Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ законодательной базы по предоставлению участков недр для добычи полезных ископаемых




Вопросы предоставления прав на земельные участки регулируются нормативно-правовыми актами, действующих на территории РФ.

Основным документом, регулирующим недропользование в России, является Федеральный закон «О недрах». Закон подвергался изменения более 30 раз с момента утверждения, однако основы изменениям не подвергались, а лишь вносились уточнения.

В законе устанавливаются основные принципы и правила регулирования отношений в недропользовании, а также полномочия органов власти в отношении недр, последовательность проведения процесса получения лицензий, виды пользования недрами и другие процедуры, которые необходимы для регулирования недропользования. Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр.

По мнению Кокина В.Н. достижение этих целей возможно при выполнении следующих задач:

· определение порядка и объемов добычи полезных ископаемых на текущий период и на перспективу, а также порядка и масштабов освоения иных ресурсов недр;

· обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

· определение мер по рациональному и комплексному использованию и охране недр;

· осуществление контроля и надзора в области использования и охраны недр и окружающей среды, а также безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;

· установление квот на поставку добываемого минерального сырья для потребления внутри страны;

· введение платежей, связанных с пользованием недрами, определение порядка их взимания;

· установление стандартов, норм, правил в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр,

· безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;

· ведение учета участков недр, предоставляемых в пользование, количества и качества разведанных запасов полезных ископаемых, а также участков недр, пригодных для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых [12].

Предоставляя в пользование недра, следует учитывать необходимость получения прав и на земельный участок, под которым они расположены.

Несмотря на то, что земля и недра неразрывно связаны, в условиях сегодняшнего законодательства существуют две отдельные отрасли права: земельное законодательство и законодательство о недрах. Однако еще при советской власти в нормативно-правовых актах можно было увидеть формулировку «земля и ее недра». Это отражено в уже утратившем силу законе РСФСР от 19 декабря 1991 года "Об охране окружающей природной среды".

Помимо взаимосвязи между ФЗ «О недрах» и Земельным Кодексом РФ, недропользование также имеет отсылки к Конституции Российской Федерации. В соответствии с ней недра, как и другие природные ресурсы, должны использоваться и охраняться в Российской Федерацией как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории [1].

Гражданский кодекс в отношении участков недр устанавливает правовой режим недвижимых вещей [27]. Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" освещает, что основанием предоставления права пользования недрами может являться договор (соглашение о разделе продукции) [28].

С момента принятия закона «О недрах» в России сформировались и реализуются в настоящее время следующие принципы недропользования:

1) распоряжение недрами осуществляется исключительно уполномоченными федеральными органами;

2) платное пользование недрами;

3) лицензионный порядок предоставления недр в пользование.

Отношения, связанные с правом пользования недрами, включают в себя как отношения, для которых характерно административно-правовое регулирование (лицензирование недропользования, охрана недр и др.), так и отношения, регулирование которых осуществляется нормами гражданского права (имущественные отношения, связанные с пользованием недрами, предоставление права пользования недрами, разрешение споров и т.д.).

Недропользователь также является субъектом сразу двух самостоятельных прав: недропользования и землепользования [3].

Владение, пользование и распоряжение природными богатствами недр осуществляются в большинстве стран с согласия государства. Данная практика, как отмечает Б.Д. Клюкин, установилась исходя из общепризнанной международной нормы о том, что владение, пользование и распоряжение природными богатствами своей страны, и в частности недрами и их ресурсами, рассматривается как неотъемлемый элемент суверенитета каждого государства [32].

Право пользования недрами вытекает из права собственности государства на недра и, в свою очередь, служит основанием для возникновения права собственности на извлеченные из недр полезные ископаемые. Законодательство содержит большое количество положений, которые указывают на то, что недра в Российской Федерации принадлежат федеральному государству, а не распределяются по субъектам РФ, под территорией которых участки недр непосредственно расположены. Государство, являясь собственником недр, обладает правомочиями по владению, пользованию и распоряжению недрами. Отдавая недра в пользование субъекту предпринимательской деятельности, государство осуществляет правомочие распоряжения, делясь в то же время с недропользователем правомочием пользования. Это говорит о том, что недра изъяты из гражданского оборота и не могут быть объектами купли-продажи, дарения, наследования и т.п. Однако добытые полезные ископаемые могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов, муниципальных образований, частной собственности и др.

В законодательстве описаны требования к образованию земельного участка, необходимого для недропользования. В ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, запрещающей образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, не распространяет это правило на случай образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых [7].

Особенностью правового режима земельных участков для разработки полезных ископаемых относится право недропользователя ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода [6].

