Налогообложение деятельности индивидуального предпринимателя
Как и коммерческие юридические лица, индивидуальные предприниматели являются субъектом налогообложения. Граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, обязаны вести учет и предоставлять налоговую отчетность согласно правилам, установленным государственными налоговыми органами. Индивидуальные предприниматели, осуществляя свою деятельность, оплачивают налоги и сборы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. При использовании специальных налоговых режимов индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты ряда налогов. В соответствии с НК Российской Федерации, существуют общепринятая система налогообложения и специальные налоговые режимы. В соответствии с общепринятой системой налогообложения, предприниматель обязан уплачивать все те налоги, которые предусмотренные для него Налоговым кодексом. При применении специальных налоговых режимов, несколько налогов, как правило, заменяются одним.[75] Если же индивидуальный предприниматель не использует специальные налоговые режимы, основной налог, который он должен уплачивать, это налог на доходы физических лиц. Помимо данного налога при применении общепринятой системы налогообложения предприниматель уплачивает целый ряд налогов. Налоговым кодексом предусмотрена уплата налога на имущество, налога на добавленную стоимость, единого социальный налог, налога с продаж, транспортного налога, налога на землю, ряд других налогов. Перечень налогов, обязательных к уплате индивидуальным предпринимателем, зависит, от состава имущества и от системы налогообложения, применяемой данным субъектом. Исчисление и уплату налога с доходов от предпринимательской деятельности производят следующие налогоплательщики:
1. Физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности. 2. Частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, – по суммам доходов, полученных от такой деятельности.[76] Данный вид налога уплачивается налогоплательщиком один раз в календарный год, путем подачи в налоговую службу налоговой декларации. Объектом налога с доходов физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. Чтобы рассчитать размер налога с доходов от предпринимательской деятельности, необходимо предварительно определить следующие показатели: 1. Валовой доход. Он включает в себя все поступления физического лица от выполнения им услуг или действий, произведенных в пользу или по поручению физических или юридических лиц, независимо от формы и характера означенных услуг или действий. У индивидуальных предпринимателей размер валового дохода соответствует полученной в отчетном году выручке по каждому виду деятельности, по которому гражданин имеет свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица. Однако в валовой доход не включаются суммы полученных доходов, которые не подлежат налогообложению на территории РФ. 2. Расходы, связанные с осуществлением деятельности ИП.
3. Совокупный годовой (чистый) доходов. Совокупный годовой доход представляет собой разность между валовым доходом, полученным в течение календарного года, и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечениями этого дохода. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или права на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды полученной при осуществлении деятельности. У физических лиц объектом налогообложения являются полученные доходы, которые и подлежат отражению в декларации о доходах. Если же по каким-либо видам деятельности предприниматель понес убытки (что можно определить по его книге учета доходов и расходов), то это означает, что по данному виду деятельности у предпринимателя отсутствует налогооблагаемая база, и, следовательно, такой вид деятельности не подлежит отражению в декларации о доходах. Совокупный доход будет складываться из доходов, полученных от осуществления тех видов деятельности, по которым в соответствии с данными книги учета предпринимателем получен доход, а также доходов, полученных из других источников и подлежащих обложению подоходным налогом (если таковые имелись в отчетном календарном году). Индивидуальными предпринимателями в Российской Федерации в основном используются специальные налоговые режимы, поскольку их использование освобождает индивидуальных предпринимателей от уплаты целого ряда налогов предусмотренных законодательством, при этом, по мнению автора облегчая процедуру уплаты налогов. Понятие специального налогового режима содержится в статье 18 Налогового кодекса Российской Федерации. Специальный налоговый режим – это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. К специальным налоговым режимам, применяемым индивидуальными предпринимателями, относятся: 1. Упрощенная система налогообложения. 2. Единый налог на вмененный доход.
