Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие отечественной психологии.




Задачи: выявить факторы, оказавшие преимущественное влияние на развитие российской психологии, определить центральные проблемы российских психологов в XIX веке, определить влияние ментальности на российскую психологию, определить роль интеллигенции в развитии психологии, выявить специфику подхода российских психологов к проблеме личности.

План занятия:

1. Общий обзор развития психологии в России.

2. Две тенденции развития российской психологии.

3. Отечественная психология в 20-40-е годы.

4. Российская психология во второй половине XX века.

Литература:

Основная:

1. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 416-534.

2. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов. М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2005. С. 401-498.

 

Дополнительная:

1. Лучинин А.С. История психологии. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. С. 349-372, 372-392.

2. История психологии. XX век./ Под. ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Академический Проект, 2002. С. 796-811.

3. А.Н. Радищев. О человеке, его смертности и бессмертии. – СПб.: Питер, 2001. С. 3-47, 47-83.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.

2. Представления о душе философов милетской школы.

3. Возникновение идеализма.

4. Философско-этическая система Сократа.

5. Учение Аристотеля о душе.

6. Психологические взгляды стоиков.

7. Этика стоиков

8. Природа сновидений.

9. Анатомические исследования мозга.

10. Механизмы ощущений и восприятий.

11. Христианское ранне-средневековое мировоззрение.

12. Принцип абсолютной нематериальности души.

13. Арабоязычная наука.

14. Средневековая схоластика.

15. Немецкие мыслители эпохи возрождения.

16. Успехи естествознания.

17. Эмпирическая рационалистическая методология познания.

18. Механодетерминизм.

19. Ассоциации как основной психический феномен.

20. Учение Б. Спинозы о психике.

21. Сенсуализм Дж. Локка.

22. Идеалистическая интерпретация атомистической картины мира.

23. Развитие ассоциативной психологии в Англии.

24. Французский материализм.

25. Теория познания И. Канта.

26. Психофизиологическая проблема в психологии.

27. Революция в биологии Ч. Дарвина.

28. Роль психиатрии в становлении психологии.

29. Психофизика.

30. Кризис интроспективной психологии познания.

31. Бихевиоризм.

32. Психоанализ.

33. Гештальтпсихология.

34. Кризис психологии.

35. Теория развития интеллекта.

36. Гуманистическая психология.

37. Логотерапия.

38. Роль России в мировой психологической мысли.

39. Рефлексология.

 

ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Задание 1.

Люди еще в глубокой древности интересовались той сторо­ной жизни, которая ныне известна как жизнь психическая, но объясняли ее наивно. В частности, в первобытном обществе бы­ло представление о наличии души не только у человека, но и у животных, растений, предметов, причем эта душа представля­лась существующей независимо от «тела» (анимизм, анимисти­ческие взгляды на психику: душа и тело существуют параллель­но и независимо друг от друга).

1) Почему тогда были возможны эти взгляды, на каких наблюдениях они основывались?

2) Почему они до сих пор живы в виде обязательных элементов некоторых современных религиозных верований?

 

Задание 2.

Представители натурфилософии VII-V вв. до н. э. (Фалес, Анаксимен, Гераклит), преодолев анимизм, создали принципи­ально новое учение — гилозоизм: душа есть у всей материи (т. е, душа уже представлялась не независимым двойником материи, а ее неотъемлемой частью — «одушевленная материя»).

1) Почему-то гилозоизм натурфилософов не устраивал сле­дующих за ними атомистов (философов-материалистов V-I вв. до н. э. Демокрита, Эпикура, Лукреция). Они, развивая дальше идеи натурфилософов, дали толкование души как органа, «ожи­вотворяющего тело». Орган этот руководит духом (или, иначе, разумом). Дух и душа — органы тела и образуются из мелких шаровидных, наиболее подвижных атомов.

2) В чем заключается шаг вперед в прогрессивном развитии психологических воззре­ний в учении атомистов и почему вы так считаете?

 

Задание 3.

В объяснении психического атомисты достигли первых крупных успехов - показали зависимость психического от фи­зического, подчиненность ее законам анатомо-физиологических процессов (материализм). Противоречивость, их учения — в не­возможности объяснить с этих позиций многое в психике (на­пример, абстрактное мышление, нравственные качества лично­сти, волевое регулирование поведения, выбор цели и т. д.).

1) Объ­ясните, почему на смену взглядам атомистов пришел идеализм (Платон, 428-348 гг. до н. э.).

