Характер взаимоотношений между родителями
| |||||
| Взаимопонимание | 86%-51 с | |||
| Доминирование отца | 7%-4с | |||
| Доминирование матери | 5%-3с | |||
| Конфликты, ссоры, драки | 11%-7с | |||
| Напряженное отношение с частыми расхождениями во мнениях | 3%-2с | |||
| Пренебрежение | 0 | |||
| Неприязнь | 0 | |||
Проведение досуга членов родительской семьи | |||||
| Преимущественно дома | 50%-30с | |||
| Часто проводят оздоровительные мероприятия (бассейн, лыжи, походы, сауна и т.д.) | 20%-12с | |||
| Часто посещают культурно-зрелищные мероприятия | 87%-52с | |||
| Асоциальные контакты | 0 | |||
Особенности воспитания в семье | |||||
7.1 | Воспитание матерью | ||||
| Гибкое | 87%-52с | |||
| Гипоопека | 3%-2с | |||
| Гиперопека | 5%-3с | |||
| Потворствующая гиперопека | 5%-3с | |||
| Эмоционально-отвергающее поведение | 0 | |||
| Жестокое отношение | 0 | |||
7.2 | Воспитание отцом | ||||
| Гибкое | 75%-45с | |||
| Гипоопека | 3%-2с | |||
| Гиперопека | 5%-3с | |||
| Эмоционально-отвергающее поведение | 5%-3с | |||
| Жестокое отношение | 0 | |||
Отношение ребенка к членам семьи | |||||
8.1 | Отношение к матери | ||||
| Ровная привязанность | 51%-54с | |||
| Безразличие | 0 | |||
| Отвержение | 0 | |||
| Выраженный негативизм | 0 | |||
| Предпочтение | 8%-5с | |||
| Страх | 0 | |||
| Пассивная подчиняемость | 1.%-1с | |||
8.2 | Отношение к отцу | ||||
| Ровная привязанность | 85%-51с | |||
| Безразличие | 5%-3с | |||
| Отвержение | 0 | |||
| Выраженный негативизм | 0 | |||
| Предпочтение | 5%-3с | |||
| Страх | 0 | |||
| Пассивная подчиняемость | 5%-3с | |||
Образование родителей | |||||
9.1 | Мать | ||||
| Высшее | 78%-47с | |||
| Среднее специальное | 11%-7с | |||
| Среднее | 11%-7с | |||
| Студентка | 0 | |||
9.2 | Отец | ||||
| Высшее | 50%-30с | |||
| Среднее специальное | 28%-17с | |||
| Среднее | 22%-13с | |||
| Студент | 0 | |||
9.3 | Родители педагоги, психологи, врачи | 33%-20с | |||
Количество детей в семье. Наличие братьев и сестер | |||||
10.1 | Многодетная семья (сколько детей) | 5%-3с | |||
10.2 | Один ребенок в семье | 45%-27с | |||
10.3 | Имеют одного брата/сестру | 28%-17с | |||
10.4 | Имеют двух старших братьев/сестер | 22%-13с | |||
10.5 | Имеет одного младшего брата/сестру | 11%-7с | |||
10.6 | Имеет двух младших братьев/сестер | 13%-9с | |||
Национальность | |||||
11.1 | Русские | 74.%-41с | |||
11.2 | Татары | 11.%-7с | |||
11.3 | Башкиры | 3.0%-2с | |||
11.4 | Украинцы | 5.0% -3 с | |||
11.5 | Белорусы | 1.0% | |||
11.6 | Марийцы | 1.0% | |||
11.7 | Чуваши | 1.0% | |||
11.8 | Мордвины | 1.0% | |||
11.9 | Узбеки | 1.0% | |||
11.10 | Ингуши | 1.0% | |||
11.11 | Лезгины | 1.0% | |||
Наследственные заболевания | |||||
12.1 | Мать | 20%-7с | |||
12.2 | Отец | 11%-4 с | |||
Речевая среда | |||||
| Общение в семье на одном (русском)языке | 92%-55с | |||
| Общение в семье на двух (русский и родной) языках | 8%-5с | |||
| Общение в семье на трех и более языках | 0 | |||
Протекание беременности и родов | |||||
14.1 | Протекание беременности | ||||
| Без осложнений | 22%-13с | |||
| С осложнениями | 78%-47с | |||
14.2 | Течение родов | ||||
| Ребенок доношенный | 78%--47с | |||
| Ребенок недоношенный | 9%-5с | |||
| Операция кесарево сечение | 13%-8с | |||
| Роды через естественные родовые пути | 87%-52с | |||
| Родовая травма | 100%-60с | |||
| Асфиксия | 92%-55с | |||
| Другое | 28%-17с | |||
Заболевания первого года жизни | |||||
| Частые простудные | 92%-55с | |||
| Инфекционные | 87%-52с | |||
| операции | 11%-7с | |||
Последующие заболевания | |||||
Частые простудные | 92%-55с | ||||
Инфекционные | 87%-52с | ||||
Аллергические | 78%-47с | ||||
Другие | 45%-27с | ||||
Речевое развитие ребенка | |||||
17.1 | Звукопроизношение | ||||
Нарушено (1-2 группы звуков) | 40%-24с | ||||
Нарушено (3 и более группы звуков) | 40%-24с | ||||
Не нарушено | 20%-12с | ||||
17.2 | Фонематический слух | ||||
Нарушен | 80%-48с | ||||
Не нарушен | 20%-12с | ||||
17.3 | Лексико-грамматический стой речи
| ||||
Нарушен | 80%-48с | ||||
Не нарушен | 20%-12с | ||||
Всего детей 64 ребенка (2 семьи- двойняшки) | |||||
15.1 | Всего девочек | 44%- 28 | |||
15.2 | Всего мальчиков | 56%- 36 | |||
Условные обозначения: желтым цветом обозначены неблагоприятные факторы
Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы, 60 семей – всего в этих семьях 64 ребенка (в двух семьях двойняшки), из них девочки составляют 44%, мальчики –56%:
1. Возраст родителей к моменту рождения ребенка соответствует среднему продуктивному возрасту (согласно определению возраста деторождения ВОЗ). Лишь в 2 семьях – 3 % - возраст родителей от 16-18 лет. (см. график 1)
2. 55% или 33 семьи носят статус полной семьи, т.е. в семьей имеется оба родителя; отмечается негативный микрофактор социального статуса семьи – неполная семья (8%-5 семей), деструктивная (1%-1 семья), распадающаяся (10%-6 семей). (см. график 2)
3. жилищные условия удовлетворительные (29 семей – 47%), что касается остальных семей, то 31 семья - 53% имеют относительно неудовлетворительные условия, соответственно ребенок не имеет достаточной личной площади (комнаты) или проживает с каким-либо членом семьи в одной комнате.
4. отмечается положительная тенденция в материальном обеспеченности семей (в частности, среднемесячный доход), лишь 4 семьи – 7% респондентов испытывают частые материальные затруднения.
5. характер между родителями, в целом, благополучный, лишь 3 семьях доминирует мать, и в 4 семьях – отец; имеются результаты, которые подтверждают факт конфликтов, ссор и драк между родителями в 7 семьях и напряженное отношение с частыми расхождениями во мнениях в 2 семьях – неблагоприятных микрофактор.
6. воспитание в семьях гибкое, за исключением 3 семей – гипо- и гиперопека.
7. отношение ребенка к членам семьи ровное, лишь в 3 семьях предпочтение либо матери, либо отца.
8. образование родителей – достаточное, в основном, высшее образование
9. речевая среда не отягощена; отмечается билингвизм в 5 семьях
10. речевой и наследственный анамнез отягощен в 7 семьях по линии матери, в 4-х по линии отца.
11. протекание беременности и родов: с осложнениями 78%, операция кесарево сечение 13%, недоношенные дети- 9%, наличие родовых травм различной степени тяжести – 100%, асфиксия плода во время родов – у 92%- отягощающие микрофакторы.
|
|
12. заболевания первого года жизни и последующих годов - частые простудные и инфекционные заболевания у 100% детей, аллергические заболевания- у 78%, перенесли операции на внутренних органах – 11% - отягощающие условия развития.
13. речевое развитие: у 80% детей – нарушено звукопроизношение (как 1-2, так и 3-4 группы звуков), отмечаются нарушения фонематического слуха и нарушения лексико-грамматической стороны речи. (см. график 3)
График 1
График 2
График 3
Выводы по главе 2
Анализ результатов экспериментального исследования по обозначенной проблеме подтвердил теоретические изыскания в области проблематики настоящей дипломной работы и отметил однозначное и явно выраженное влияние микрофакторов на речевую патологию детей (нарушено звукопроизношение, лексико-грамматическое и фонетико-фонематическое оформление речи). Так, жилищные и социальные (неполные семьи, деструктивные и распадающиеся) условия семей, характер взаимоотношений в между родителями (драки, ссоры, конфликты, частые расхождения во мнениях), билингвизм (татарский, башкирский), наследственный анамнез, особенности протекания беременности (с осложнениями: инфекционные заболевания, вредные условия труда, поздний гестоз, гипертония) и родов (недоношенность, операция кесарево сечение, асфикция), заболевания первого года жизни и последующие заболевания (частые простудные, инфекционные, аллергические заболевания и др. - всё вышеперечисленное – это условиями, неблагоприятно действующие на растущий организм ребенка и соответственно, на его речевое развитие, в частности.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что микрофакторы окружающей среды оказывают значительное (в некоторых случаях, определяющее) влияние на возникновение и развитие речевой патологии у детей 5-7 лет; и только благодаря ранней и своевременной, систематической, целенаправленной работе всех участников лечебно-педагогических, коррекционных и развивающих мероприятий возможна эффективная коррекция возникших речевых нарушений при обязательном построении индивидуально-дифференцированных программ с учетом структуры патологии, клинического диагноза, индивидуально-типологических особенностей личности ребенка, учета особенностей вторичных отклонений в развитии, обязательного изучения микрофакторов окружающей среды и проведения коррекционно-профилактического воздействия на условия этой среды.
|
|
|
|