Регулировать пространственные параметры движений.
В комплексном процессе воспитания способностей, от которых зависит точность движений, лишь условно можно выделить отдельные стороны. В то же время важно учитывать, что пути, ведущие преимущественно к достижению пространственной, или временной, или динамической точности движений, не одни и те же. Рассматривая те из них, которые направлены преимущественно на повышение степени пространственной точности движений, надо иметь в виду, что они избираются прежде всего исходя из необходимости обеспечить систематическое развивающее воздействие на восприятие и анализ пространственных условий действия («чувство пространства»), а одновременно с этим и на управление пространственными параметрами движений. Особенности проявления «чувства пространства» в двигательной деятельности определяются тем, что восприятие пространства и оценка пространственных параметров движений при этом теснейшим образом связаны с активным включением «мышечного чувства», органически слиты с мышечно-двигательными ощущениями (в результате чего возникают такие комплексные восприятия и представления, как «чувство барьера», «чувство планки» и т. д.) и подчинены реализации конкретной двигательной задачи, предполагающей перемещение в пространстве. Отсюда понятно, что совершенствование «чувства пространства» в процессе физического воспитания осуществляется в единстве с совершенствованием способности соблюдать заданные пространственные параметры движений. Уточнение пространственных восприятий и достижение пространственной точности движений обеспечиваются в результате рационально построенного обучения двигательным действиям и воспитания основных двигательных способностей. Ведущую роль при этом в совершенствовании «чувства пространства» и повышении степени пространственной точности движений играет четкая постанов-ка и реализация системы заданий с последовательно возрастающими требованиями к точности дифференцировок (различений) при оценке пространственных условий действий и к точности управления движениями в пределах заданных пространственных параметров. Конкретное содержание таких заданий и их методическое оформление зависят от особенностей двигательных действий, являющихся предметом обучения или средством воспитания двигательных способностей, а также от особенностей этапов обучения, воспитания. Применительно к этому используют ряд методических
Пути достижения временной и динамической точности движений рассматриваются в следующей главе учебника в связи с проблематикой воспитания скоростных и силовых способностей. Подходов и приемов, направленных на то, чтобы в каждом случае так или иначе способствовать достижению необходимой точности движений. Хотя взаимосвязь пространственной, временной и динамической точности движений в различных двигательных действиях имеет свои особенности, реально каждая из этих сторон точности может проявляться лишь в единстве с другими ее сторонами. Иначе говоря, чтобы выполнить действие в точном соответствии с заданными пространственными параметрами, надо, чтобы движения были в той или иной мере точными и по времени, и по величине прилагаемых усилий; то же самое относится к другим сторонам точности. Поэтому, используя методические подходы, направленные преимущественно на достижение пространственной точности движений, необходимо одновременно реализовать установку на точное соответствие друг другу всех параметров действия в целом. Этим правилом особенно важно руководствоваться при выполнении упражнений, требующих высокой финальной точности действия (бросков баскетбольного мяча в корзину, уколов в фехтовании и т. п.), а тем более финальной точности в сочетании с высокой скоростью и мощностью движений, как при метаниях спортивных снарядов на дальность, ударах в боксе и в футболе и т. д. Даже временное пренебрежение в таких действиях точностью движения ради скорости или мощности усилий, как и выполнение их с заниженными скоростно-силовыми параметрами ради пространственной точности, отрицательно сказывается на их общей результативности (обзор экспериментальных данных — лит. 2).
Вместе с тем если соблюдаются общие правила техничного выполнения двигательных действий, на отдельных этапах их совершенствования бывает целесообразно сосредоточить внимание на отдельных сторонах точности движений, в частности на пространственной точности. Наиболее широко это практикуется в методике упражнений, регламентируемых эталонными, строго стандартизированными требованиями к пространственной точности движений (в спортивной гимнастике, многих акробатических упражнениях, художественной гимнастике, прыжках в воду, фигурном катании на коньках и т. д.). Отдельные методические подходы и приемы. Ряд методических подходов, направленных на достижение необходимой точности движений при совершенствовании двигательных действий, включает выполнение специальных заданий по точному воспроизведению и варьированию их в строго заданных пространственных границах. В зависимости от особенностей содержания и условий выполнения упражнений оправданы, в частности, следующие методические подходы. Реализация заданий на точность воспроизведения эталонных пространственных параметров движений в стандартных условиях. Этот подход чаще всего используется при совершенствовании двигательных действий со стандартной кинематической структурой, относительно которых установлены строго определенные (эталонные) требования к точности пространственных параметров движений. Так, при выполнении махов, поворотов, оборотов на гимнастических снарядах ставится задача возможно точно воспроизвести установленные эталонные параметры направления, амплитуды, формы траектории движений, положения тела в пространстве. Для первоначального облегчения реализации этой задачи используют различные приемы моделирования заданных положений и перемещений тела на учебных макетах и муляжах (типа механической модели «гимнаст на снаряде» и т. п.), вводят в обстановку действия дополнительные пространственные ориентиры (разметку на стенах зала или на щитах, мячи на подвесках, обозначающие граничные точки движений и т. д.)
