Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Символизм. Символистский роман




Символизм

· Д. Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях»- предчувствие грядущего упадка культуры и борьба за ее будущее- преддверие новой эпохи, знаменующей грядущее преображение мира современной русской литературы»

· Владимир Соловьев (1853-1900) основатель философии и символизма.

· В человеке соединены и божественное, и греховное

· И человек, принадлежащий к обоим мирам, в мистическом (медитативном) созерцании вступает в общение с образами царства мировой Гармонии.

· Кант-природа+свобода отражаются в искусстве через символ- грань между обманчивой видимостью и непостижимой сущностью

· в символе воплощается «связь между двумя мирами»- С. впервые приобретает статус особого способа духовного освоения реальности

· Соловьёв-в основе мира-идеальный мир, идея всеединства

· старшие символисты: Д. Мережковский, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, В Брюсов, Ф. Сологуб; Вл. Соловьев, Младшие символисты: Александр Блок, Андрей Белый (Борис Бугаев), Максимилиан Волошин

· образы, навеянные созерцанием «обеих бездн»: реальный мир - это проекция небесного, но только искаженного человеческим сознанием.

· Обращение к античности, национальным фольклорным мотивам

· Идеалистическая философия как основа философии символизма (Платон, Кант, Бергсон, Ницше и др. ). Обоснование идеи эстетической утопии В. Соловьевым.

· Идея творчества как теургии(автор способен создать свой мир) Исходя из идеалистической посылки о первичности сознания, символисты утверждают, что действительность, реальность – это создание художника

· Многозначность символа

· Иррациональная природа-неоромантики

Символистский роман

· Историософский роман-понять историю через философию

· Считал, что человек создан на пересечении многих миров

· Идея-нужно обновление, должно произойти перерождение петербурга

· Аблеухов –террорист и должен убить отца, сцена убийства комична

· нарушения и исчезновения всех твердо установившихся границ между предметами

· Один человек переходит в другого человека, один предмет переходит в другой предмет, физический план - в астральный план, мозговой процесс - в бытийственный процесс. Происходит смещение и смешение разных плоскостей.

· Герой романа " Петербург", сын важного бюрократа, исповедующий неокантианскую философию Когена, и революционер, - Николай Апполонович Аблеухов. Его любимое занятие заключалось в том, что он запирал на ключ свою рабочую комнату и ему начинало казаться, что и он, и комната, и предметы той комнаты перевоплощались мгновенно из предметов реального мира в умопостигаемые символы чисто логических построений. Комнатное пространство смешивалось с его потерявшим чувствительность телом в общий бытийственный хаос, называемый вселенной. Сознание Николая Апполоновича, отделяясь от тела, непосредственно соединилось с электрической лампочкой письменного стола, называемой им " солнцем сознания". Он чувствовал тело свое пролитым во " вселенную". Описывается медитация Николая Апполоновича, посредством которой расщепляется его собственное бытие. В романе изображается также мозговая игра важного бюрократа-отца, сенатора, главы учреждения и действительного тайного советника - Апполона Апполоновича Аблеухова. С трудом отделяется от него сын-революционер, наизнанку вывернутый бюрократ - Николай Апполонович. Трудно определить, где кончается отец и где начинается сын. Это уже и злая ирония, когда враги, представляющие начала противоположные - бюрократии и революции - смешиваются в каком-то некристаллизованном, неоформленном целом.

· погружает человека в космическую безмерность, отдает его на растерзание космических вихрей. А. Белый и любит Россию и отрицает Россию.

Блок

· Поэт жизни, пути, верит в светлое будущее(возможно, через революцию)

· Трилогия вочеловечивания

· Стихи о прекрасной даме-наполнен ожиданием

· Двойственность мира героя, гимн прекрасной даме-идеализация, звукопись, цветовая символика «вхожу я в тёмные храмы»

· Но мечта терпит крах-1905-07 – постепенная конкретизация

· Разочарование, снижение образа ПД, лейтмотив-вьюга

· «фабрика»-лживость, насправедливость мира, безликость людей, бесперспективность

· «русь»-чертыПД и мифологизированная родина, образ распутья

· «незнакомка»-двоемирие, мистика. из-за пошлого мира проглядывает «берег очарованный»-ирония, окончательный крах романтических надежд в столкновении с реальность

· 12

· 1918 за несколько дней, в едином вдохновенном порыве. “Сегодня я гений”

· бурные и противоречивые отклики.

· революция как очистительный пожар, в огне которого все старое должно быть уничтожено:

· с помощью символов показывает происходящее. Старый, прогнивший мир, представителями которого становятся у Блока “буржуй на перекрестке”, “длиннополый” поп, реакционный интеллигент, презрительно названный “витией”, олицетворен в поэме уличным псом:

· послереволюционный хаос и анархия как неизбежный процесс, сопутствующий великой ломке. революция в образе вселенского ветра, метели, разрушительная стихия-12красноармейцев-сила, разрушающая мир

· На первом этапе своего пути двенадцать предстают анархистами, разрушителями. Их ведет ненависть, а не любовь к людям. старая религия — религия рабов — для них неприемлема, а новую они еще не обрели. И тут автор показывает бессмысленное, ничем не оправданное убийство — это кульминация действия поэмы.

· Внутреннее потрясение заставляет героев осознать свое предназначение, отбросить анархистский и несерьезный подход к своей революционной деятельности. Исчезают игривые реплики, посторонние разговоры, строчки приобретают строгость, чеканность ритма:

· Будучи ранее частью стихии, отныне двенадцать должны сами бороться с ней. И тогда Блок выводит фигуру Христа, который ведет героев с кровавым флагом

· Поэма состоит из двенадцати небольших главок — по числу заглавных героев. При этом автор не избежал символистского увлечения магией чисел. именно столько апостолов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...