Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Регулировать пространственные параметры движений.




В комплексном процессе воспитания способностей, от которых зависит точность движений, лишь условно можно выделить отдельные стороны. В то же время важно учитывать, что пути, ведущие преимущественно к достиже­нию пространственной, или временной, или динамической точности движений, не одни и те же. Рассматривая те из них, кото­рые направлены преимущественно на повышение степени простран­ственной точности движений, надо иметь в виду, что они изби­раются прежде всего исходя из необходимости обеспечить система­тическое развивающее воздействие на восприятие и анализ прост­ранственных условий действия («чувство пространства»), а одно­временно с этим и на управление пространственными парамет­рами движений.

Особенности проявления «чувства пространства» в двигательной деятельности определяются тем, что восприятие пространства и оценка пространственных параметров движений при этом тесней­шим образом связаны с активным включением «мышечного чув­ства», органически слиты с мышечно-двигательными ощущениями (в результате чего возникают такие комплексные восприятия и представления, как «чувство барьера», «чувство планки» и т. д.) и подчинены реализации конкретной двигательной задачи, предпо­лагающей перемещение в пространстве. Отсюда понятно, что совер­шенствование «чувства пространства» в процессе физического вос­питания осуществляется в единстве с совершенствованием спо­собности соблюдать заданные пространственные параметры дви­жений.

Уточнение пространственных восприятий и достижение пространственной точности движений обеспечиваются в результате раци­онально построенного обучения двигательным действиям и воспита­ния основных двигательных способностей. Ведущую роль при этом в совершенствовании «чувства пространства» и повышении сте­пени пространственной точности движений играет четкая постанов-ка и реализация системы заданий с последовательно возраста­ющими требованиями к точности дифференцировок (различений) при оценке пространственных условий действий и к точности управ­ления движениями в пределах заданных пространственных пара­метров. Конкретное содержание таких заданий и их методическое оформление зависят от особенностей двигательных действий, явля­ющихся предметом обучения или средством воспитания двига­тельных способностей, а также от особенностей этапов обучения, воспитания. Применительно к этому используют ряд методических

Пути достижения временной и динамической точности движений рассматри­ваются в следующей главе учебника в связи с проблематикой воспитания ско­ростных и силовых способностей.

Подходов и приемов, направленных на то, чтобы в каждом слу­чае так или иначе способствовать достижению необходимой точ­ности движений.

Хотя взаимосвязь пространственной, временной и динамической точности движений в различных двигательных действиях имеет свои особенности, реально каждая из этих сторон точности может прояв­ляться лишь в единстве с другими ее сторонами. Иначе говоря, чтобы выполнить действие в точном соответствии с заданными пространственными параметрами, надо, чтобы движения были в той или иной мере точными и по времени, и по величине прилага­емых усилий; то же самое относится к другим сторонам точ­ности. Поэтому, используя методические подходы, направленные преимущественно на достижение пространственной точности движе­ний, необходимо одновременно реализовать установку на точное соответствие друг другу всех параметров действия в целом. Этим правилом особенно важно руководствоваться при выполнении упражнений, требующих высокой финальной точности действия (бросков баскетбольного мяча в корзину, уколов в фехтовании и т. п.), а тем более финальной точности в сочетании с высокой скоростью и мощностью движений, как при метаниях спортивных снарядов на дальность, ударах в боксе и в футболе и т. д. Даже временное пренебрежение в таких действиях точностью движения ради скорости или мощности усилий, как и выполнение их с заниженными скоростно-силовыми параметрами ради пространст­венной точности, отрицательно сказывается на их общей результа­тивности (обзор экспериментальных данных — лит. 2).

Вместе с тем если соблюдаются общие правила техничного вы­полнения двигательных действий, на отдельных этапах их совер­шенствования бывает целесообразно сосредоточить внимание на от­дельных сторонах точности движений, в частности на простран­ственной точности. Наиболее широко это практикуется в методике упражнений, регламентируемых эталонными, строго стандартизиро­ванными требованиями к пространственной точности движений (в спортивной гимнастике, многих акробатических упражнениях, художественной гимнастике, прыжках в воду, фигурном катании на коньках и т. д.).

Отдельные методические подходы и приемы. Ряд методических подходов, направленных на достижение необходимой точности дви­жений при совершенствовании двигательных действий, включает выполнение специальных заданий по точному воспроизведению и варьированию их в строго заданных пространственных границах. В зависимости от особенностей содержания и условий выполне­ния упражнений оправданы, в частности, следующие методи­ческие подходы.

Реализация заданий на точность воспроизведения эталонных пространственных параметров движений в стандартных услови­ях. Этот подход чаще всего используется при совершенство­вании двигательных действий со стандартной кинематической структурой, относительно которых установлены строго определенные (эталонные) требования к точности пространственных пара­метров движений.

Так, при выполнении махов, поворотов, оборотов на гимнастических снарядах ставится задача возможно точно воспроизвести установленные эталонные пара­метры направления, амплитуды, формы траектории движений, положения тела в пространстве. Для первоначального облегчения реализации этой задачи исполь­зуют различные приемы моделирования заданных положений и перемещений те­ла на учебных макетах и муляжах (типа механической модели «гимнаст на снаря­де» и т. п.), вводят в обстановку действия дополнительные пространственные ориентиры (разметку на стенах зала или на щитах, мячи на подвесках, обоз­начающие граничные точки движений и т. д.)