2) Докажите, что приход идеализма был предопределен предыдущим этапом развития психологиче­ских представлений.

 

Задание 4.

1) Что нового внес Аристотель в объяснение соотношения ду­ши и тела?

2) Можно ли сказать, что Аристотель преодолел дуа­лизм Платона?

 

Задание 5.

1) Как вы оцениваете начало дифференциации знаний «внут­ри психического» (Гален, II в. до н. э.) с точки зрения перспек­тив развития психологических взглядов в идеалистическом или материалистическом направлениях?

 

Задание 6.

Идеалистическая трактовка сознания (Плотин, Августин, III-V вв. н. э.) и ее связь с рождением интроспекции как метода психологии.

1) Имеются ли в современной психологии проявления интроспективного метода в изучении психических явлений?

2) Ес­ли наблюдаются, то приведите пример, а если нет, то как и чем подтвердите его полное отсутствие как метода необъективного?

 

Задание 7.

Открытие Р. Декартом (1596-1650) рефлекторной природы психики.

1) В чем заключается революционный характер этого от­крытия?

2) А в чем Декарт остался на прежних позициях, не сумев распространить на всю психику свою рефлекторную схему?

 

Задание 8.

1) За что автор материалистического учения о рефлексе — Де­карт подвергся критике со стороны материалистов Гоббса (1588-1679) и Спинозы (1632-1677)?

2) Что было идеалистическо­го во взглядах Декарта?

 

Задание 9.

Заслуги Гоббса и Спинозы в провозглашении и защите принципа детерминизма в психологии.

1) Как можно оценить рас­пространение ими законов механики на объяснение душевных явлений: как прогресс или как тормоз в развитии научных взглядов на психику? (Обоснуйте свой ответ.)

 

Задание 10.

Лейбниц (1646-1716) выдвинул понятие бессознательного в психике (перцепция — неосознанное восприятие, апперцеп­ция -— осознанное) и, будучи идеалистом, считал, что вселенная построена из множества душ. Тем не менее именно с идеалисти­ческих позиций он внес много нового в научную психологию.

1) Что именно и почему это ему удалось лучше, чем материалистам?

 

Задание 11.

В XVII-XVIII вв. господствовавший в науке и жизни ра­ционализм постепенно отходит на второй план, а на первый вы­двигаются сенсуализм и эмпиризм, что было связано с развернувшейся в XVIII в. индустриальной революцией в передовых странах.

1) Чем вы объясняете эту связь, если учесть, что она кос­нулась и психологии?

 

Задание 12.

1) Почему Джона Локка (1632-1704) принято считать родо­начальником эмпирической психологии?

2) Что такое эмпириче­ская психология и каковы основные идеи Локка, положившие начало ее развитию?

3) В чем проявлялся дуализм у Локка?

 

Задание 13.

После Локка развитие психологических взглядов пошло по двум направлениям — идеалистическому и материалистиче­скому, причем представители обоих направлений опирались на идеи Локка.

1) Покажите на взглядах материалистов Гартли (1705-1757), Дидро (1713-1784), Радищева (1749-1802) и идеа­листов во главе с Дж. Беркли (1685-1753), что их идеи являют­ся логическим продолжением идей Локка.

2) Объясните, почему произошло такое раздвоение учения Локка.

 

Задание 14.

Локковское понятие о рефлексии и его противоречие с его же взглядами на происхождение всех знаний из опыта.

1) Чем объ­ясняется это противоречие и как оно повлияло на послелокков-ское развитие психологии?

 

Задание 15.

Признание закона ассоциации главным законом психоло­гии и появление ассоцианизма как господствующего психологи­ческого направления. Материалистическое (Гартли и др.) и идеалистическое (Беркли и др.) толкования закона ассоциации.

1) Какова роль закона ассоциации в развитии психической жизни в современной психологии?

 

Задание 16.

В противоположность идеям ассоцианистов (Гартли, в пер­вую очередь) о том, что исходным началом всей психической жизни являются внешние воздействия, в это же время стало раз­виваться учение о способностях: способности не выводимы из ас­социаций и не сводимы к ним, они внутренне присущи психике, т. е. составляют врожденное ее свойство, независимое от внеш­них воздействий.

1) Что в этих двух точках зрения вам представля­ется более близким к современным взглядам на происхождение психического (и способностей в частности)?

 

Задание 17.

