Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Пути коррекционного логопедического воздействия на микрофакторы окружающей среды

Охрана здоровья населения относится к важнейшей функции государства. Профилактическая направленность в деле сохранения здоровья и воспитания гармонически развитой личности составляет главное содержание гуманизма. Синтез гигиенических, воспитательных и коррекционных мероприятий призван обеспечить развитие физических и духовных сил подрастающего поколения.

Решение этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей.

По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей и подростков принимает глобальный характер.

Разработке профилактических медицинских, психологических и педагогических методов воздействия предшествуют научные изыскания, позволяющие полноценно использовать защитные механизмы организма в целом.

В нашем городе уделяется много внимания коррекционно-воспитательной и педагогической работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Достигнуты значительные успехи в решении вопросов ранней диагностики речевых нарушений, методики и организации коррекционного воспитания и обучения детей.

Путем специальных воздействий на детей во многих случаях удается предотвратить или затормозить появление у них различных отклонений от нормы, в частности речевой патологии.

Своевременная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Она обеспечивается комплексом мероприятий, включающих лечебные, педагогические и социальные воздействия.

Так, специалисты детских поликлиник, наряду с постоянным динамическим наблюдением, проводят профилактические осмотры детей от 0 до 14 лет не только в поликлинике, но и в детских дошкольных учреждениях и школах. Совместная работа врачей и педагогов в детских педагогических учреждениях позволяет рано выполнять отклонения от нормы в состоянии здоровья детей, врожденные и приобретенные заболевания, сказывающиеся на развитии речи или способствующие возникновению речевой патологии.

Большое значение в разработке проблемы профилактики речевых расстройств имеет изучение факторов, обеспечивающих нормальное развитие речи у детей. Эти знания имеют непосредственное отношение к гигиене речевого развития, являющегося важнейшим показателем нервно-психического здоровья ребенка. Задачи ее в основном сводятся к изучению возрастных этапов речевого онтогенеза и выявлению условий (включая внешнюю среду и социальные условия) положительно или отрицательно влияющих на речевое развитие. Разрабатываются рекомендации и нормативы по психофизиологическим условиям воспитания детей, научно обосновываются стимулы психического развития ребенка и возможности их применения, организуется пропаганда психологических и педагогических знаний среди родителей воспитанников детского дошкольного учреждения, но и населения близ лежащих микрорайонов.

Одним из важных направлений развития логопедической помощи является предупреждение речевых нарушений и последствий речевой патологии.

Предупреждение нарушений в речевом развитии основывается на мерах социального, педагогического и, прежде всего, психологического предупреждения расстройств психических функций.

В системе логопедического воздействия и психопрофилактических мер существенное значение имеет своевременное генетическое консультирование будущих родителей с целью предупреждения развития тех или иных отклонений в нервно-психическом и, в частности, речевом развитии ребенка.

Генетическое консультирование предполагает выяснение последствий, к которым приведет возникновение генетических заболеваний в семье, прогноз тяжести заболевания и риска его повторного возникновения, уточнение способов профилактики заболевания и его оптимальной коррекции. Показаниями к генетической консультации считаются врожденные аномалии у членов семьи или родственников, аномальное психическое или физическое развитие ребенка, беременность у женщин старше 35 лет, принадлежность к этнической группе, в которой особо высока частота какого-либо наследственного заболевания, длительное употребление лекарств или воздействие химических веществ, три или более самопроизвольного выкидыша или случаи ранней детской смертности, бесплодие.

В тех случаях, когда обнаруживается семейная отягощенность какой-либо патологией, родители должны быть хорошо информированы о возможном проявлении заболевания у ребенка, а также о том, какие профилактические меры позволят предупредить или ослабить симптоматику наследственного заболевания.

С рождением ребенка особая ответственность за его нервно-психическое здоровье ложится на семью, что делает особенно актуальным психолого-педагогическое просвещение родителей.

Хотелось бы обратить особое внимание на то, что любая коррекционная работа должна проводится планово, систематически и должна быть подчинена определенной системе и принимать участие в работе над коррекцией речевой патологии должен не только учитель-логопед, а все участники коррекционно-педагогического процесса. (см. Приложение).

Если взять за основу проведенное экспериментальное исследование по проблеме влияния условий семейных условий на речевое развитие детей, то каждый участник коррекционно-педагогического процесса найдет для себя свою нишу и через различные формы и виды работы с семьей сможет осуществлять необходимую работу над этой проблемой.

Так, например, педагог-психолог может провести серию консультаций для родителей по темам «Семейное воспитание: каким оно должно быть», «Пойми меня, мама (папа)», «Ребёнок и его внутренний мир», «Как правильно воспитывать», «Права детей» (по материалам Конвенции о правах ребенка) и т.д., цикл семинаров-практикумов «Я и моя семья», вечера встреч «Мы вместе».

