Педагогическая запущенность
Обращаясь к изданному в 1926 году труду под редакцией отечественного ученого, педагога и общественного деятеля Кащенко В.П. «Проблемы изучения и воспитания ребенка» можно заметить, что в предисловии он пишет: «Вопрос о социальных условиях развития ребенка, вне всякого сомнения, самый существенный вопрос…, а влияние социальной среды на формирование личности развивающегося ребенка громадно. Зачастую оно имеет определяющее значение…». Что касается влияния наследственности, то «…заложенные природой наклонности и предрасположения подвергаются очень сложной переработке под влиянием семьи, первых воспитателей, товарищей… Эти последние влияния в конечном счете часто решают дело…». Согласно определению понятия «педагогическая запущенность» - это социальное явление, характеризующиеся дезадаптивным поведением, которое может проявляется в неадекватность самооценки (завышенная, заниженная), повышенной возбудимости, патологическом упрямстве, агрессивности в различных проявлениях, капризности, раздражительности, снижении волевой активности, легкой подчиняемости, напряженном и пренебрежительном отношении со взрослыми людьми (в том, числе и с родителями), стойком непослушании, лживости. Чаще всего вышеперечисленные признаки присутствуют у педагогически запущенных детей в комплексе. Подобное социальное явление – это результат неправильного семейного воспитания, например, доминирование одного из родителей, частые конфликты, ссоры между членами семьи, постоянная напряженная обстановка в семье с частым расхождением во мнениях по вопросу воспитания детей, явно выраженная неприязнь или пренебрежение к какому-либо члену семьи; гипоопека или гиперопека, потвортствующая гиперопека, эмоционально—отвергающее поведение членов семьи, жестокое обращение.
Согласно статистике, к категории «педагогическая запущенность» по половому признаку относятся 73% мальчиков и 27% на девочек; 77% детей имеют хронические заболевания внутренних органов, 34%- нарушения опорно-двигательного аппарата, 48% - речевую патологию, которая носит системный характер и при этом отмечаются нарушения всех компонентов языковой системы. Сложно даже сказать, что первично, а что вторично в этой патологии – биологическое или социальное. Выводы по главе 1
Основу для изучения этиологии нарушений в развитии ребенка, в частности речевых расстройств, составляют эволюционно-динамический подход (Давыдовский И.В.) и принцип диалектического единства (Хватцев М.Е.) биологического и социального в развитии речи, где окружающая ребенка социальная среда является не только условием, но и источником как развития речи, так и является причиной возникновения невротических речевых расстройств. Этиологические факторы, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны. Наиболее часто встречается сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов. Определяющее значение в развитии здорового полноценного ребенка принадлежит условиям макросреды как в масштабе всей страны, в масштабе отдельно взятого региона, так и в пределах конкретного города. Воспитание и развитие ребенка начинается в семье. Статья Закона РФ «Об образовании» гласит «…родители являются первыми воспитателями ребенка… и несут ответственность за его образование, развитие и оздоровление…». Именно с этой позиции семья - это микросреда, а условия, в которых она развивается и осуществляет воспитание детей, в значительной степени определяет характер и степень сформированности необходимых образований растущей личности ребенка.
На примере педагогической запущенности и задержке психического развития можно довольно четко увидеть саму суть неблагоприятного влияния условий макро- и микросреды на речевое развитие детей 5-7 лет. Глава 2. Экспериментальное изучение влияния условий микро- и макросреды на речевое развитие детей 5-7 лет Организация экспериментального изучения влияния микро-факторов окружающей среды на речевое развитие детей 5-7 лет Теоретический анализ проблемы влияния условий макро- и микросреды на речевое развитие детей в главе 1 настоящей дипломной работы позволил определить направления, содержание организации и проведения экспериментального изучения выделенной проблемы. Экспериментальная часть дипломной работы представлена анкетой для родителей, состоящей из 15 блоков, которые позволяют дать оценку социальным факторам семейного воспитания. Экспериментальное исследование проводилось в марте 2004-05 учебного года. В анкетировании приняло участие 60 семей воспитанников МДОУ ДСКВ №68, из них: q 30 семей - старшая группа – возраст 5-5,6 лет - логопедическая группа q 30 семей - подготовительная группа – возраст 5,10 - 6,4 лет. Итак, результаты изучения социальных факторов семейного воспитания.
Возраст родителей к рождению ребенка | ||||||||||||||||
1.2 | Мать: | |||||||||||||||
| До 16 лет | 0 | ||||||||||||||
| 16-18 | 3% - 2с | ||||||||||||||
| 18-20 | 17% - 10с | ||||||||||||||
| 21-30 | 62%-37с | ||||||||||||||
| 31-40 | 11%-7с | ||||||||||||||
| старше | 7%- 4с | ||||||||||||||
1.2 |
Отец | |||||||||||||||
| До 16 лет | 0 | ||||||||||||||
| 16-18 | 0 | ||||||||||||||
| 18-20 | 5%-3с | ||||||||||||||
| 21-30 | 11%-7 с | ||||||||||||||
| 31-40 | 55%-33с | ||||||||||||||
| старше | 28%- 17с | ||||||||||||||
Социальная характеристика семьи | ||||||||||||||||
| Полная | 55%-33с | ||||||||||||||
| Неполная | 28%-17 с | ||||||||||||||
| Деструктивная | 7%-4 с | ||||||||||||||
| Распадающаяся | 10%-6с | ||||||||||||||
| Опекуны | 0 | ||||||||||||||
Жилищные условия | ||||||||||||||||
| Отдельная 1 комнатная квартира | 23%-14с | ||||||||||||||
| Отдельная 2 комнатная квартира | 25%-15с | ||||||||||||||
| Отдельная 3 комнатная квартира | 11%-7с | ||||||||||||||
| Отдельная 4 комнатная квартира | 3%-5с | ||||||||||||||
| Отдельная 5 комнатная квартира | 1%-1с | ||||||||||||||
| Комната (ы) в общежитии | 5%-3с | ||||||||||||||
| Комната (ы) в коммунальной квартире | 10%-6с | ||||||||||||||
| Деревянное жилье | 3%-2с | ||||||||||||||
| Проживают в «балке» | 11%-7с | ||||||||||||||
| Проживают без посторонних родственников | 93%-56с | ||||||||||||||
| Количество других взрослых, проживающих с семьей (дедушки, бабушки, родственники, другие лица) | 7%-4 с | ||||||||||||||
Среднемесячный доход | ||||||||||||||||
| Выше среднего уровня | 3%-2с | ||||||||||||||
| На среднем уровне | 50%-30с | ||||||||||||||
| Без нужды | 40%-24с | ||||||||||||||
| Частые финансовые затруднения | 7%-4с | ||||||||||||||
| Постоянная нужда | 0 | ||||||||||||||
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|