Тиристорное управление двигателем постоянного тока
В приводах главного движения и подачи инструмента металлорежущих станков широко используются двигатели постоянного тока с независимым возбуждением, которые способны обеспечивать регулирование скорости вращения в широких пределах. Такой двигатель (рис. 2.36, а) состоит из статора, на полюсах которого намотаны обмотки возбуждения (ОВ), и ротора, называемого якорем. Ток возбуждения I в, проходя по ОВ под действием напряжения U в, создает магнитный поток Ф. К якорю через щетки подводится напряжение якоря U я, создающее ток якоря I я. Протекая по виткам обмотки якоря, ток I я, взаимодействуя с потоком Ф, создает вращающий момент М вр M вр = K Ф I я, где K — коэффициент, зависящий от конструкции двигателя (размеров числа витков обмоток и т.п.).
Рис.2.36. Схема подключения двигателя постоянного тока (а); график, поясняющий принципы управления скоростью вращения двигателя (б)
При вращении двигателя в обмотке якоря наводится ЭДС Е я, направленная согласно правилу Ленца встречно приложенному напряжению U я и пропорциональная числу оборотов вала двигателя n: Е я = сn Ф, где с — коэффициент, зависящий от конструкции двигателя. Для цепи якоря при равномерном вращении вала по второму закону Кирхгофа можно записать равенство U я = E я + R я I я, где R я — активное сопротивление обмотки якоря, включая сопротивление контакта щетки—коллектор (в двигателях коллектором называют набор контактных площадок, через которые с щеток подается напряжение в обмотку вращающегося якоря). Подставив в это равенство выражение Е я и значение тока I я, полученное из выражения для вращающего момента, получим , откуда число оборотов двигателя равно
.
Рис. 2.37. Схема тиристорного регулятора скоростью вращения двигателя
Из полученной формулы очевидны два способа (две зоны) управления скоростью вращения двигателя (рис. 2.36, б). В зоне I скорость изменяют от 0 до номинального значения n ном, увеличивая напряжение U я при неизменном значении магнитного потока Ф, а значит, и неизменном напряжении возбуждения U в. При достижении напряжением U я номинального значения дальнейшее его увеличение невозможно, так как может привести к пробою изоляции. В то же время для быстрого перемещения, например, инструмента на холостом ходу или ускоренного вращения шпинделя необходимо увеличить скорость вращения двигателя в три — пять раз выше n ном. Для этого используют зону II, в которой при неизменном напряжении U я ном уменьшают значение магнитного потока Ф с помощью соответствующего понижения U в, а значит, и тока возбуждения I в. Заметим, однако, что в зоне II приходится мириться с соответствующим понижением и вращающего момента двигателя, т. е. нагружать двигатель меньшим моментом сопротивления, который он должен преодолевать своим вращающим моментом. Действительно, как это следует из формулы для M вр, при уменьшении потока Ф вращающий момент снижается, а скомпенсировать его увеличением тока I я нельзя, так как это приведет к перегреву двигателя. В выпускаемых промышленностью тиристорных преобразователях регулирование скорости вращения в зоне I осуществляется применением двух управляемых мощных (до нескольких десятков киловатт) трехфазных выпрямителей (на рис. 2.37 они обведены пунктиром). Один из трехфазных выпрямителей обеспечивает правое направление вращения двигателя, а другой — левое, изменяя полярность U я на противоположное. Естественно, что эти выпрямители должны работать раздельно во избежание короткого замыкания между ними, что и обеспечивает схема управления выпрямителями, разрешая включение одного из них лишь через несколько миллисекунд после отключения другого. Схемы управления тиристорами выполнены по принципу, рассмотренному в параграфе 2.9 и на рис. 2.33.
Для управления скоростью вращения в зоне II используется однофазная мостовая схема тиристорного выпрямителя, обеспечивающая питание обмотки возбуждения ОВ. Схема позволяет лишь уменьшать значение тока возбуждения I в, сохраняя его полярность. Схема управления тиристорами мостовой схемы также выполнена по принципу, рассмотренному в параграфе 2.9 и на рис. 2.33.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|