Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учреждение Конституционного Суда и его основные характеристики




Введение

конституционный компетенция суд правовой

Нужно ли давать советы в отношении прямой жалобы, или некоторые предостережения

Сосредоточившись на вопросе, определенном в качестве темы моего доклада на конференции, я пришел к нескольким существенным выводам, которыми хотелось бы поделиться в самом начале доклада.

Я решил не идти по пути, который предлагается в многочисленных учебниках по риторике, и воздержаться, по выражению Фалеса Милетского, от самого простого - от дачи советов.

Вместо этого я сейчас приведу три причины, которые удерживают меня от прямого предложения одной из существующих моделей доступа к конституционному суду, и ограничусь несколькими примерами из национального опыта Болгарии и сравнительного права по вопросу прямой конституционной жалобы.

Советы никогда не были в цене, поскольку «то и дешево, что никому не нужно», и те, кто советует, редко следуют собственным советам.

Мое положение хуже, потому что мне нужно предложить вам то, чего у меня нет. Как известно, в Конституции Болгарии 1991 года не предусмотрено прямого доступа граждан в Конституционный Суд. И так как из этого положения найдено несколько выходов, национальный опыт Болгарии стоит того, чтобы им поделиться, учитывая совершенствование возможностей полу- и квазипрямого доступа, а именно сопутствующего судебного контроля, в ходе которого дела направляются в Конституционный Суд, передачи жалоб граждан в Конституционный Суд омбудсманом, прямой отмены (аннулирования) Конституцией 1991 года любого противоречащего ей положения законодательного акта, изданного до принятия Конституции.

 


Общее описание Конституционного Суда Болгарии и соответствующие положения Конституции Республики Болгария 1991 года

Учреждение Конституционного Суда и его основные характеристики

. Действующая Конституция Болгарии является четвертой по счету конституцией в третьем болгарском государстве, которое было образовано после освобождения Болгарии в 1878 году.

Тремя предыдущими конституциями были: Конституция Тырново, принятая 16 апреля 1879 г., Конституция от 6 декабря 1947 г. и Конституция от 18 мая 1971 г. Эти конституции объединяет то, что в них не предусматривалось создание конституционного суда. Однако причины этого в первой и двух последующих конституциях в корне отличаются. Когда принималась Конституция Тырново, идея конституционного суда в Европе еще не сформировалась (первый конституционный суд был учрежден только в 1920 году). Что касается конституций 1947 и 1971 годов, то они были несовместимы с институтом конституционного правосудия, поскольку являлись продуктами тоталитарного режима, который стремился к неограниченной власти и не потерпел бы контроля со стороны Конституционного Суда. Чтобы исключить даже мысль о таком суде, в Конституции 1971 года прямо предусматривалось, что только Национальное Собрание вправе осуществлять контроль за тем, чтобы принятый им закон не противоречил Конституции (статья 85).

Таким образом, создание Конституционного Суда в Болгарии стало возможным только после падения тоталитарного режима в 1989-1990 годах. Важным достоинством новой Конституции, принятой Великим Национальным Собранием, стало положение о Конституционном Суде в главе 8. Суд был создан очень быстро: в течение месяца после принятия Конституции был издан Закон о Конституционном Суде (16 августа 1991 г.), а 3 октября 1991 г. Конституционный Суд был сформирован. 26 декабря 1991 г. Судом были утверждены Правила организации и деятельности Конституционного Суда, и к концу того же года Суд вынес два решения по делам, переданным на его рассмотрение. Этот факт является очевидным подтверждением потребности государства, которое стремится к установлению демократии и верховенству права, в органе конституционного контроля.

. Болгарский Конституционный Суд устроен не по американской, а по европейской модели конституционного правосудия. В отличие от Конституционного совета Франции Конституционный Суд Болгарии, как большинство конституционных судов Европы, осуществляет контроль соответствия законов Конституции не до, а после промульгации. Кроме того, болгарский Конституционный Суд наделен полномочием, которого нет у других судов, по даче толкования Конституции, имеющего обязательную силу (подпункт 1 пункта 1 ст. 149). Поскольку толкование Конституции является обязательным для всех государственных институтов, включая Национальное Собрание, оно играет важную превентивную роль, препятствуя принятию законов, которые противоречат Конституции. Как и другие европейские конституционные суды, болгарский Конституционный Суд не зависит от Парламента, Президента Республики и Совета Министров.

Конституционный Суд Болгарии призван обеспечивать верховенство Конституции в отношении законов и подзаконных актов, принимаемых Парламентом, а также в отношении указов Президента Республики. Решения Конституционного Суда, в том числе по вопросам толкования Конституции, являются окончательными и обязательными для всех, включая суды. Они обязательны в силу толкования Конституции в толковательных и иных решениях Конституционного Суда.

Контроль, осуществляемый Конституционным Судом, распространяется не только на недавно принятые законы, но и те, которые были изданы до принятия Конституции. Конституционный Суд не может отменить решения Верховного Кассационного Суда и Верховного Административного Суда, если они противоречат Конституции. Конституционный Суд - это не «четвертая инстанция» над ними.

Что касается контроля актов Совета Министров, министерств на соответствие положениям Конституции и законам, то он относится к полномочиям Верховного Административного Суда. Кроме того, Конституционный Суд обеспечивает соблюдение основного требования Конституции (ст. 4), согласно которому Республика Болгария является правовым государством, т.е. государством, где закон является высшей ценностью и где высшие государственные институты подчинены Конституции и законам, а граждане имеют права и свободы, провозглашенные в Конституции и гарантированные Конституционным Судом. Таким образом, Конституционный Суд может считаться хранителем Конституции. Данный вывод подтверждается тем фактом, что в 95 процентах всех дел Конституционного Суда содержатся запросы о толковании Конституции, в которых оспаривается конституционность законов и подзаконных актов Парламента, а также указов Президента Республики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...