В еще неусовершенствованном ФЗ «О недрах» в обязанности Федерального агентства по недропользованию до проведения конкурса или аукциона входило согласование с владельцем земельного участка предоставление его недропользователю на правах аренды либо путем выкупа. Однако, как зачастую случалось, собственник отказывался от своего решения, и недропользователь был не в состоянии получить доступ к земельному участку, либо собственник в разы поднимал стоимость аренды или цены при выкупе [25].

При действующем законодательстве, Федерального агентства по недропользованию должно лишь предоставить недропользователю информацию о владельце земельного участка, под которым находится месторождение полезных ископаемых.

В подобных ситуациях ФЗ «О недрах» предусматривает возможность изъятия земельных участков, необходимых для работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, для государственных нужд с возмещением собственникам указанных земельных участков их стоимости в соответствии с земельным законодательством.

Решение об отчуждении таких земельных участков принимается федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с их полномочиями.

Однако на этом этапе возникает проблема: в российском законодательстве до настоящего момента нет утвержденных методических рекомендаций по компенсации убытков при изъятии земель у собственников. Отсутствует однозначно сформулированный и прописанный порядок процедуры изъятия земельного участка, находящегося над недрами у его собственника в пользу недропользователя. Отсутствует обоснование цены, по которой было бы справедливо изымать землю. Отсутствие нормативно-правовой базы регулирования вопросов, возникающих между правообладателями на пользование недрами и владельцами земельных участков, находящимся над ними, приводит к потере времени и отсрочке начала геологического изучения недр, финансовым затратам и, в конечном итоге, не выполнению лицензионных обязательств.

На земельные участки, необходимые для недропользования, можно устанавливать сервитут, что отражено в ст. 39.23 ЗК РФ [26].

Предоставление земельных участков для целей недропользования часто невозможно без изменения категории земли, под которой, непосредственно, расположен участок недр.

Вся территория РФ разделена на 7 категорий:

· земли сельскохозяйственного назначения;

· земли населенных пунктов;

· земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

· земли особо охраняемых территорий и объектов;

· земли лесного фонда;

· земли водного фонда;

· земли запаса [26].

Зачастую, цель использования предоставленных земель разнится с установленным целевым назначением. В таких случаях производят перевод из одной категории земель в другую и изменяют разрешенное использование. Если объект промышленного или другого специального назначения (в данном случае – участок недр) находится на сельскохозяйственных землях, землях запаса, землях особо охраняемых территорий, на землях водного и лесного фонда, то перевод в другую категорию обязателен. Если же объект размещен на землях населенных пунктов или соответственно на землях промышленности, то перевод не требуется.

Все вопросы, связанные с переводом из одной категории земли в другую регулируются Федеральным законом «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» [29].

Также предоставление земельных участков регулируется и другими Федеральными законами:

· «О землеустройстве» от 18.06.2001 г № 78-ФЗ;

· «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. №221-ФЗ;

· «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними» от 21.07.1997 г № 122-ФЗ;

· «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ;

· и др.

Как уже было сказано ранее, охрана недр и контроль за рациональным использование ресурсов имеют колоссальное значение. Поэтому анализируя законодательную базу, необходимо обратить внимание на юридическую ответственность, которая накладывается на недропользователя в случае нарушения законодательства.

Форма юридической ответственности зависит от характера нарушения, тяжести последствий и размера нанесенного ущерба: уголовная, административная, гражданская ответственность. Зачастую относительно предприятий-недропользователей применяется административная ответственность.

Виды правонарушений в области недропользования можно найти в КоАП РФ:

· уничтожение или повреждение наблюдательных режимных скважин на подземные воды, маркшейдерских знаков (ст. 7.2);

· пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением предусмотренных в них условий (ст. 7.3);

· самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4)

· самовольная добыча янтаря (ст. 7.5);

· самовольная переуступка права пользования (ст. 7.10);

· нарушение требований по охране недр и гидроминеральных

· ресурсов (ст. 8.9);

· нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10);

· нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11) [34].

Кроме того, ответственность может наступить в связи с совершением правонарушений, касающихся общих вопросов охраны окружающей среды и природопользования (ст. 8.1-8.5).

Шлютер М.С. в своей монографии разделяет административные нарушения на следующие части:

· Нарушение установленного порядка лицензирования, стандартов и правил осуществления деятельности в сфере недропользования;

· нарушение экологических требований по охране недр и недропользованию и требований по рациональному использованию недр;

· нарушение в сфере информационных процессов в области охраны недр и недропользования;

· нарушение антимонопольных требований при недропользовании [33].

В ходе анализа нормативно-правовой базы по предоставлению земельных участков для добычи полезных ископаемых, очевиден вывод, что недропользование связано с множеством законодательных актов и правовое регулирование имеет изъяны, которые необходимо совершенствовать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...