6.«Что ты слышишь?». 10.«Все или один». 11.«Тихо — громко». 12.«Узнай по голосу». 13.«Подвигаемся». 14.«Остановись». 15.«Будь внимателен».
6. «Что ты слышишь? » Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздадутся в доме: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их. 7. «Пограничник» — определение направления шороха. Один из детей — «пограничник». Он стоит в центре комнаты с завязанными глазами; мимо него на носочках осторожно пробираются по очереди с разных сторон дети — «враги». «Пограничник» на слух определяет направление движения «врага» и загораживает ему дорогу рукой. 8. «Кто так кричит? » — узнавание голосов животных. Обучающий включает магнитофон с записью голосов животных или имитирует их сам. Дети показывают соответствующие игрушки, сами подражают голосам или называют животных. 9. «Найди игрушку» — определение силы звучания. Ребёнок ищет игрушку, спрятанную в комнате, дети хлопают в ладоши: при приближении его к искомому месту хлопки становятся громче, при удалении — тише. 10. «Все или один». Дети внимательно вслушиваются в слова обучающего, который тихим, спокойным голосом, с одинаковой интонацией произносит короткие указания для всех детей, чередуя их во избежание подражания друг другу с указанием отдельному ребёнку: «Встаньте все ровно, тихо садитесь»; «Оля, подвинь стул ближе к столу»; «Таня, открой дверь»; «Витя, подай игрушку». (Жесты со стороны обучающего исключаются. ) 11. «Тихо — громко». Под тихое звучание музыки дети идут на носочках; «музыка» становится громче — ребята идут полным шагом; музыка звучит громко — малыши бегут. 12. «Узнай по голосу». Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснется водящий, должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я? », а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.
13. «Подвигаемся». Взрослый читает стихотворение, под которое можно ручками похлопать, ножками потопать («Барабанщик», «Идёт коза... »). 14. «Остановись». Дети произносят много раз какое-либо простое слово или слог, но после команды «стоп! » все замолкают. Кто не смог вовремя замолчать — проигрывает. 15. «Будь внимателен». Дети стоят в два ряда напротив друг друга. Обучающий (держа, например, мяч) спрашивает одного из них: «Петя, что у меня в руке? » Стоящий напротив Пети должен быстро поднять руку или хлопнуть в ладоши, а затем ответить на вопрос. Игры на развитие слуховой памяти 1. «Запоминай и выполняй». Выполнение ребёнком четырёх — шести простых действий — словесных инструкций: «Встань, подойди к окну, возьми мишку и куклу, мишку посади в машину, куклу дай Кате». Распоряжения отдаются шёпотом на расстоянии четырёх — пяти метров от детей. Постепенно вводятся слова, отличающиеся одним звуком: «Возьми три картинки, «лук» отдай Оле, «жука» — Коле, «сук» — Ане, «сок» — Ване. 2. «Посмотри и запомни». Ребёнку показывают и называют три — пять картинок, после чего их закрывают экраном; ребёнок показывает в том же порядке соответствующие игрушки или дубликаты картинок, по возможности называет их. 3. «Правильно отберёшь — фишку возьмёшь». На столе восемь — десять картинок или игрушек. Называются любые три-четыре из них, которые ребёнок отбирает в той же последовательности и называет их (при условии, если произносит все нужные звуки). 4. «Угадай, что на картинке». Названные картинки переворачивают рисунком вниз, и ребёнок должен угадать, где лежит та или иная картинка.
5. «Наведи порядок». Называют пять картинок в любом порядке, ребёнок должен разложить их в той же последовательности. 6. «Угадай, чего не стало». На столе разложены шесть картинок. Две из них один ребёнок откладывает к остальным рисункам. Другой ребёнок должен их там найти и назвать. 7. «Возьми свои картинки». Картинки лежат на столе. Взрослый называет по две-три из них для нескольких детей. Дети находят свои картинки и называют их. 8. «Что я не назвала? » Обучающий называет пять картинок из десяти, а дети отбирают другие пять и по возможности называют их. 9. «Продавец». Дети запоминают последовательность, в которой разложены шесть рисунков, затем рисунки переворачивают; «продавец» предлагает купить, например, «утку», «покупатель» определяет картинку и показывает детям. 10. «Наседка и цыплята». После того как «наседка» постучит по столу, ребёнок «пищит» столько раз, сколько цыплят нарисовано на его карточке. 11. «Кидай и слушай». Двое детей кидают друг другу мяч. Если ребёнок слышит слова «раз, два, три», то кидает мяч другому; если же слышит только «раз, два», то до мяча не дотрагивается, иначе получает штрафное очко. Игры на развитие слухового внимания и памяти способствуют тому, что ребенок начинает прислушиваться к окружающим звукам, словам близких ему людей, у него повышается внимание, улучшается память, работоспособность.
Развитие речевого слуха. Следующий этап слухового восприятия – узнавание слова на слух в ряду других. Предлагаемые слова постепенно усложняются по звуковому составу: а) далёкие слова: муха, паук, утка, вата; б) сходные слова: молоток, колобок, молоко, долото; в) с постепенным отниманием или наращением звуков: дудочки, удочки, краны, раны, рот, крот; г) слова, различающиеся одним-двумя звуками: мак, рак, бак, так, ток; рот, кот, кок, сок, бок, бот; миска, мишка, шишка, пышка, вышка, мышка; д) фразы из слов, сходных по звуковому составу: Коля (Оля) держит шарик. Вова мыл (мёл) пол.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|