Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тиристорное управление двигателем постоянного тока




 

В приводах главного движения и подачи инструмента металлорежущих станков широко используются двигатели постоянного тока с независимым возбуждением, которые способны обеспечивать регулирование скорости вращения в широких пределах. Такой двигатель (рис. 2.36, а) состоит из статора, на полюсах которого намотаны обмотки возбуждения (ОВ), и ротора, называемого якорем.

Ток возбуждения I в, проходя по ОВ под действием напряжения U в, создает магнитный поток Ф. К якорю через щетки подводится напряжение якоря U я, создающее ток якоря I я. Протекая по виткам обмотки якоря, ток I я, взаимодействуя с потоком Ф, создает вращающий момент М вр

M вр = K Ф I я,

где K — коэффициент, зависящий от конструкции двигателя (размеров числа витков обмоток и т.п.).

 

 

Рис.2.36. Схема подключения двигателя постоянного тока (а); график, поясняющий принципы управления скоростью вращения двигателя (б)

 

При вращении двигателя в обмотке якоря наводится ЭДС Е я, направленная согласно правилу Ленца встречно приложенному напряжению U я и пропорциональная числу оборотов вала двигателя n:

Е я = сn Ф,

где с — коэффициент, зависящий от конструкции двигателя.

Для цепи якоря при равномерном вращении вала по второму закону Кирхгофа можно записать равенство

U я = E я + R я I я,

где R я — активное сопротивление обмотки якоря, включая сопротивление контакта щетки—коллектор (в двигателях коллектором называют набор контактных площадок, через которые с щеток подается напряжение в обмотку вращающегося якоря).

Подставив в это равенство выражение Е я и значение тока I я, полученное из выражения для вращающего момента, получим

,

откуда число оборотов двигателя равно

.

 

 

Рис. 2.37. Схема тиристорного регулятора скоростью вращения двигателя

 

Из полученной формулы очевидны два способа (две зоны) управления скоростью вращения двигателя (рис. 2.36, б). В зоне I скорость изменяют от 0 до номинального значения n ном, увеличивая напряжение U я при неизменном значении магнитного потока Ф, а значит, и неизменном напряжении возбуждения U в. При достижении напряжением U я номинального значения дальнейшее его увеличение невозможно, так как может привести к пробою изоляции. В то же время для быстрого перемещения, например, инструмента на холостом ходу или ускоренного вращения шпинделя необходимо увеличить скорость вращения двигателя в три — пять раз выше n ном. Для этого используют зону II, в которой при неизменном напряжении U я ном уменьшают значение магнитного потока Ф с помощью соответствующего понижения U в, а значит, и тока возбуждения I в. Заметим, однако, что в зоне II приходится мириться с соответствующим понижением и вращающего момента двигателя, т. е. нагружать двигатель меньшим моментом сопротивления, который он должен преодолевать своим вращающим моментом. Действительно, как это следует из формулы для M вр, при уменьшении потока Ф вращающий момент снижается, а скомпенсировать его увеличением тока I я нельзя, так как это приведет к перегреву двигателя.

В выпускаемых промышленностью тиристорных преобразователях регулирование скорости вращения в зоне I осуществляется применением двух управляемых мощных (до нескольких десятков киловатт) трехфазных выпрямителей (на рис. 2.37 они обведены пунктиром).

Один из трехфазных выпрямителей обеспечивает правое направление вращения двигателя, а другой — левое, изменяя полярность U я на противоположное. Естественно, что эти выпрямители должны работать раздельно во избежание короткого замыкания между ними, что и обеспечивает схема управления выпрямителями, разрешая включение одного из них лишь через несколько миллисекунд после отключения другого. Схемы управления тиристорами выполнены по принципу, рассмотренному в параграфе 2.9 и на рис. 2.33.

Для управления скоростью вращения в зоне II используется однофазная мостовая схема тиристорного выпрямителя, обеспечивающая питание обмотки возбуждения ОВ. Схема позволяет лишь уменьшать значение тока возбуждения I в, сохраняя его полярность. Схема управления тиристорами мостовой схемы также выполнена по принципу, рассмотренному в параграфе 2.9 и на рис. 2.33.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...