Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Звуки Б, Бь, П, Пь. Способы вызывания звука Б. Звуки Г, К




Звуки Б, Бь, П, Пь

Способы вызывания звука Б.

1. Произнести П, включить голос и пытаться как бы «потянуть «звук, руку приложить к гортани и, не прерывая голоса, произнести слоги: БА-БА-БА.

2. Ребёнок дует сквозь вытянутые губы, затем добавляется голос, щёки раздуваются — обеими губами произносится звук, похожий на ввв... В это время обучающий прикладывает палец горизонтально под нижнюю губу, лёгким и быстрым движением пальца вверх-вниз производит её коле­бание — получается ббб.

Вызванный звук закрепляется в слоге БА с некоторой задержкой звучания в момент смыкания губ, при необходимости — с раздуванием щёк, а затем и в других слогах: БА, БО, БУ, БЫ; АБА, АБО, АБУ, АБЫ.

Слова по звуками Б, Бь:

Баня бок буря  бычок белка зубы брат
бант бой бусы бинт берёза шубы брови
бак боль буква битва бегемот бобы блуза

 

Проводится сравнение Б—П на слух с использованием звукопод­ражаний: «Барашек» — бээ, «Мышка» — пии-пии, «Алёнушка» — баю-бай, «Цыплёнок» — пик-пик, «Удар» — бух-бух, ба-бах, «Колокол» — бим-бом, «Ма­шина» — би-би.

Узнавание слова со звуком Б в ряду сходных: бар—жар—вар—дар—пар—шар; был—выл—пыл—тыл—рыл—мыл—жил—шил- ныл; бай—май—лай—чай—рай—дай—пай; бот—вот—тот—пот—рот—кот; баня—Ваня—Маня— Таня—Паня—Саня—Фаня; бочка—кочка—ночка—щёчка- точка—почка; болл—холл—вол—кол—мол—пол—гол.

Дифференциация Б—П, Бь—Пь в произношении:

а) бар — пар         баня — Паня       бой — пой                       бас — пас

папа — баба            палка — балка  полы — балы                        пыль — быль

бабка — папка  башня — пашня    бочка — почка                       бот — пот

путь — будь          запор — забор      пыл — был                              пить — бить

 бабочка — папочка

б) пробег, палуба, победа, пломба, проба, бабка, побудка, побороться, по­бриться и др.

в) «Что будем делать? » Я буду петь, пить, париться, пускать, писать, печатать. Ты (он, она, мы, вы, они) будешь петь...

 

Звуки Д, Т

Этот звонкий согласный нередко оглушается –заменяется звуком и произносится межзубно.

Правильная его артикуляция: конец языка быстро смыкается с верхними зубами, рот открыт.

После получения Б звук Д часто появляется по инерции, без специаль­ной постановки: БА-БА-БА-ДА.

Используется и обходной путь: малышу предлагают произнести БА-БА-БА при высунутом широком языке, обучающий приподнимает верх­нюю губу у ребёнка, и вместо Б слышится межзубное ДА-ДА-ДА. После усвоения звука в этой позиции язык переводится за верхние зубы и закреп­ляется в слогах: ДА, ДО, ДУ, ДЫ; АДА, АДО...

Можно предложить произнести Т, одновременно включив голос и приложив руку к гортани, чтобы чувствовать вибрацию голосовых связок. Поставленный звук закрепляется в слогах, а затем в словах:

дача дуб дым вода плоды два
даль душ дыня еда труды двор
дом духи   иду   дворец
дочь душа   упаду   драка

Развитие слухового восприятия Д—Т проходит с применением звуко­подражаний: «Дудочка» — ду-ду-ду, «Поехали! » — ту-ту-ту, «Малыш» — топ- топ, «Пулемёт» — та-та-та, «Попросим» — дай-дай, «Согласимся» — да-да-да.

Узнавание слова с заданным звуком в ряду сходных:

дуб— зуб— куб— туп — суп — чуб;

 дом — том — бом — ром — лом — ком — сом;

 доски — ласки — каски — маски;

доля — Коля — поле — Толя — воля — роли.

 

Дифференциация Д—Т в произношении (Дь—Ть см. с. 42):

а)дам — там                            том — дом        дочка — точка

тачка — дачка                        Дон — тон       Толя — доля

доска — тоска                         тушь — душ     дома — Тома

удочка — уточка                     дуб— туп          плоты — плоды

б) доктор, трудно, руда, продукты, тогда, дата, долото, догадка, трудо­вой, трудный, достать, дутый, туда;

в) «Что делает? » Образец: Я дую — он дует. Думаю, даю, создаю, гадаю, радую, давлю, добавлю, дарю, достану, достучу, выглядываю, падаю; еду, сижу, гляжу, бегу.

Заучиваются потешки, скороговорки, загадки.

Звуки Г, К

Эти звуки образуются путём быстрого смыкания задней части спинки языка с нёбом.

Артикуляция мягких звуков Кь, Гь отличается от твёрдых перемещени­ем смычки между спинкой языка и нёбом вперёд, к средней части.

Недостатки произношения Г, К - их отсутствие или замена- Г звуками К, Д, а К — звуком Т.

Звук К

Первым вызывается звук К по подражанию, после показа правильной артикуляции; если не получается, то применяется специальный приём: ре­бёнок произносит ТА-ТА-ТА, а обучающий нажимает на конец языка и, отодвигая его от зубов и удерживая внизу, предлагает снова произнести ТА-ТА-ТА, получится ТЯ-ТЯ-ТЯ; при более глубоком нажиме (отодвинуть дальше) на язык — КЯ-КЯ-КЯ, а при ещё более глубоком — КА-КА-КА; конец языка ребёнок может придерживать своим пальчиком. При выполнении этого упражнения всегда предлагается произносить не КА, а ТА.

Полученные звуки К, Кь закрепляются в слогах: КА, АКА, АК, КИ, КЕ.

Слова со звуками К, Кь:

калач кофе мука белка Ким кинжал
канава кожа акация мышка кино кекс
карман косы окунь кошка киска кепка
Капа куры окно лавка кисель кедр

В работе над слуховым восприятием К—Т, Г, X используются звукопод­ражания: «Кукушка» — ку-ку; «Курочка» — ко-ко-ко; «Петушок» — ку-ка-ре-ку! «Дождик» — кап-кап.

Примерные слова на узнавание звука К:

каша, таз, гусь, ложка, хлеб, рога, кошка, муха, бумага, мак, томат, рот, лук, мох, рука, нога, сок.

Примеры на узнавание звука К в ряду сходных звуков:

кора — гора — нора — пора;

козы — розы — лозы — дозы — позы;

кот — бот — вот — год — лот — мот — пот — рот — тот — ход.

 

Дифференциация К, Кь — Т, Ть в произношении:

а) ком — том           Толя — Коля            какой — такой           Тит — кит

тому — кому            как — так          ток — кок                    соки — соты

бок — бот                 так — тот           Тит — тик

б) тыквы, кнут, ткань, канат, тачка, пакет, поток, букет, каток, макет, штык, канат, танк, плакат, котик.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...