3. Система налогообложения для сельхоз. товаропроизводителей. Теперь подробней о каждом налоговом режиме. Упрощенная система налогообложения Как уже было указано, наряду с общепринятой (традиционной) системой налогообложения действует упрощенная система, и переход к ее применению осуществляется на добровольной основе. Индивидуальный предприниматель подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в налоговый орган по месту жительства. Заявление подается в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения. Упрощённая система налогообложения — особый вид налогового режима, ориентированный на снижение налогового бремени в организациях малого предпринимательства и облегчение ведения налогового учёта. Для использования данного вида налогового режима индивидуальному предпринимателю необходимо выполнить некоторые условия предусмотренные Российским законодательством. Условия упрощенной системы налогообложения: 1. Средняя численность работников у индивидуального предприниматели за налоговый период, не должна превышает 100 человек; 2. По итогам девяти месяцев года, в котором подаётся заявление о переходе на упрощённую систему налогообложения, доход от реализации, не должен превышать 20 миллионов рублей. [77] Эти условия, с одной стороны, соответствуют критериям, применяемым для отнесения лиц к субъектам малого предпринимательства (например, ограничение по численности наемных работников), с другой стороны, субъекты, которые не относятся к субъектам малого предпринимательства, могут использовать упрощенную систему налогообложения (например, некоммерческие организации, если, конечно, соблюдены все иные условия).[78] Кроме того, перейти на упрощенную систему налогообложения не могут: 1. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом. Под игорным бизнесом понимается деятельность, связанная с извлечением индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
Таким образом, любое лицо, занимающееся указанной деятельностью, не сможет перейти на упрощенную систему налогообложения. К примеру, не смогут этого сделать индивидуальные предприниматели, открывшие букмекерские конторы или залы игровых автоматов, и т.д. 2. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых. В статье 181 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что подакцизными товарами признаются: 1) спирт этиловый, за исключением спирта коньячного; 2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов. 3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов); 4) пиво; 5) табачная продукция; 6) автомобили легковые и мотоциклы; 7) автомобильный бензин; 8) дизельное топливо; 9) моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей;[79] Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями освобождается от уплаты следующих налогов: 1) налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности); 2) налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации); 3) налога с продаж; 4) налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности); 5) единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.[80] Согласно статье 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения упрощенной системы являются: 1. Доходы (ставка налога составляет 6 процентов); 2. Доходы минус расходы (ставка налога составляет 15 процентов). Некоторые налогоплательщики задают вопрос, можно ли по одному виду деятельности применять объект налогообложения, скажем, доходы, а по другому доходы, уменьшенные на величину расходов. Нет, законодательство дает право выбора только одного объекта налогообложения. Применение индивидуальными предпринимателями сразу нескольких объектов налогообложения действующим законодательством не предусмотрено.
Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: 1. Доходы от реализации. Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. В соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги). А так же имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. 2. Внереализационные доходы. Перечень данных доходов установлен ст. 250 Налогового кодекса РФ. Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают следующие расходы: 1) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию; 2) расходы на подготовку и освоение новых производств; 3) расходы на канцелярские товары; 4) арендные платежи за арендуемое имущество; 5) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности; 6) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 7) иные расходы, определенные статьей 346.16. Налогового кодекса РФ.[81] Для уплаты налога индивидуальному предпринимателю необходимо составить налоговую декларацию, которая подается в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя. Форма налоговой декларации и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфином России от 17 января 2006 г. № 7н (в редакции Приказа Минфина России от 19 декабря 2006 г. № 176н). Декларация по единому налогу состоит из: 1. Титульного листа, отражающего сведения об отчетном периоде, объекте налогообложения, наименовании налогового органа и самого налогоплательщика, реквизитов постановки налогоплательщика на учет и дату представления налоговой декларации. 2. Раздела 1, отражающего сумму единого (минимального) налога, подлежащего уплате в бюджет по данным налогоплательщика. 3. Раздела 2, включающего расчет единого и минимального налогов. Целью введения упрощенной системы налогообложения, по моему мнению, является стимулирование развития предпринимательской деятельности в сфере малого предпринимательства, уровень развития которого в значительной степени определяет уровень развития экономики государства в целом. Однако при использовании данной системы налогообложения наблюдается тенденция роса теневого дохода, который можно выявить только путем проведения налоговых проверок (см. приложение 2). Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности является специальным режимом налогообложения. Она регулируется главой 26.3 Налогового кодекса РФ. В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, подпадающих под действие ЕНВД, законодатель ставит условия и ограничения (по площади торгового зала, площади зала обслуживания посетителей, количеству используемых автотранспортных средств), соблюдение которых для налогоплательщиков в целях применения единого налога является обязательным.