Времена года. Примерный словарь. Дидактические игры. 2.«Мы знаем погоду». 3. «Какое небо, солнце?». 4.«Дни и ночи, что длиннее — что короче?»
Времена года Осень Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. Первое сентября — начало осени, в этот день у ребят начинаются занятия в школе. Осенью становится холоднее. Солнце уже не так хорошо греет, как летом. Небо чаще бывает тёмным, серым, хмурым, идут дожди; дни становятся короче, а ночи — длиннее. Меняется природа: трава желтеет и сохнет; на деревьях листья желтеют или краснеют, начинается листопад, и земля покрывается золотистым ковром. Люди собирают урожай с полей и огородов, делают на зиму разные заготовки из овощей и фруктов (соленья, варенья, компоты); заготавливают и корм для домашних животных. Исчезают насекомые, многим птицам нечем кормиться, и они улетают в тёплые края, чтобы весной опять вернуться в родные места. Это грачи, скворцы, ласточки, журавли, дикие гуси, утки. Дикие животные тоже готовятся к зиме: белки прячут в своих дуплах орехи, грибы, шишки; медведи накапливают жир, чтобы хватило на зимнее время, и ищут место для устройства берлоги; ежи закапываются в сухих листьях. С каждым днём становится холоднее; взрослые и дети надевают утеплённую одежду: куртки, свитера, шапки. План рассказа об осени 1. Названия месяцев. 2. Состояние погоды, солнца, неба. 3. Продолжительность дней и ночей. 4. Состояние окружающей природы (трава, деревья, реки, озёра). 5. Занятия взрослых и детей. 6. Жизнь птиц. 7. Жизнь домашних и диких животных. 8. Одежда людей. Примерный словарь Существительные: осень, листья, урожай, овощи, фрукты, сено; лужи, слякоть; коса, лопата, заготовки, комбайн, стог. Глаголы: желтеть, увядать, опадать, осыпаться, высыхать, моросить, лить(о дожде); улететь, копать, собирать, косить.
Прилагательные: холодный, мелкий, проливной(дождь); жёлтые, красные, сухие(листья); хмурое, потемневшее, облачное(небо); подножный(корм); утеплённая(одежда). Сравнительная степень: теплее — холоднее, короче — длиннее, темнее — светлее, ярче.
Дидактические игры Все игры годятся для любого времени года, поэтому в них приводятся примеры не только об осени, но и о зиме, весне и лете. Каждая игра начинается со слов: «Я назову (расскажу)... — вы назовёте (расскажете)... » Образец — первая игра, далее для краткости изложения эти слова опускаются. 1. «Мы помним месяцы» (игра проводится, когда дети уже знакомы —Я назову время года, а вы — месяцы: осень — сентябрь, октябрь, ноябрь; лето — июнь, июль, август и т. д. —Я назову месяц, а вы — время года: январь — зима, март — весна... —Какое время года вам больше нравится? Почему? 2. «Мы знаем погоду». а)Жарко — летом, холодно — зимой, становится теплее— весной, холоднее — осенью, тёплый дождик — летом, холодный дождь — осенью, грозы (гром и молния) — летом или в конце весны и др. б)Летом — жарко, ярко светит солнце... в)Какую погоду вы любите? Почему? 3. «Какое небо, солнце? » а) Небо ласковое, голубое, лазурное, ясное — летом; хмурое, тёмное, затяну то тучами — осенью; неподвижное, серое, словно стальное — зимой; небо проясняется, солнце пригревает всё больше — весной; солнце ярко светит и хорошо греет — летом; постепенно тускнеет, часто затягивается тучами —осенью; светит, но не греет — зимой. б) Я назову время года, а вы расскажете о солнце, небе в это время. в) Какое небо, солнце вам больше нравятся? Почему? 4. «Дни и ночи, что длиннее — что короче? » а) Дни становятся короче— осенью, длиннее— весной, самые короткие ночи — летом и т. д. б) Зимой — дни короткие, а ночи длинные. в) Какие вам нравятся дни? Почему? Когда вы дольше спите — летом или зимой?
—Мы ориентируемся по часам. 5. «Поговорим о природе». а) Листья желтеют, краснеют — начало осени; земля покрыта ковром из листьев — середина осени; деревья почти все голые — конец осени. На лугу много цветов; реки покрылись льдом; на деревьях распускаются почки; из земли пробивается травка; бегут ручьи... кругом зелёная трава, на полянках много цветов... в) Какое время года вам больше нравится? Почему? 6. «Чем занимаются? » а) Осенью — собирают урожай, заготавливают корм для домашних животных и др. б)Сажают на огородах овощи — в конце весны, работают комбайны —летом; дети катаются на санках — зимой; загорают на пляже — летом и др. в)Чем занимаются ваши родители дома? Как вы им помогаете? Что делают братья, сестры, дедушки и бабушки? Что вам нравится делать больше всего? Почему? 7. «Какие повадки у домашних животных в разное время года? » а) Коровы пасутся на лужайке — летом; животные питаются сеном —зимой; травой, сеном — поздней осенью. б) Зимой животных не выгоняют на пастбище, они всегда в хлеву. в) Любите ли вы животных? Почему их нельзя обижать? У кого есть дома кошка или собака? Есть ли другие животные? Как вы ухаживаете за ними? 8. «Повадки диких животных». а) Белка запасает орешки — осенью; медведь убегает от пчёл — летом. (Почему убегает? ) Заяц-беляк бежит от лисы — зимой; заяц-русак сидит под кустиком и дрожит — летом, осенью. (Почему заяц меняет цвет? ) Лоси подходят к стогам сена, ближе к жилью человека — зимой. (Когда холодно и много снега, люди помогают травоядным животным выжить, подкармливая их сеном. ) Хищные звери догоняют ослабленных и больных животных, питаясь их мясом, — в любое время года. б) Медведь зимой спит в берлоге, летом — собирает ягоды, ищет мёд. (Можно задать вопросы о лисе, зайце, еже, белке. ) в) Каких диких животных вы видели? Какую они приносят пользу?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|