Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характер взаимоотношений между родителями

 

Взаимопонимание 86%-51 с

 

Доминирование отца 7%-4с

 

Доминирование матери 5%-3с

 

Конфликты, ссоры, драки 11%-7с

 

Напряженное отношение с частыми расхождениями во мнениях 3%-2с

 

Пренебрежение 0

 

Неприязнь 0

Проведение досуга членов родительской семьи

 

Преимущественно дома 50%-30с

 

Часто проводят оздоровительные мероприятия (бассейн, лыжи, походы, сауна и т.д.) 20%-12с

 

Часто посещают культурно-зрелищные мероприятия 87%-52с

 

Асоциальные контакты 0

Особенности воспитания в семье

7.1

Воспитание матерью

 

Гибкое 87%-52с

 

Гипоопека 3%-2с

 

Гиперопека 5%-3с

 

Потворствующая гиперопека 5%-3с

 

Эмоционально-отвергающее поведение 0

 

Жестокое отношение 0

7.2

Воспитание отцом

 

Гибкое 75%-45с

 

Гипоопека 3%-2с

 

Гиперопека 5%-3с

 

Эмоционально-отвергающее поведение 5%-3с

 

Жестокое отношение 0

Отношение ребенка к членам семьи

8.1

Отношение к матери

 

Ровная привязанность 51%-54с

 

Безразличие 0

 

Отвержение 0

 

Выраженный негативизм 0

 

Предпочтение 8%-5с

 

Страх 0

 

Пассивная подчиняемость 1.%-1с

8.2

Отношение к отцу

 

Ровная привязанность 85%-51с

 

Безразличие 5%-3с

 

Отвержение 0

 

Выраженный негативизм 0

 

Предпочтение 5%-3с

 

Страх 0

 

Пассивная подчиняемость 5%-3с

Образование родителей

9.1

Мать

 

Высшее 78%-47с

 

Среднее специальное 11%-7с

 

Среднее 11%-7с

 

Студентка 0

9.2

Отец

 

Высшее 50%-30с

 

Среднее специальное 28%-17с

 

Среднее 22%-13с

 

Студент 0

9.3

Родители педагоги, психологи, врачи 33%-20с

Количество детей в семье. Наличие братьев и сестер

10.1

Многодетная семья (сколько детей) 5%-3с

10.2

Один ребенок в семье 45%-27с

10.3

Имеют одного брата/сестру 28%-17с

10.4

Имеют двух старших братьев/сестер 22%-13с

10.5

Имеет одного младшего брата/сестру 11%-7с

10.6

Имеет двух младших братьев/сестер 13%-9с

Национальность

11.1

Русские 74.%-41с

11.2

Татары 11.%-7с

11.3

Башкиры 3.0%-2с

11.4

Украинцы 5.0% -3 с

11.5

Белорусы 1.0%

11.6

Марийцы 1.0%

11.7

Чуваши 1.0%

11.8

Мордвины 1.0%

11.9

Узбеки 1.0%

11.10

Ингуши 1.0%

11.11

Лезгины 1.0%

Наследственные заболевания

 

12.1

Мать 20%-7с

12.2

Отец 11%-4 с

Речевая среда

 

 

Общение в семье на одном (русском)языке 92%-55с

 

Общение в семье на двух (русский и родной) языках 8%-5с

 

Общение в семье на трех и более языках 0

Протекание беременности и родов

 

14.1

Протекание беременности  

 

Без осложнений 22%-13с

 

С осложнениями 78%-47с

14.2

Течение родов  

 

Ребенок доношенный 78%--47с

 

Ребенок недоношенный 9%-5с

 

Операция кесарево сечение 13%-8с

 

Роды через естественные родовые пути 87%-52с

 

Родовая травма 100%-60с

 

Асфиксия 92%-55с

 

Другое 28%-17с

Заболевания первого года жизни

 

 

Частые простудные 92%-55с

 

Инфекционные 87%-52с

 

операции 11%-7с

Последующие заболевания

 
 

Частые простудные

92%-55с
 

Инфекционные

87%-52с
 

Аллергические

78%-47с
 

Другие

45%-27с

Речевое развитие ребенка

 
17.1

Звукопроизношение

 
 

Нарушено (1-2 группы звуков)

40%-24с
 

Нарушено (3 и более группы звуков)

40%-24с
 

Не нарушено

20%-12с
17.2

Фонематический слух

 
 

Нарушен

80%-48с
 

Не нарушен

20%-12с
17.3

Лексико-грамматический стой речи

 
 

