Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ российского рынка битума

 

В России ежегодно производится 3,5-4 млн. тонн битума. Потенциальная емкость рынка битума России превышает эти показатели.

Развитие дорожного строительства неразрывно связано с повышением качества дорожных битумов. Россия, занимая второе место в мире по мощности производства битумов, уступает промышленно развитым странам по качеству вырабатываемого битума и уровню развития дорожного хозяйства. Низкое качество битума не обеспечивает высокого уровня эксплуатационных характеристик дорог и требует постоянного вложения денежных средств на их ремонт, что приводит к уменьшению финансирования нового дорожного строительства.

Рынок дорожных битумов оценивается более 3 млн. тонн. Емкость рынка строительных битумов ниже и оценивается в 1,3-1,5 млн. тонн. В последние годы темпы роста спроса по регионам особенно возросли и зависят от ВНП.

Генетически они представляют собой в различной степени дегазированные, потерявшие легкие фракции, вязкие-полутвердые естественные производные нефти - мальты, асфальты, асфальтиты.

Анализ рынка показывает, что существует определенный спрос на услуги по текущему ремонту дорог («ямочному ремонту»), а рыночная ниша по такого рода работам практически свободна, ввиду того, что крупные предприятия заняты в секторе масштабного дорожного строительства и капитального ремонта дорог.

Ростовское государственное унитарное предприятие производственно-технологической комплектации дорожных ремонтно-строительных организаций «Ростовдорснаб» является коммерческой организацией, находится в ведомственном подчинении министерства автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области. Учредителем предприятия является Ростовская область.

В рамках Устава предприятие осуществляет различные виды хозяйственной деятельности: производство и реализацию железобетонных изделий, переработку гудрона в битум, продажу битума, доставку битума, доставку битума до потребителя и т.д.

Битум с давних пор является одним из наиболее известных и важных строительных материалов. Благодаря своим адгезионным и гидрофобным свойствам он находит широкое применение в дорожном строительстве, изготовлении кровельных материалов, при строительстве фундаментов зданий и сооружений, прокладке трубопроводов.

Битум представляет собой чрезвычайно сложную смесь углеводородов и гетероорганических соединений разнообразного строения, в основном не выкипающую при температурах перегонки нефти. Идентификация всех составляющих битум соединений невозможна.

Групповой состав битума предопределяет его коллоидную структуру и реологическое поведение и тем самым - технические свойства, которые характеризуются условными показателями качества, определяемыми в стандартных условиях. Среди этих показателей важнейшие: пенетрация (глубина проникания иглы в битум), температуры размягчения и хрупкости, дуктильность (растяжимость) - способность битума растягиваться в нить (см. таблицу 1). Некоторые показатели определяют как для исходного битума, так и для битума после прогрева, который имитирует процесс старения. Стандартами задаются определенные значения показателей качества, что отражает оптимальный состав битума. Этот состав может быть различным для разных областей применения битумов.

 


Таблица 1 – Характеристики строительных битумов

Характеристики строительных битумов (ГОСТ 6617-76)

Показатели БН 70/30 БН 90/10
Пенетрация при 25 °С, 0,1 мм 21-40 5-20

Температура, °С:

Размягчения 70-80 90-105
Вспышки, не ниже 240 240
Дуктильность при 25 °С, см, не ниже 3,0 1,0

 

Отечественной промышленностью вырабатывается широкий ассортимент битумов: дорожных, строительных (индустриальных) и специальных высокоплавких.

Дорожные битумы разделяют на вязкие и жидкие.

Вязкие битумы используют в качестве вяжущего материала при строительстве и ремонте дорожных покрытий. Основное количество таких битумов вырабатывается в России в соответствии с ГОСТ 22245-90.

Жидкие битумы предназначены для удлинения сезона дорожного строительства. В соответствии с ГОСТ 11955-82 их получают смешением вязких битумов БНД с дистиллятными фракциями - разжижителями. После укладки покрытия разжижитель постепенно испаряется.

Кровельные битумы применяют для производства кровельных материалов. Их разделяют на пропиточные и покровные (соответственно для пропитки основы и получения покровного слоя).

Изоляционные битумы используют для изоляции трубопроводов с целью защиты их от коррозии.

Строительные битумы применяют при выполнении различных строительных работ, в частности для гидроизоляции фундаментов зданий.

Битум является одним из наиболее часто используемых в строительстве материалов. Благодаря своим адгезионным и гидрофобным свойствам он находит широкое применение в дорожном строительстве, изготовлении кровельных материалов, при строительстве фундаментов зданий и сооружений, а также при прокладке трубопроводов.

Основным потребителем нефтяных битумов является дорожное строительство, в настоящее время до 90% производимого во всем мире объема товарных битумов потребляется дорожной отраслью. Специалисты разных государств сходятся во мнении, что нефтяной битум является самым дешевым и наиболее универсальным материалом для применения в качестве вяжущего при устройстве дорожных покрытий.

Необходимо отметить тот факт, что дорожные битумы российского и зарубежного производства принципиально различаются по качеству, что предопределено различием нормативных требований к этому виду товарной продукции в нашей стране и за рубежом. Практика дорожного строительства в России, состояние дорог даже федерального значения опровергает мнение о безукоризненности существующих требований к дорожным битумам, сформулированных в ГОСТ 22245.