Развитие учения о психике как функции мозга (XVTII-XIX вв.). Открытие в физиологии (Ч. Белл и Ф. Мажанди) раз­личий между чувствительными и двигательными нервами, ко­торое дополнило складывающиеся тогда представления о не­сходстве психики (рефлекса) с механическим движением (Прохазка, Галлер).

Рефлекс из философского понятия превратился в эксперимен­тально подтвержденный материальный, биологический факт: раздражение чувствительного нерва — нервный импульс в нервный центр (спинной мозг) — от него по двигательному нерву к мышце — таков путь рефлекса, имеющий форму дуги (рефлек­торная дуга).

1) Обоснуйте этими данными физиологии ставшие общепринятыми в 1-й половине XIX в. представления психоло­гов о свойственных организму двух разрядах движений — про­извольных (сознательных) и непроизвольных (бессознательных, рефлекторных).

 

Задание 18.

Оставалось в психологических знаниях противоречие: с одной стороны, все в психике объяснялось рефлексом (внешнее воздействие и реакция на него), но с другой стороны, нельзя, не­возможно было объяснить рефлексом активное, целенаправлен­ное поведение не только человека, но и животных, способность приспосабливать свое поведение к различным условиям среды. Понятие ассоциации (механической связи нервов) тоже не объ­ясняло сложное поведение, включающее ориентировку в новых условиях, предвидение и т. д. И.М. Сеченов (1829-1905) в своем труде «Рефлексы головного мозга» (1863) нашел выход из этого противоречия, доказав, что «все акты сознательной и бессозна­тельной жизни по способу происхождения суть рефлексы». См. его «Избранные философские и психологические произведения» (М., 1947. — С. 176).

1) Покажите, что конкретно внес нового И. М. Сеченов в психо­логию (ответы запишите в конспект):

а) в понятие рефлекса; б) в понимание соотношения между психикой и сознанием; в) в понятие психики как функции моз­га; г) в понимание роли психических процессов как регуляторов действия по обеспечению приспособительного эффекта; д) в по­нимание мозга как звена рефлекса, в соответствующих отделах котордго (мозга) хранится и перерабатывается информация о внешнем мире.

 

Задание 19.

И. П. Павлов (1849-1936) при опоре на теоретические вы­воды Сеченова открыл закономерности регулирования мозгом взаимодействия животного (и человека) с внешней средой, на­званные учением о двух сигнальных системах.

1) Что такое условный рефлекс?

2) Что такое 1-я и 2-я сигнальные системы? Как эти понятия соотносятся с прежними взглядами на психику, на рефлекс?

 

Задание 20.

К XX в. развитие психологических знаний прошло путь от анимистических представлений древних до понятия о психике как субъективном образе объективного мира.

1) Покажите, какие факты, добытые наукой в разные периоды, привели в конечном счете к выводу о психике как субъективном образе объективно­го мира (перечислите основные вехи на этом пути).

 

Задание 21.

В начале XX в. наступает кризис в психологии.

1) В чем его суть и причины?

2) Преодолен ли он к концу XX в.?

 

Задание 22.

В 1-й половине XX в. развитие психологии вступило в пе­риод создания научных основ разработки ее важнейших проб­лем. В нашей стране и за рубежом возникало множество научных школ и направлений, основные из которых перечислены ниже.

1) Дайте им краткие характеристики:

а) бихевиоризм; б) гештальтпсихоло-гия; в) фрейдизм (или психоанализ) и неофрейдизм; г) реактоло­гия и рефлексология в СССР; д) генетическая психология; е) когнитивная психология; ж) культурно-историческая теория Л. С. Выготского; з) теория деятельности Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева.)

2) Что нового внесла каж­дая школа в психологию?

3) Чем были вызваны изыскания в дан­ном направлении?

4) Какую роль в прогрессе научных знаний о психике сыграли исследования (гипотезы, выводы, открытия) школы?

5) Каково современное значение этих выводов для пси­хологии?

6) Как повлиял кризис в психологии на зарождение и развитие этих школ и направлений?

 

Задание 23.

1) Напишите коротко (на 1-2 страницах), что вы знаете о рос­сийской психологии до 1917 г.

2) Какие объективные и субъективные трудности преодолела российская психология в советский период развития? (Ответ на­пишите в конспект, но не более одной страницы.)

 

Задание 24.

Основные направления исследований отечественных пси­хологов и их вклад в развитие психологической науки.