БИЛЕТ 13

1. Системный подход в современной науке. Основные понятия и определения. Методы исследования систем: морфологический метод, метод аналогий, моделирование и прогнозирование.

2. Методология физического воспитания: принципы, регламентирующие деятельность (общая характеристика).

3. Силовые способности и задачи их воспитания. Средства воспитания силовых способносте й.

1. Системный подход в современной науке. Основные понятия и определения. Методы исследования систем: морфологический метод, метод аналогий, моделирование и прогнозирование.

Системный подход к изучению объектов исследования в современной науке является ее характерной чертой. Подход, при котором исследуемый объект рассматривается как сложное целое, обладающее свойствами сохранять устойчивость и качественную определённость в различных условиях его существования. Научная деятельность это творческая деят., направленная на получение освоение и переработку и систематизацию новых научных знаний, результаты которой х-ся след.основными признаками:

· новизной и оригинальностью,

· уникальностью

· вероятностным характером и риском

· доказательностью – убедительностью результата

Научное исследование - процесс изучения экспериментирования, концептуализации и проверки теории, связанный с получением новых знаний. Включает в себя – творческую деят.человека, предмет научного труда, средства научного труда. Этапы исследования – 1 выбор проблемы объекта и основных задач, 2 выбор методов и методики, формулирование предварительных выводов, опробирование, 3 внедрение результатов в практику и литературное оформление исследования.

Метод морфологического анализа - распределение проблематики на составные, каждая из которых имеет несколько вариантов решений, а результат есть совокупностью всех возможных вариантов решений.

Аналогия — это метод, использующий аналог (т.е. идеальный или материальный предмет, адекватно отражающий исследуемый про­цесс или предмет); вывод о наличии какого-либо признака у иссле­дуемого объекта при таком методе делается на основе сходства, существующего в других признаках. Аналогия — метод, который не имеет большой доказательной силы. Сходство, на основании которого производится доказатель­ство, может оказаться случайным – можно назвать ве­роятностным методом. Аналогию можно определить и через моделирование (хотя чаще используется противоположный подход); в таком случае анало­гией следует называть «перенос информации» от прототипа к мо­дели и обратно.

Моделирование – это метод исследования на модели, т.е. на аналогах (схемах, структурах, знаковых системах) определенных фрагментов действительности, которые называются оригиналами. Модель – это, прежде всего то, с чем сравнивают. Главное, чтобы между моделью и оригиналом было сходство в каких-то физических характеристиках, или в структуре, или в функциях.

Прогнозирование представляет собой «процесс предвидения, предсказания тенденций и перспектив дальнейшего развития тех или иных объектов и их будущего состояния на основе знания закономерностей развития их в прошлом и в настоящее время». Результатом прогнозирования является прогноз. Прогноз – это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или другой форме научно обоснованного суждения о возможных состояниях объекта. Другими словами, прогноз – это поиск реального и экономически оправданного решения.

 

2. Методология физического воспитания: принципы, регламентирующие деятельность (общая характеристика).

  • Принцип госуд.политики:
    • Непрерывности и преемственности
    • Учет интереса граждан при разработке программы развития
  • Общие воспитательно-образовательные приницпы:

o Оздоровительная направленность

o Всестороннее гармоническое развитие личности

o Связь с трудовой и военной деятельностью

  • Общеметодические принципы:

o Принцип сознательности и активности(самостоятельность и инициатива)

o Принцип наглядности (зрительная, звуковая, двигательная)

o Принцип доступности и индивидуализации (от простого к сложному, учет инд.особенностей)

  • Специфические принципы физ.воспитания:

o Непрерывности

o Постепенности и адаптивности

o Циклическое построение занятий

3. Силовые способности и задачи их воспитания. Средства воспитания силовых способностей.

 

 

БИЛЕТ 14

1. Структурно-функциональный подход и практическая деятельность в физической культуре и спорте.

2. Роль и значение физической культуры для всестороннего развития, воспитания и образования человека. Роль и значение физической культуры в подготовке к трудовой деятельности, воинской службе юношей. Значение физической культуры и спорта в укреплении здоровья, повышении творческого долголетия.

3. Основы методики воспитания собственно-силовых способностей.

1. Структурно-функциональный подход и практическая деятельность в физической культуре и спорте.

«функции физической культуры»- присущие ей свойства воздействовать на человека, удовлетворять его потребности;

«формы физической культуры» - структурно-сформировавшиеся виды и разновидности ФК (имеющие структурные отличия).

 

Специфические функции Краткая характеристика
Спец. Образовательные Формирование двиг.умений и навыков
Спец. Прикладные Подготовка к трудовой деятельности
Спец. Спортивные Оценка страны по спортивным достижениям
Спец. рекреативные Общение, отдых, удовольствие
Реабилитационные Лечение, восстановление, профилактика
Общекультурные функции
Воспитательная Воспитывает, мотивирует
Социализация Социально адаптирует, развивает духовно и физически
Соц.интеграция Объединение людей в организации, клубы
Коммуникативная Помогает общаться
Информационная Накапливает опыт, передает, способствует получению новых знаний
Нормативная Знакомит и приучает к соблюдению и знанию нормативов, правил и т.д
Эстетическая Прививает любовь к красоте движения, форм
Эврестическая Функция открытия

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...