Обследование произношения
При выявлении состояния звуковой стороны речи ребёнка недостаточно прослушать стихи или повторенные за обучающим слова (скажи «шуба»), так как звуки в заученных со слов взрослых стихах произносятся гораздо лучше, чем в самостоятельной речи. Обследование рекомендуется проводить по предметным картинкам. Подбираются картинки на следующие группы звуков: а)гласные — А, О, У, И, Э, Ы; б)свистящие — С, Сь, 3, Зь, Ц; шипящие — Ш, Ж, Ч, Щ, а также Ть, Дь; в)сонорные —Л, Ль, Р, Рь, Й; г)глухие и звонкие согласные: В—Ф, Б—П, Д—Т, Г—К и звук X; их мягкие На каждый глухой согласный предлагаются три—шесть картинок, т. е. по одной -две с заданным звуком в трёх позициях — в начале, середине и в конце слов; на звонкий согласный — два — четыре рисунка (в конце слова он оглушается: сад — «сат»). Примеры подбора картинок: С — санки, сумка, косы, лиса, автобус, лес; Сь —сетка, сирень, письмо, лисята, гусь, лось; Б — бант, бусы, собака, зубы . Если во всех словах звук произносится неправильно, то рекомендуется повторить звук по подражанию изолированно — ссс... При нормальном произношении остаётся только закрепить его в слогах, словах и фразах. Результаты обследования фиксируются: звук произносится правильно или искажённо, совсем отсутствует, заменяется другим постоянно или смешивается с ним (зайка — «жайка», жук — «зук»).
Обследование фонематического восприятия У некоторых детей при нормальном физическом слухе наблюдается задержка в формировании слухоречевых восприятий, т. е. фонематического слуха. Хорошо произносит звуки тот, кто хорошо их различает. Фонема — это не просто звук, а смыслоразличительная единица. Благодаря ей мы различаем такие слова, как бочка- почка, икра- игра. Дети с недоразвитием фонематического слуха могут сказать «шанки» —санки, но «суба» —шуба, т. е. они не различают фонемы Ш и С и не замечают своего дефекта. Обычно такие дети к школе говорят правильно, но в письме делают ошибки на смешение, перестановки, пропуски звуков и слогов.
При проверке фонематического слуха даются задания на узнавание звука среди сходных, т. е. из одной группы. Услышав заданный звук, ребёнок хлопает в ладоши или отмечает его иным способом. Например, С — в слогах: са, ша, за, са, ца и т. д. .; С — в словах: санки, шапка, косы, цапля, кошка, заяц, нос, душ и др. Родителям следует знать, что к пяти годам ребёнок может произносить и различать все звуки речи.
Обследование звукового анализа слов Даются задания на выделение звуков из слова: а)гласный звук в начале слова — Ира, улица, озеро, арбуз; б)согласный в конце слова — мак, кот, дом, суп; в)согласный в начале слова — сон, шар, зубы, кот, гуси, дом; г)гласный в середине слов типа мак — рот, лук, сын. Старшим детям можно предложить отобрать картинки с заданным звуком в начале, в середине или в конце слова.
Обследование словарного запаса Запас слов у ребёнка выясняется уже в процессе предыдущего обследования, поэтому картинки подбираются на разные лексические темы: птицы, животные, мебель и др. Многие дети в возрасте пяти лет не могут назвать части тела петуха: гребешок, бородка, клюв, лапки, когти; стакан называют кружкой, а кружку — чашкой, курицу — петушком и т. д. Предлагаются и такие задания: а) назвать одним словом — яблоки, вишни, груши; б) подобрать слова с противоположным значением (наоборот): горячий — холодный, широкий — узкий, высокий — низкий; в) назвать части предмета: стул — спинка, сиденье, ножки. В конце обследования отмечают: словарный запас у ребёнка нормальный; недостаточный; слишком ограниченный. Однако при этом надо помнить, что уровень запаса слов зависит не только от возраста, но и от среды, в которой воспитывается малыш.
Обследование грамматического строя Общее понятие о связной речи ребёнка обучающий получает в процессе беседы, предлагаются и специальные задания: а) называние предметов «один - много»: окно — окна; дерево — деревья, стул — стулья; б) чего много: деревьев, яблок, гнёзд, колёс, окон; в) согласование слов: шар - голубой, небо - голубое, рубашка - голубая, варежки - голубые; г)использование предлогов при ответах на вопросы: ручка на книге, в книге, под книгой (над, у, из, с, к); д)составление рассказа по сюжетной картинке. Рисунки подбираются такие, чтобы по ним можно было составить предложения из двух — четырёх слов. Дети с нормальным речевым развитием легко справляются с этими заданиями. При нарушении грамматического строя отмечаются ошибки не только на использование грамматических форм, но и звукослоговой структуры: лекарство — «лекасер», аквариум — «акрям». Поэтому ребёнку предлагают слова и из одного-двух слогов, и многосложные, и ещё со стечением согласных: милиционер, ствол, звезда, лекарство, страна, велосипед. Все слова, произносимые ребёнком, записываются.
Обследование понимания речи Если ребёнок не может назвать предмет и молчит, необходимо проверить его пассивный словарь — понимание речи. Примерные задания: а) показать рукой подбородок, ресницы, локти, ногти; по картинкам: хобот, копыто, порог, подоконник; б)карандашом показать на куклу; посадить (положить) её на полку, под полку, в шкаф; в)взять ручку, взять ручки; г)показать, где Валя поймал рыбу, а где Валя поймала рыбу.
Средства выразительности речи По окончании обследования делаются выводы о состоянии всех речевых компонентов, в том числе и общих речевых навыков, от которых зависит и выразительность речи: артикуляция открытая или полуоткрытая, зажатая; голос тихий или крикливый; темп речи быстрый, замедленный; интонация монотонная или выразительная и др. Обследование можно проводить выборочно, в зависимости от характера речевых нарушений ребёнка. Далее составляется план работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|