Многолетний опыт устройства и содержания дорожных покрытий с использованием битумов дорожных вязких марки БНД, изготавливаемых российскими НПЗ, свидетельствует о том, что, например, при значении показателя температуры хрупкости битума, равном −27°C (что намного превышает предел, указанный ГОСТ 22245), разрушение покрытия начинается уже в первый год эксплуатации по причине недостаточной способности битумного вяжущего к растяжению (и это при соответствии значения показателя растяжимости битумов при 25 и 0°C нормативным требованиям).

Положительные результаты применения в последние 10 лет при строительстве и ремонте дорожных покрытий в Санкт-Петербурге и Ленинградской области битумов, характеризующихся иными, чем битумы марок БНД, свойствами, например фирм NESTE, NYNAS, БДУ (Ухтинский НПЗ), позволяют сделать вывод о том, что в основе своей для повышения эксплуатационной надежности дорожных покрытий оказывается достаточным изменить качество дорожного битума.

Использование битумов зарубежного производства и битума дорожного улучшенного марки БДУ (ТУ 38.1011356-91) в составе асфальтобетонных смесей взамен битума дорожного вязкого марки БНД (ГОСТ 22245-90) обеспечило возможность заказчику требовать, а подрядным организациям Санкт-Петербурга принимать на себя гарантийные обязательства на устроенные верхние слои дорожных одежд сроком до 5-7 лет.

Более высокая эксплуатационная надежность асфальтобетонов, изготовленных с применением вышеуказанных марок битума, обусловлена оптимальным комплексом реологических свойств последнего. Это достигается регламентацией зарубежными стандартами требований к таким показателям качества битумов, как кинематическая вязкость при 135°C, динамическая вязкость при 60°C, и установлением пределов изменения глубины проникания иглы, растяжимости при 25°C, динамической вязкости при 60°C в процессе испытания битума на термостабильность по методике ASTM D 1754 (или ASTM D 2872), имитирующей условия воздействия на битумную пленку кислорода воздуха при повышенной температуре в асфальтосмесителе при изготовлении горячих асфальтобетонных смесей.

Рынок битумов имеет много особенностей, присущих именно этому рынку. В первую очередь, он сезонный, то есть «поднимается» весной, достигает пика летом и «падает» с наступлением холодов.

По оценке ООН, мировые геологические ресурсы природных битумов составляют 260 млрд. тонн. Извлекаемая часть, исключая страны СНГ, оцениваются в 70 млрд. тонн, из которых около 70% находятся в Канаде. Достаточно крупные скопления битумов установлены также в Венесуэле, США, Китае.

На территории бывшего СССР выявлено около 700 залежей битуминозных пород, преимущественно в России, Казахстане и Азербайджане.

В России ресурсы природных битумов по разным оценкам составляют от 30 до 75 млрд. тонн. В США ежегодно производится около 28 млн. тонн битума, из них около 10 млн. -модифицированные.

Отрасль услуг по дорожному ремонту имеет свои особенности, состоящие в том, что компании, выполняющие подобные работы, удовлетворяют в подавляющем большинстве случаев нужды государственных организаций федерального и регионального масштаба, т.е. выполняют «государственный заказ», направленный на развитие инфраструктуры региона и страны в целом.

Функциональный срок службы автодорог в России на 25-30% ниже, чем в европейских странах. Главной причиной быстрого разрушения дорожных покрытий является их недостаточное уплотнение ввиду отсутствия современного эффективного дорожно-строительного оборудования. Более половины дорог федерального значения не справляется с растущими грузопотоками. Количество дорог в РФ в некоторые годы даже уменьшается, так как ремонт не успевает за их износом. Предельные возможности автодорог в России исчерпаны. Недостаток финансирования ограничивает платежеспособный спрос.

Ценовую ситуацию на рынке дорожного ремонта определяет в основном уровень цен на ремонтные работы, величина которых определяется государственными расценками. Стоимость ремонта автодорог в целом по России примерно одинакова и составляет 140-150 руб. за 1 кв. м отремонтированного покрытия (базовая ставка без учета различных повышающих коэффициентов). В стоимость затрат по ремонту входит цена приобретаемой асфальтобетонной смеси и других расходных материалов и непосредственно работа по ремонту покрытия.

Битум - широко применяется в дорожном строительстве, в строительстве и ремонте дорожных и аэродромных покрытий в качестве водонепроницаемого и связующего материала, обеспечивая прочность, долговечность, высокие транспортно-эксплуатационные качества дорожных покрытий. В программе строительства и ремонта дорог Ростовской области ведущее место по-прежнему занимают дорожные покрытия, устраиваемые с применением битумов. В бюджете Ростовской области на 2006 год предусмотрено финансирование на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт дорожных покрытий более 1,4 млрд.руб.

Потребителями битумов в Ростовской области являются, в основном, дорожные ремонтно-строительные управления Министерства автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области.

Свою деятельность предприятие осуществляет с 1973 года. Столько же занимается продажей битума

Граница рынка деятельности предприятия по продаже битума - Ростовская область, Калмыкия, Краснодарский край. По данным Министерства автомобильных дорог, транспорта и связи рынок битума в России составляет 1,5 млрд. долларов в год, при этом потребность рынка закрыта только на 70%.

Продажа битума по областям предприятием ГУП РО «Ростовдорснаб» представлена на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Продажа битума по областям


Конкурентами по продаже битума являются: ЗАО «Дорстройматериалы», Севкавспецснаб, ЗАО «Нефрес» (Москва), ООО «Терра-1».

 

Рисунок 3 – Доля конкурентов на рынке по продаже битума

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...