Учитель-логопед должен осуществлять не только коррекцию речевого дефекта, но тесно работать в этом направлении с родителями: вести разъяснительную работу по выполнению с ребенком домашних логопедических заданий, беседовать об особенностях речевого развития детей в конкретном возрастном промежутке, подчеркивая важность занятий и общения с ребенком, предлагать родителям посещение как индивидуальных, так и фронтальных логопедических занятий с целью обозначения единства в требованиях к ребенку при логопедической коррекции; предлагать вниманию родителей консультации в устной и письменной форме; проводить открытые просмотры занятий; открытые совместные досуги с родителями и др.

Особое внимание учителю-логопеду необходимо обратить на семьи, где в быту присутствуют две и более языковых систем (билингвизм), т.к. именно в этих семьях родители порой недопонимать всю важность дошкольного периода и его сензитивность для овладения языковыми средствами, в случае, если на этот факт своевременно не обратить должного внимания, то у ребенка возникнут значительные сложности в усвоении как родного языка, так и общепринятого – русского.

Внимание учителя-логопеда должны быть обращено на правильность проведения родителями с речевыми детьми этапа автоматизации звука и постоянно подчеркивать необходимость контроля с их стороны за правильностью произношения поставленных звуков.

В работе учителя-логопеда важное место занимает ранняя диагностика речевых отклонений с целью своевременного оказания логопедической помощи и осуществление совместных с родителями действий по их профилактике, либо ранней коррекции.

Еще раз хочется подчеркнуть, что основными путями логопедического воздействия на микрофакторы социальной среды является тесное взаимодействие с родителями и проведение профилактических бесед, консультативных приемов, агитацию поддержания здорового образа жизни и преемственности в воспитании их детей.


Заключение

 

Хрупкое и чуткое существо входит в этот мир, делает свои робкие, неуверенные шаги, складывает из забавных сочетаний звуков первые слова. Сколько неожиданностей, неприятных событий ожидает его уже в начале пути, сколько неблагоприятных сил обрушивается на него, воздействие которых подчас сильно деформирует слабый «росток», наносит ущерб, и подчас непоправимый, его организму, заставляет развиваться в нежелательном направлении его психику, подавляет сознание, затормаживает физический и интеллектуальный рост.

В последние годы резко вырос процент детей с проблемами в развитии. Это не удивительно, так как Россия переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Дети России ныне повседневно испытывают на себе тяжесть социально-экономического кризиса переходного периода.

Анализ научной литературы по проблеме речевой патологии, её причинах и социальной адаптации детей-логопатов, свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу у общественности.

Еще ученый древности (Аристотель, Платон, Квинтилиан и др.) высказывали мысль о том, что «..здоровье души человеческой, а тем более ребячей …зависит от того, кто влияет на здоровье той самой души своими помыслами и деяниями… таковой и быть ребячей душе во здоровье или в недуге и слабостях…». Из вышесказанного видно, что в то далекое время придавалось огромное значение воспитанию детей и как основополагающей, предопределяющей была среда, социум, который окружает ребенка.

Болезненные социальные явления, переживаемые в настоящее время Россией, побуждают обратиться к первым десятилетиям ХХ века, когда еще общественный деятель, педагог-новатор В,П.Кащенко ратовал за создание «общественного течения в пользу многочисленного класса несчастных детей в интересах государственной безопасности, школьной гигиены и педагогики». Но…больное общество – больные дети. Массовая детская патология – производное общественных бед.

Определяющее значение в развитии здорового полноценного ребенка принадлежит условиям макросреды как в масштабе страны, в масштабе отдельно взятого региона, так и в пределах конкретного города.

Если рассматривать макросреду, в которой воспитываются и которая воспитывает детей, то здесь налицо значительные сложности, даже, несмотря на то, что в стране уделяется много внимания коррекционно-воспитательной и педагогической работе с детьми, страдающими различными отклонениями в развитии.  

Как известно, воспитание и развитие ребенка начинается в семье, которая является микросредой, а условия, в которых она развивается и осуществляет воспитание, в значительной степени определяет характер и степень сформированности необходимых образований растущей личности ребенка.

Этиологию любого речевое нарушение следует рассматривать как следствие влияния биологических факторов и условий макро- и микросреды.

Подобные влияния играют значительную (иногда, определяющую) роль в патологическом формировании не только речи, но и личности ребенка. В настоящей дипломной работе рассмотрены: задержка психического развития, педагогическая запущенность как пример влияния этих микрофакторов.