1) Проана­лизируйте современное состояние психологии в РФ и укажите, какие направления развивались названными ниже учеными: Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, А. А. Смир­нов, Б. Г. Ананьев, Д. Н. Узнадзе, А. В. Запорожец, Л. И. Божо-виц, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина, А. В. Петровский, А. М. Матюшкин.

 

Задание 25.

1) Назовите основные отрасли современной психологии, разви­ваемые в России в наше время. Укажите, что нового внесено ими в развитие научной психологии.

 

Задание 26.

Попытайтесь сделать обобщающий вывод для себя по следую­щим вопросам:

1) Какую реальную пользу вы как будущий специалист-психолог получили при изучении истории психологии?

2) Какие проблемы психологической науки прошлого по­казались вам недостаточно проработанными в литературе и по­тому малопонятными для студента: может быть, неясно, какую роль в истории науки сыграло решение этих проблем в свое вре­мя или какова эта роль сейчас?

3) Можете ли вы назвать, кому (каким научным школам или конкретным ученым) принадлежит заслуга в разработке проблем:

— рефлекторной деятельности нервной системы как физио­логической основы деятельности психической;

— бессознательного и его соотношения с сознательным;

— культурно-исторической концепции психического разви­тия человека;

— теории деятельности?

 

Задание 27.

На основе прослушанных лекций и прочитанной литера­туры покажите свое понимание трансформации теоретических взглядов в процессе исторического развития психологической науки на примере анализа постепенного изменения научного со­держания какого-либо (по выбору студента) из перечисленных ниже основных понятий (категорий): образ, мотив, рефлекс, личность, действие (деятельность), психика, сознание. Выпол­нение задания в письменной форме (текст размером не более 1-2 страниц).

6. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ВСЕМУ КУРСУ

1. Предмет, объект и методы истории психологии.

2. Периодизация развития психологии как науки.

3. Вклад древних в развитие психологического знания.

4. Генезис и характерные черты античной философии.

5. Атомистические материалистические концепции души в античной философии.

6. Философская и медицинская школа Гиппократа.

7. Идеалистическая философская концепция Платона.

8. Представления о природе человека Сократа.

9. Учение Аристотеля «О душе».

0. Психологические идеи раннего средневековья.

1. Арабоязычная наука.

2. Средневековая схоластика.

3. Неоплатонизм Плотина.

4. Христианская философия Августина Блаженного.

5. Научные и философские идеи периода Возрождения.

6. Идеи возрождения в Италии.

7. Испанские врачи против схоластики.

8. Немецкие мыслители эпохи возрождения.

9. Ф. Бекон: эмпирическая методология познания.

20. Психофизическая проблема в XVII веке.

21. Дуализм и рационализм Р. Декарта.

22. Материализм Т. Гоббса.

23. Учение Спинозы о психике.

24. «Этика» Б. Спинозы.

25. Сенсуализм Дж. Локка.

26. Учение о единой субстациональной основе Г. Лейбница.

27. Ассоцианизм Д.Гартли.

28. Ассоцианизм Дж. Пристли.

29. Ассоцианизм Д. Беркли и Д. Юма.

30. Истоки французского материализма.

31. Ж. Ламетри: рефлекторный пинцип деятельности психики.

32. Э. Кондильяк: опытное происхождение знаний.

33. Учение о чувствительности Д. Дидро.

34. Социальный детерминизм К. Гельвеция.

35. Учение о потребностях П. Гольбаха.

36. Теория познания Э. Канта.

37. И. Гербарт: учение о порогах сознания.

38. Психофизиологическая проблема в психологии.

39. Ф. Гальтон: генетика индивидуальных различий.

40. Роль психиатрии в становлении психологии.

41. Г. Гельмгольц: экспериментальная психология.


42. Развитие психологии до периода открытого кризиса,

43. Функционализм.

44. Логотерапия В. Франкла.

45.Зарубежная психология периода открытого кризиса.

46.0бщая характеристика ассоциативной психологии XIX в.

47.Становление экспериментальной психологии.

48.Общая характеристика бихевиоризма.

49.Теория оперантного бихевиоризма.

50.Теория социального научения.

51.Общая характеристика гештальтпсихологии.

52.Психоанализ и неофрейдизм, их развитие в XX веке.

53.Французская социологическая школа в психологии.

54.Описательная психология.

55.Развитие отечественной психологии.

5 6.Современное состояние зарубежной психологии.

57.Комплексный и системный подходы в отечественной психологии.

58.Развитие деятельностного подхода в отечественной психологии.

59.Гуманистическая психология.

60.Когнитивная психология.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...