными дебиторами и кредиторами и состояния дебиторской и кредиторской задолженности;
Расчеты с подотчетными лицами
документы, определяющие круг лиц, которые могут получать деньги под отчет, и порядок отчета по израсходованным суммам;
документооборот по расчетам с подотчетными лицами;
процедуры текущего контроля правильности расчетов с подотчетными лицами и состояния задолженности по подотчетным суммам;
Расчеты по налогам и сборам
Расчеты по налогу на прибыль
Ø структурные подразделения, осуществляющие расчеты по налогу на прибыль;
Ø процедуры текущего контроля правильности расчетов по налогу на прибыль;
Ø были ли в отчетном периоде проверки налоговых органов расчетов по налогу на прибыль и их результаты.
Расчеты по налогу на добавленную стоимость
структурные подразделения, осуществляющие расчеты по налогу на добавленную стоимость;
процедуры текущего контроля правильности расчетов по налогу на добавленную стоимость;
были ли в отчетном периоде проверки налоговыми органами расчетов по налогу на добавленную стоимость и их результаты.
Расчеты по кредитам
виды кредитов, полученных организацией, цель получения кредита и срок кредитования, банк, предоставивший кредит;
документы, подтверждающие получение и погашение кредитов;
процедуры текущего контроля целесообразности получения кредитов, их использования и погашения;
Внутрихозяйственные расчеты
Ø структурные подразделения, расчеты между которыми осуществляются с использованием счета «Внутрихозяйственные расчеты»;
Ø документооборот по внутрихозяйственным расчетам;
Ø процедуры текущего контроля операций по внутрихозяйственным расчетам
Расчеты с дочерними и зависимыми обществами
структурные подразделения/отделы, взаимодействующие с дочерними и зависимыми обществами;
документооборот по расчетам с дочерними и зависимыми обществами;
процедуры текущего контроля правильности расчетов с дочерними и зависимыми обществами;
Заработная плата и связанные с ней выплаты
Ø документы, устанавливающие порядок расчета/начисления заработной платы;
Ø порядок расчета/начисления заработной платы;
Ø документооборот по учету заработной платы, удержаний и начислений;
Ø были ли в отчетном периоде внешние проверки расчетов по заработной плате, удержаниям и начислениям и их результаты;
Раздел бухгалтерского учета
Расходы
Вопросы
Комментарии
Расходы на производство
структурные подразделения/ отделы, осуществляющие планирование и расчет себестоимости продукции, работ, услуг;
применяемый вариант учета затрат на производство:
- калькуляционный, со списанием затрат со счетов 25 и 26 на счет 20 или
- списание в конце отчетного периода расходов со счетов 25 и 26 на уменьшение выручки
наличие калькуляции по видам продукции, работ, услуг;
процедуры текущего контроля величины затрат на производство;
Затраты в незавершенном производстве
состав незавершенного производства и наличие нормативов запасов незавершенного производства;
метод оценки незавершенного производства;
процедуры текущего контроля величины незавершенного производства;
Расходы будущих периодов
Ø документы, устанавливающие сроки и порядок списания расходов будущих периодов;
Ø применяемый порядок учета расходов будущих периодов и их списания на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;
Ø процедуры текущего контроля формирования расходов будущих периодов и обоснованности их списания;
Расходы на продажу
структурные подразделения/места/участки, затраты которых отражаются на счете «Расходы на продажу»;
состав расходов на продажу;
применяемый порядок учета расходов на продажу и их списания на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;
процедуры текущего контроля формирования расходов на продажу;
Управленческие расходы
Ø состав управленческих расходов;
Ø применяемая база для распределения управленческих расходов при формировании себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг;
Ø процедуры текущего контроля формирования и величины управленческих расходов;
Прочие расходы
состав прочих расходов;
процедуры текущего контроля величины прочих расходов;
Раздел бухгалтерского учета
Доходы
Вопросы
Комментарии
Выпуск и реализация продукции, работ, услуг
структурные подразделения/отделы, осуществляющие выпуск готовой продукции, выполнение работ и оказание услуг;
документооборот по выпуску готовой продукции (работ, услуг);
процедуры текущего контроля правильности отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с выпуском готовой продукции (работ, услуг).
Ø структурные подразделения/отделы, осуществляющие продажу товаров, продукции, работ и услуг;
Ø документооборот по продаже товаров, продукции, работ и услуг;
Ø процедуры текущего контроля правильности отражения в бухгалтерском учете выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг;
Прочие доходы
состав прочих доходов;
процедуры текущего контроля формирования прочих доходов;
Раздел бухгалтерского учета
Собственный капитал
Вопросы
Комментарии
виды капитала и резервов, созданных в организации и источники их образования;
документы, в соответствии с которыми создаются резервы;
основные виды операций по движению капитала и резервов;
процедуры текущего контроля формирования и использования капитала и резервов;