Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Времена года. Примерный словарь. Дидактические игры. 2.«Мы знаем погоду». 3. «Какое небо, солнце?». 4.«Дни и ночи, что длиннее — что короче?»




Времена года

Осень

Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. Первое сентября — на­чало осени, в этот день у ребят начинаются занятия в школе.

Осенью становится холоднее. Солнце уже не так хорошо греет, как летом. Небо чаще бывает тёмным, серым, хмурым, идут дожди; дни стано­вятся короче, а ночи — длиннее.

Меняется природа: трава желтеет и сохнет; на деревьях листья желте­ют или краснеют, начинается листопад, и земля покрывается золотистым ковром.

Люди собирают урожай с полей и огородов, делают на зиму разные за­готовки из овощей и фруктов (соленья, варенья, компоты); заготавливают и корм для домашних животных. Исчезают насекомые, многим птицам нечем кормиться, и они улетают в тёплые края, чтобы весной опять вернуться в родные места. Это грачи, скворцы, ласточки, журавли, дикие гуси, утки. Дикие животные тоже готовятся к зиме: белки прячут в своих дуплах орехи, грибы, шишки; медведи накапливают жир, чтобы хватило на зимнее время, и ищут место для устройства берлоги; ежи закапываются в сухих листьях.

С каждым днём становится холоднее; взрослые и дети надевают утеп­лённую одежду: куртки, свитера, шапки.

План рассказа об осени

1. Названия месяцев.

2. Состояние погоды, солнца, неба.

3. Продолжительность дней и ночей.

4. Состояние окружающей природы (трава, деревья, реки, озёра).

5. Занятия взрослых и детей.

6. Жизнь птиц.

7. Жизнь домашних и диких животных.

8. Одежда людей.

Примерный словарь

Существительные: осень, листья, урожай, овощи, фрукты, сено; лужи, слякоть; коса, лопата, заготовки, комбайн, стог.

Глаголы: желтеть, увядать, опадать, осыпаться, высыхать, моросить, лить(о дожде); улететь, копать, соби­рать, косить.

Прилагательные: холодный, мелкий, проливной(дождь); жёлтые, красные, сухие(листья); хмурое, потемневшее, облачное(небо); подножный(корм); утеплённая(одежда).

Сравнительная степень: теплее — холоднее, короче — длиннее, темнее — свет­лее, ярче.

 

Дидактические игры

Все игры годятся для любого времени года, поэтому в них приводят­ся примеры не только об осени, но и о зиме, весне и лете.

Каждая игра начинается со слов: «Я назову (расскажу)... — вы назо­вёте (расскажете)... » Образец — первая игра, далее для краткости изложе­ния эти слова опускаются.

1. «Мы помним месяцы» (игра проводится, когда дети уже знакомы
с этой лексикой).

—Я назову время года, а вы — месяцы: осень — сентябрь, октябрь, ноябрь; лето — июнь, июль, август и т. д.

—Я назову месяц, а вы — время года: январь — зима, март — весна...

—Какое время года вам больше нравится? Почему?

2. «Мы знаем погоду».

а)Жарко — летом, холодно — зимой, становится теплее— весной, холод­нее — осенью, тёплый дождик — летом, холодный дождь — осенью, грозы (гром и молния) — летом или в конце весны и др.

б)Летом — жарко, ярко светит солнце...

в)Какую погоду вы любите? Почему?

3. «Какое небо, солнце? »

а) Небо ласковое, голубое, лазурное, ясное — летом; хмурое, тёмное, затяну­ то тучами — осенью; неподвижное, серое, словно стальное — зимой; небо проясняется, солнце пригревает всё больше — весной; солнце ярко светит и хорошо греет — летом; постепенно тускнеет, часто затягивается тучами —осенью; светит, но не греет — зимой.

б) Я назову время года, а вы расскажете о солнце, небе в это время.

в) Какое небо, солнце вам больше нравятся? Почему?

4. «Дни и ночи, что длиннее — что короче? »

а) Дни становятся короче— осенью, длиннее— весной, самые короткие ночи — летом и т. д.

б) Зимой — дни короткие, а ночи длинные.

в) Какие вам нравятся дни? Почему? Когда вы дольше спите — летом или зимой?

—Мы ориентируемся по часам.

5. «Поговорим о природе».

а) Листья желтеют, краснеют — начало осени; земля покрыта ковром из листьев — середина осени; деревья почти все голые — конец осени.

На лугу много цветов; реки покрылись льдом; на деревьях распуска­ются почки; из земли пробивается травка; бегут ручьи... кругом зелёная трава, на полянках много цветов...

в) Какое время года вам больше нравится? Почему?

6. «Чем занимаются? »

а) Осенью — собирают урожай, заготавливают корм для домашних животных и др.

б)Сажают на огородах овощи — в конце весны, работают комбайны —летом; дети катаются на санках — зимой; загорают на пляже — летом и др.

в)Чем занимаются ваши родители дома? Как вы им помогаете? Что делают братья, сестры, дедушки и бабушки? Что вам нравится делать больше всего? Почему?

7. «Какие повадки у домашних животных в разное время года? »

а) Коровы пасутся на лужайке — летом; животные питаются сеном —зимой; травой, сеном — поздней осенью.

б) Зимой животных не выгоняют на пастбище, они всегда в хлеву.

в) Любите ли вы животных? Почему их нельзя обижать? У кого есть дома кошка или собака? Есть ли другие животные? Как вы ухаживаете за ними?

8. «Повадки диких животных».

а) Белка запасает орешки — осенью; медведь убегает от пчёл — летом. (Почему убегает? ) Заяц-беляк бежит от лисы — зимой; заяц-русак сидит под кустиком и дрожит — летом, осенью. (Почему заяц меняет цвет? ) Лоси подходят к стогам сена, ближе к жилью человека — зимой. (Когда холодно и много снега, люди помогают травоядным животным выжить, подкармливая их сеном. ) Хищные звери догоняют ослабленных и больных животных, питаясь их мясом, — в любое время года.

б) Медведь зимой спит в берлоге, летом — собирает ягоды, ищет мёд. (Можно задать вопросы о лисе, зайце, еже, белке. )

в) Каких диких животных вы видели? Какую они приносят пользу?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...