Нарушен

80%-48с
 

Не нарушен

20%-12с

Всего детей 64 ребенка

(2 семьи- двойняшки)

 

15.1

Всего девочек 44%- 28

15.2

Всего мальчиков 56%- 36
       

 

Условные обозначения: желтым цветом обозначены неблагоприятные факторы

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы, 60 семей – всего в этих семьях 64 ребенка (в двух семьях двойняшки), из них девочки составляют 44%, мальчики –56%:

1. Возраст родителей к моменту рождения ребенка соответствует среднему продуктивному возрасту (согласно определению возраста деторождения ВОЗ). Лишь в 2 семьях – 3 % - возраст родителей от 16-18 лет. (см. график 1)

2. 55% или 33 семьи носят статус полной семьи, т.е. в семьей имеется оба родителя; отмечается негативный микрофактор социального статуса семьи – неполная семья (8%-5 семей), деструктивная (1%-1 семья), распадающаяся (10%-6 семей). (см. график 2)

3. жилищные условия удовлетворительные (29 семей – 47%), что касается остальных семей, то 31 семья - 53% имеют относительно неудовлетворительные условия, соответственно ребенок не имеет достаточной личной площади (комнаты) или проживает с каким-либо членом семьи в одной комнате.

4. отмечается положительная тенденция в материальном обеспеченности семей (в частности, среднемесячный доход), лишь 4 семьи – 7% респондентов испытывают частые материальные затруднения.

5. характер между родителями, в целом, благополучный, лишь 3 семьях доминирует мать, и в 4 семьях – отец; имеются результаты, которые подтверждают факт конфликтов, ссор и драк между родителями в 7 семьях и напряженное отношение с частыми расхождениями во мнениях в 2 семьях – неблагоприятных микрофактор.

6.  воспитание в семьях гибкое, за исключением 3 семей – гипо- и гиперопека.

7. отношение ребенка к членам семьи ровное, лишь в 3 семьях предпочтение либо матери, либо отца.

8. образование родителей – достаточное, в основном, высшее образование

9. речевая среда не отягощена; отмечается билингвизм в 5 семьях

10. речевой и наследственный анамнез отягощен в 7 семьях по линии матери, в 4-х по линии отца.

11.  протекание беременности и родов: с осложнениями 78%, операция кесарево сечение 13%, недоношенные дети- 9%, наличие родовых травм различной степени тяжести – 100%, асфиксия плода во время родов – у 92%- отягощающие микрофакторы.

12.  заболевания первого года жизни и последующих годов - частые простудные и инфекционные заболевания у 100% детей, аллергические заболевания- у 78%, перенесли операции на внутренних органах – 11% - отягощающие условия развития.

13. речевое развитие: у 80% детей – нарушено звукопроизношение (как 1-2, так и 3-4 группы звуков), отмечаются нарушения фонематического слуха и нарушения лексико-грамматической стороны речи. (см. график 3)

 

График 1

График 2

График 3

Выводы по главе 2

 

Анализ результатов экспериментального исследования по обозначенной проблеме подтвердил теоретические изыскания в области проблематики настоящей дипломной работы и отметил однозначное и явно выраженное влияние микрофакторов на речевую патологию детей (нарушено звукопроизношение, лексико-грамматическое и фонетико-фонематическое оформление речи). Так, жилищные и социальные (неполные семьи, деструктивные и распадающиеся) условия семей, характер взаимоотношений в между родителями (драки, ссоры, конфликты, частые расхождения во мнениях), билингвизм (татарский, башкирский), наследственный анамнез, особенности протекания беременности (с осложнениями: инфекционные заболевания, вредные условия труда, поздний гестоз, гипертония) и родов (недоношенность, операция кесарево сечение, асфикция), заболевания первого года жизни и последующие заболевания (частые простудные, инфекционные, аллергические заболевания и др. - всё вышеперечисленное – это условиями, неблагоприятно действующие на растущий организм ребенка и соответственно, на его речевое развитие, в частности.

Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что микрофакторы окружающей среды оказывают значительное (в некоторых случаях, определяющее) влияние на возникновение и развитие речевой патологии у детей 5-7 лет; и только благодаря ранней и своевременной, систематической, целенаправленной работе всех участников лечебно-педагогических, коррекционных и развивающих мероприятий возможна эффективная коррекция возникших речевых нарушений при обязательном построении индивидуально-дифференцированных программ с учетом структуры патологии, клинического диагноза, индивидуально-типологических особенностей личности ребенка, учета особенностей вторичных отклонений в развитии, обязательного изучения микрофакторов окружающей среды и проведения коррекционно-профилактического воздействия на условия этой среды.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...