S-образная кривая выражает естественное развитие компании (продукта, товара или иного явления) с позиции критерия максимальной эффективности данного процесса.
Рис. 17.4. Схема инновационного развития
В жизни все начинается с рождения, последующего за этим развития, достигающего в определенное время своего пика, после которого следует затухание (спад). Осознание S-образной природы инновационного (технологического) развития должно побуждать менеджеров предвидеть падение эффективности прежде, чем оно произойдет. Следовательно, непрерывное (устойчивое) развитие компании заключается в том, чтобы своевременно перейти на новую S-образную кривую еще до того как иссякнет потенциал развития предыдущей. По существу устойчивое развитие является процессом изменений, т.е. процессом инновационного характера, в котором эксплуатация ресурсов, направление инвестиций, организация технологического развития и институциональные изменения находятся в гармонии, повышают ценность текущего и будущего потенциала. Без инновационных изменений предприятия, находящихся в кризисной ситуации просто не выживут. Теперь остановимся на управлении процессом изменений. Прежде всего, необходимо учитывать и исходить из того, что предприятие — социально-экономическая система, изменив один элемент которой, мы затронем и другие, поэтому 1.5) Антикризисные программы управления должны предусматривать и охватывать: ♦ систему целей и комплекс действий во всех взаимосвязанных сферах деятельности предприятия; ♦ структурные изменения в распределении полномочий и ответственности, механизмах координации и интеграции, организационно-производственном построении предприятия, управленческой иерархии; ♦ технологии и решаемые задачи — процессы, механизмы и оборудование, методы деятельности, стандарты, трудовой процесс и др.;
♦ персонал — изменение способностей, отношения или поведения людей. Различными исследователями предлагаются отличные друг от друга
1.6) Модели организационных изменений. Одной из наиболее известных является модель Л. Грейнера.'. В первые три фазы он включил: -давление и пробуждение; -переориентацию; -диагностику и осознание. Менеджмент должен осознать необходимость изменений, прочувствовать давление грядущих перемен (со стороны внешних или внутренних факторов) и пробудиться к соответствующим действиям. _________________________________________________ 1 Приводится по кн.: Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы мснсджмсн-i.i: Пер. с англ. 3-е изд. М.: Издат. Дом «Вильяме», 2007. С. 498—500.
Менеджмент может чувствовать необходимость перемен, но быть не способным проанализировать проблемы. Необходимо привлечение внешних консультантов, независимых специалистов, способных объективно оценить ситуацию и переориентировать менеджеров на осознание необходимости перемен, на изменение своей точки зрения. На базе собранной с нижних уровней управления информациипредстоитопределить истинные причин проблем, требующих изменений. Фаза 4 — Выбор решения и поддержка нового курса действий. Поиск новых и уникальных решений проблемы и обеспечение поддержки тех, кто будет реализовывать эти решения. Фаза 5 — Эксперимент и поиск. Серьезные изменения сначала опробываются на отдельных участках, выявляются возможные препятствия, а затем производится их внедрение в больших масштабах. При этом определяется, в какой степени изменения позволят исправить ситуацию, как они воспринимаются работниками и как можно их усовершенствовать. Фаза 6 — Усиление уверенности и принятие новых методик. Предполагает мотивирование людей к принятию изменений, убеждение их в том, что изменения будут полезны лично им.
«Биологическая» модель изменения предприятия и бизнеса Ф. Ж. Гуияра и Дж.Н. Келли состоит из четырех элементов: 1) Рефрейминг — сдвиг в представлении фирмы о том, чем она является сейчас и чего может достичь, изменение ее «сознания», «мозга». Включает в себя следующие процессы: ♦ достижение мобилизации — накопление умственной энергии, необходимой для начала преобразований, что означает расширение области мотивации и преданности с уровня индивидов на уровень команд, а затем и на уровень организации в целом, т.е. создание потенциала для построения лучшего будущего; ♦ выработка видения перспективы — создание разделяемой всеми ментальной схемы, придающей форму этому будущему, бросающей вызов существующей реальности, становящейся новым смыслом существования фирмы, т.е. создание чувства цели; ♦ построение системы показателей, определяющих конкретные цели, а также описывающие их параметры и необходимые для их достижения действия. 2) Реструктуризация— преобразования «организма», «тела» фирмы, позволяющие достичь такого уровня эффективности, который обеспечивает ее конкурентоспособность. Состоит из следующих процессов: ♦ построение экономической модели, «сердечно-сосудистой системы», детально описывающей процесс создания или разрушения стоимости в рамках фирмы и обеспечивающей распределение ресурсов внутри нее; ♦ упорядочение физической инфраструктуры, перепроектирование и перестраивание «скелета» (основных средств), от которого зависят производственные процессы фирмы; ♦ перепроектирование архитектуры работ — «мышечной системы», комплекса производственных процессов фирмы. 3) Оживление (ревитализация) — возбуждение роста посредством установления связи «организма» фирмы с окружающей средой. Включает в себя следующие процессы: ♦ концентрация на потребностях рынка — определение и обеспечение новых, еще неизвестных преимуществ, ведущих к росту бизнеса, включение «чувств», связывающих «мозг» и «тело» фирмы с окружающей средой, рынком; ♦ изобретение новых видов бизнеса — новых предложений, возможностей работы на рынке, формируемых «репродуктивной системой»;
♦ развитие информационных технологий — «нервной системы» фирмы. 4)_ Обновление — создание нового «обмена веществ» в «организме» фирмы, обеспечение работников новыми знаниями, навыками и целями, выработка рефлекса адаптации к изменениям окружающей среды и изменение «духа» фирмы. Включает следующие процессы: ♦ разработка системы вознаграждения, согласующейся с целями фирмы, как сильного мотивирующего и стимулирующего фактора для людей; ♦ организация индивидуального обучения, обеспечивающего развитие людей, приобретение ими новых навыков, взаимное обучение и способствующего самоактуализации индивидов, составляющих коллектив фирмы; ♦ развитие организации, системы взаимосвязи и взаимодействия работников фирмы, ее организационной структуры, порождающее у индивидов чувство общности. Антикризисное управление не имеет и не может иметь иной основы, чем поиск, отбор и внедрение новых форм, методов, сфер ведения бизнеса, поскольку ранее использовавшиеся подходы себя уже не оправдывают и привели к кризису.
Читайте также: II. Знакомство с критериями оценивания Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|