Экспериментальное исследование на практике подтвердила выдвинутую гипотезу о влиянии условий микросреды на речевое развитие детей 5-7 лет.

Считаю, что выводы и материал настоящей дипломной работы можно использовать в практике работы с детьми по коррекции и профилактике речевых нарушений с позиции влияния условий микрофакторов на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Глоссарий

 

Анамнез – совокупность сведений о болезни и развитии ребенка.

Асфиксия – удушье плода и новорожденного – прекращение дыхания при продолжающейся сердечной деятельности вследствие понижения или утраты возбудимости дыхательного центра

Билингвизм – двуязычие в семье (родной) и русский.

Высшие психические функции – сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению

Гипоксия – кислородное голодание организма.

Депривация – недостаточное удовлетворение основных потребностей.

Коррекция нарушения речи – исправление недостатков речи. Используются также термины «устранение», «преодоление речевых нарушений».

Макросреда- социальное окружение в большой территориальном масштабе: государство, регион, город, образовательное учреждение.

Микросреда- социальное окружение – семья.

Нарушения речи ( синонимы – расстройства речи, речевые нарушения, дефекты речи, недостатки речи, речевые отклонения, речевая патология) – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

Нарушения речевого развития – группа различных видов отклонений в развитии речи, имеющая различную этиологию, патогенез, степень выраженности.

Недоразвитие речи – качественно низкий уровень сформированности сравнительно с нормой той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

Психическая (в том числе и речевая) система – сложные связи, возникающие между отдельными функциями в процессе развития.

Пренатальный – относящийся к периоду перед рождением.

Сложный (комбинированный) дефект – дефект, при котором прослеживаются определенные связи, например, речевая и зрительная недостаточность и другие сочетания.

Соматический – телесный.

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Этиология – учение о причинах.

Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом передачи информации от поколения к поколению и ее хранения


Литература

 

1. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М., 1975.

2. Бадалян Л. О. Детская неврология. — 3-е изд. — М., 1984.

3. Бадалян Л. О. Невропатология. — М., 1987.

4. Балабанова В.П., Богданова Л.Г., Бенедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство-пресс, 2001.

5. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. — М., 1981.

6. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.

7. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1997.

8. Волкова Л.А. Логопедия. Книга 2. М., 1995

9. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. - М., 1992.

10. Дети с временной задержкой психического развития. / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. — М., 1971.

11. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — М., 1984.

12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.

13. Жинкин Н. И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. — М., 1972. — С. 9—31.

14. Жукова Н. С. Мастюкова Е. М.,Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.

15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.

16. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция., М., 1999.

17. Крылова Н.Л. О коррекционной работе логопеда и воспитателя на материале занятий. // Дефектология. - 1980. - № 4.

18. Крылова Н.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя логопедического детского сада по развитию речи детей // Дефектология. - 1985. - № 2.

19. Ковалев В.В. Проблема факторов риска в возникновении нарушений психического здоровья в детском возрасте и ее значение для профилактики // Психогигиена детей и подростков. — М., 1985. — С. 56—66

20. Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития. — Спб., 1992.

21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. —М., 1965.

22. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий
у аномальных детей. — М., 1975.

23. Лурия А. Р. Мозг и психические процессы. — М., 1963- Т. 1.

24. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- М., 2002

25. Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте — Прага, 1984.

26. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.:, 1998

27. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. — М.,1992.

28. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985.

29. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е. Левиной., -М., 1968

30. Оскольская Н.А. Типология индивидуальных различий в структуре фонетико-фонематического недоразвития речи //Дефектология. - 2001 г.

31. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968.

32. Правдина О. В. Логопедия. — М., 1973.

33. Правдина О. В. Логопедия. — М., 1999.

34. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. — М. 1997.

35. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 1999

36. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1969.

37. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. — М., 1976.

38. Терентьева В.И. Социально-психологические особенности детей с нарушениями речи 6-7 лет//Дефектология. - 2000г. № 4.

39. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии // Вестник образования. - 1997. - № 6.

40. Тихеева Е.И. Развитие речи у детей. — М., 1981.

41. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М., 1990.

42. Хватцев М.Е. Логопедия. —М., 1959.

43. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова — М., 1997. — Ч. I, П.

44. Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. — М., 1979.

45. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989

46. Фишман М. Н. Мозговые механизмы, обуславливающие отклонения в речевом развитии у детей //Дефектология. - 2001г. № 3.

47. Хрестоматия по логопедии /Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997 — Ч. I, И.

48. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской- М., Ч-1, Ч –2. - М.,1997

49. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959. — С. 30—38

50. Шкловский В.М., Лукашевич И.П.. Некоторые патогенетические механизмы нарушения развития речи у детей //Дефектология. - 2001 г. №2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...