[82] Переход на уплату ЕНВД является обязательным. Конечно, при условии, что предприниматель осуществляет виды деятельности, подлежащие переводу на уплату ЕНВД. Данная система налогообложения представляет собой вмененный (потенциальный, предполагаемый) доход индивидуального предпринимателя в отдельных непроизводственных сферах деятельности, который рассчитывается на основе ряда показателей таких, как базовый уровень доходности и корректирующие коэффициенты. Базовая доходность – условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода на территории Российской Федерации.[83] Корректирующие коэффициенты базовой доходности – коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного условия на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется по решению представительных органов муниципальных районов, городских округов в отношении определенных видов деятельности, таких как: 1. Розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется. 2. Распространения наружной рекламы. 3. Оказания услуг по предоставлению во временное владение мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок). 4. Иные виды предпринимательской деятельности указанные в статье 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации.[84] То есть порядок исчисления данного налога устанавливают именно представительные органы муниципальных районов и городских округов. В качестве примера можно привести Решение Думы г. Братска от 30 сентября 2005 г. №67/г-Д. «О системе налогообложения, в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в городе Братске». Объектом налогообложения при применении единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговая база рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду деятельности и величины физического показателя, характеризующего вид деятельности, в свою очередь базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты K1 и К2 и умножается на количество месяцев налогового периода (см. рис. 3.1.). Базовая доходность – условная месячная доходность, в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего вид деятельности. Величина физического показателя – установлена Налоговым кодексом РФ по каждому виду деятельности (количество работников, включая индивидуального предпринимателя; площадь помещения в квадратных метрах). Корректирующие коэффициенты базовой доходности: К1 – устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ. В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 ноября 2008 г. № 392 «Об установлении коэффициента дефлятора К1 на 2009 год», коэффициент К1 составил 1,148. В 2008 году этот показатель составлял 1,081. Не смотря на экономический кризис данный коэффициент в 2009 году увеличился, увеличив при этом налоговую базу индивидуальным предпринимателям – плательщикам ЕНВД К2 – корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, фактический период времени осуществления деятельности, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов и так далее.[85] 3 – количество месяцев налогового периода. Уплата налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее двадцать пятого числа первого месяца следующего налогового периода. Налогоплательщики, работающие по данной системе налогообложения, отчитываются по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 17 января 2006 г. № 8. Декларация состоит из титульного листа и трех разделов. Раздел 1. Сумма единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика Раздел 2. Расчет суммы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности Раздел 3. Расчет суммы единого налога на вмененный доход, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период. По мнению экспертов Министерства экономики Российской Федерации, данный вид налога позволяет увеличить налоговые поступления в бюджеты разных уровней как минимум в 5 раз. Кроме того, по моему мнению, этот налога позволил значительно сократить оборот теневого капитала в сфере малого предпринимательства, который, в основном, осуществляется в таких отраслях, как торговля, общественное питание, строительство, ремонт, транспортное обслуживание населения и другие виды платных услуг (см. приложение 3). Система налогообложения для сельхоз. товаропроизводителей Последним специальным налоговым режимом, применяемым индивидуальными предпринимателями является система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Налогоплательщиками данного режима признаются крестьянские (Фермерские) хозяйства, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подают в налоговый орган заявление в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога. Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, как и при упрощенной системе налогообложения. Ставка налога установлена Налоговым кодексом российской Федерации и составляет 6 процентов. Это, по моему мнению, способствует поддержанию Российского сельскохозяйственного производителя. При уплате налогов по любой системе налогообложения индивидуальными предпринимателями представляется в налоговые органы соответствующая декларация. Декларация может быть представлена либо в электронном виде в соответствии с «Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи», утвержденным приказом Министерства налогов и сборов России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 «Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи». Либо на бумажном носителе. Представляется декларация лично налогоплательщиком, либо по почте, в том числе электронной с использованием Интернета. По моему мнению, составление и предоставление налоговой декларации в электронном виде, путем использования программы НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК ЮЛ значительно экономит время, как налогоплательщика, так и налоговых инспекторов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|