Звуки Б, Бь, П, Пь. Способы вызывания звука Б. Звуки Г, К
Звуки Б, Бь, П, Пь Способы вызывания звука Б. 1. Произнести П, включить голос и пытаться как бы «потянуть «звук, руку приложить к гортани и, не прерывая голоса, произнести слоги: БА-БА-БА. 2. Ребёнок дует сквозь вытянутые губы, затем добавляется голос, щёки раздуваются — обеими губами произносится звук, похожий на ввв... В это время обучающий прикладывает палец горизонтально под нижнюю губу, лёгким и быстрым движением пальца вверх-вниз производит её колебание — получается ббб. Вызванный звук закрепляется в слоге БА с некоторой задержкой звучания в момент смыкания губ, при необходимости — с раздуванием щёк, а затем и в других слогах: БА, БО, БУ, БЫ; АБА, АБО, АБУ, АБЫ. Слова по звуками Б, Бь:
Проводится сравнение Б—П на слух с использованием звукоподражаний: «Барашек» — бээ, «Мышка» — пии-пии, «Алёнушка» — баю-бай, «Цыплёнок» — пик-пик, «Удар» — бух-бух, ба-бах, «Колокол» — бим-бом, «Машина» — би-би. Узнавание слова со звуком Б в ряду сходных: бар—жар—вар—дар—пар—шар; был—выл—пыл—тыл—рыл—мыл—жил—шил- ныл; бай—май—лай—чай—рай—дай—пай; бот—вот—тот—пот—рот—кот; баня—Ваня—Маня— Таня—Паня—Саня—Фаня; бочка—кочка—ночка—щёчка- точка—почка; болл—холл—вол—кол—мол—пол—гол. Дифференциация Б—П, Бь—Пь в произношении: а) бар — пар баня — Паня бой — пой бас — пас папа — баба палка — балка полы — балы пыль — быль бабка — папка башня — пашня бочка — почка бот — пот
путь — будь запор — забор пыл — был пить — бить бабочка — папочка б) пробег, палуба, победа, пломба, проба, бабка, побудка, побороться, побриться и др. в) «Что будем делать? » Я буду петь, пить, париться, пускать, писать, печатать. Ты (он, она, мы, вы, они) будешь петь...
Звуки Д, Т Этот звонкий согласный нередко оглушается –заменяется звуком и произносится межзубно. Правильная его артикуляция: конец языка быстро смыкается с верхними зубами, рот открыт. После получения Б звук Д часто появляется по инерции, без специальной постановки: БА-БА-БА-ДА. Используется и обходной путь: малышу предлагают произнести БА-БА-БА при высунутом широком языке, обучающий приподнимает верхнюю губу у ребёнка, и вместо Б слышится межзубное ДА-ДА-ДА. После усвоения звука в этой позиции язык переводится за верхние зубы и закрепляется в слогах: ДА, ДО, ДУ, ДЫ; АДА, АДО... Можно предложить произнести Т, одновременно включив голос и приложив руку к гортани, чтобы чувствовать вибрацию голосовых связок. Поставленный звук закрепляется в слогах, а затем в словах:
Развитие слухового восприятия Д—Т проходит с применением звукоподражаний: «Дудочка» — ду-ду-ду, «Поехали! » — ту-ту-ту, «Малыш» — топ- топ, «Пулемёт» — та-та-та, «Попросим» — дай-дай, «Согласимся» — да-да-да. Узнавание слова с заданным звуком в ряду сходных: дуб— зуб— куб— туп — суп — чуб; дом — том — бом — ром — лом — ком — сом; доски — ласки — каски — маски; доля — Коля — поле — Толя — воля — роли.
Дифференциация Д—Т в произношении (Дь—Ть см. с. 42): а)дам — там том — дом дочка — точка
тачка — дачка Дон — тон Толя — доля доска — тоска тушь — душ дома — Тома удочка — уточка дуб— туп плоты — плоды б) доктор, трудно, руда, продукты, тогда, дата, долото, догадка, трудовой, трудный, достать, дутый, туда; в) «Что делает? » Образец: Я дую — он дует. Думаю, даю, создаю, гадаю, радую, давлю, добавлю, дарю, достану, достучу, выглядываю, падаю; еду, сижу, гляжу, бегу. Заучиваются потешки, скороговорки, загадки. Звуки Г, К Эти звуки образуются путём быстрого смыкания задней части спинки языка с нёбом. Артикуляция мягких звуков Кь, Гь отличается от твёрдых перемещением смычки между спинкой языка и нёбом вперёд, к средней части. Недостатки произношения Г, К - их отсутствие или замена- Г звуками К, Д, а К — звуком Т. Звук К Первым вызывается звук К по подражанию, после показа правильной артикуляции; если не получается, то применяется специальный приём: ребёнок произносит ТА-ТА-ТА, а обучающий нажимает на конец языка и, отодвигая его от зубов и удерживая внизу, предлагает снова произнести ТА-ТА-ТА, получится ТЯ-ТЯ-ТЯ; при более глубоком нажиме (отодвинуть дальше) на язык — КЯ-КЯ-КЯ, а при ещё более глубоком — КА-КА-КА; конец языка ребёнок может придерживать своим пальчиком. При выполнении этого упражнения всегда предлагается произносить не КА, а ТА. Полученные звуки К, Кь закрепляются в слогах: КА, АКА, АК, КИ, КЕ. Слова со звуками К, Кь:
В работе над слуховым восприятием К—Т, Г, X используются звукоподражания: «Кукушка» — ку-ку; «Курочка» — ко-ко-ко; «Петушок» — ку-ка-ре-ку! «Дождик» — кап-кап. Примерные слова на узнавание звука К: каша, таз, гусь, ложка, хлеб, рога, кошка, муха, бумага, мак, томат, рот, лук, мох, рука, нога, сок. Примеры на узнавание звука К в ряду сходных звуков: кора — гора — нора — пора; козы — розы — лозы — дозы — позы; кот — бот — вот — год — лот — мот — пот — рот — тот — ход.
Дифференциация К, Кь — Т, Ть в произношении: а) ком — том Толя — Коля какой — такой Тит — кит тому — кому как — так ток — кок соки — соты бок — бот так — тот Тит — тик б) тыквы, кнут, ткань, канат, тачка, пакет, поток, букет, каток, макет, штык, канат, танк, плакат, котик.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|