БИЛЕТ 13 1. Системный подход в современной науке. Основные понятия и определения. Методы исследования систем: морфологический метод, метод аналогий, моделирование и прогнозирование. 2. Методология физического воспитания: принципы, регламентирующие деятельность (общая характеристика). 3. Силовые способности и задачи их воспитания. Средства воспитания силовых способносте й. 1. Системный подход в современной науке. Основные понятия и определения. Методы исследования систем: морфологический метод, метод аналогий, моделирование и прогнозирование. Системный подход к изучению объектов исследования в современной науке является ее характерной чертой. Подход, при котором исследуемый объект рассматривается как сложное целое, обладающее свойствами сохранять устойчивость и качественную определённость в различных условиях его существования. Научная деятельность это творческая деят., направленная на получение освоение и переработку и систематизацию новых научных знаний, результаты которой х-ся след.основными признаками: · новизной и оригинальностью, · уникальностью · вероятностным характером и риском · доказательностью – убедительностью результата Научное исследование - процесс изучения экспериментирования, концептуализации и проверки теории, связанный с получением новых знаний. Включает в себя – творческую деят.человека, предмет научного труда, средства научного труда. Этапы исследования – 1 выбор проблемы объекта и основных задач, 2 выбор методов и методики, формулирование предварительных выводов, опробирование, 3 внедрение результатов в практику и литературное оформление исследования.
Метод морфологического анализа - распределение проблематики на составные, каждая из которых имеет несколько вариантов решений, а результат есть совокупностью всех возможных вариантов решений. Аналогия — это метод, использующий аналог (т.е. идеальный или материальный предмет, адекватно отражающий исследуемый процесс или предмет); вывод о наличии какого-либо признака у исследуемого объекта при таком методе делается на основе сходства, существующего в других признаках. Аналогия — метод, который не имеет большой доказательной силы. Сходство, на основании которого производится доказательство, может оказаться случайным – можно назвать вероятностным методом. Аналогию можно определить и через моделирование (хотя чаще используется противоположный подход); в таком случае аналогией следует называть «перенос информации» от прототипа к модели и обратно. Моделирование – это метод исследования на модели, т.е. на аналогах (схемах, структурах, знаковых системах) определенных фрагментов действительности, которые называются оригиналами. Модель – это, прежде всего то, с чем сравнивают. Главное, чтобы между моделью и оригиналом было сходство в каких-то физических характеристиках, или в структуре, или в функциях. Прогнозирование представляет собой «процесс предвидения, предсказания тенденций и перспектив дальнейшего развития тех или иных объектов и их будущего состояния на основе знания закономерностей развития их в прошлом и в настоящее время». Результатом прогнозирования является прогноз. Прогноз – это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или другой форме научно обоснованного суждения о возможных состояниях объекта. Другими словами, прогноз – это поиск реального и экономически оправданного решения.
2. Методология физического воспитания: принципы, регламентирующие деятельность (общая характеристика).
o Оздоровительная направленность o Всестороннее гармоническое развитие личности o Связь с трудовой и военной деятельностью
o Принцип сознательности и активности(самостоятельность и инициатива) o Принцип наглядности (зрительная, звуковая, двигательная) o Принцип доступности и индивидуализации (от простого к сложному, учет инд.особенностей)
o Непрерывности o Постепенности и адаптивности o Циклическое построение занятий 3. Силовые способности и задачи их воспитания. Средства воспитания силовых способностей.
БИЛЕТ 14 1. Структурно-функциональный подход и практическая деятельность в физической культуре и спорте. 2. Роль и значение физической культуры для всестороннего развития, воспитания и образования человека. Роль и значение физической культуры в подготовке к трудовой деятельности, воинской службе юношей. Значение физической культуры и спорта в укреплении здоровья, повышении творческого долголетия. 3. Основы методики воспитания собственно-силовых способностей. 1. Структурно-функциональный подход и практическая деятельность в физической культуре и спорте. «функции физической культуры»- присущие ей свойства воздействовать на человека, удовлетворять его потребности; «формы физической культуры» - структурно-сформировавшиеся виды и разновидности ФК (имеющие структурные отличия).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|