Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел в судах. Состав суда.




Понятие и задачи правоохранительной деятельности.

Правоохранительная деят-ть -это деят-ть гос-ва в лице его спец.уполномоченных органов по защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и защищаемых интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, в борьбе с преступностью и др.правонарушениями, оказанию гражданам в случае необходимости квалифицированной юридической помощи и обеспечению доступа к правосудию.

Цель – охрана гос. конституцион. Строя, целостности, суверенитета.

Задачи:

- осуществление охраны жизни и здоровья личности

- защита чести и достоинства каждого гражданина

- обеспечение личной свободы и неприкосновенности

- обеспечение права на благоприятную окружающую среду

- обеспечение права частной собственности

- обеспечение общественной безопасности

- защита материальных и духовых ценностей общества

- охрана конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и гос безопасности

Понятие судебной власти.

Судебная власть - одна из трех ветвей власти, призванная охранять права и свободы человека и гражданина, решать споры между субъектами правоотношений.

Судебной власти посвящена глава 7 Конституции РФ. (ссылка)

Признаки судебной власти.

Признаки судебной власти - характерные черты судебной власти, качественно отличающие ее от других ветвей власти.

Признаками судебной власти являются:

- Осуществление судебной власти только уполномоченными на то органами - судами.

- Самостоятельное, особое положение судебной власти в государственной системе.

- Осуществление властных полномочий в форме правосудия.

- Осуществление власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

- Особый статус выразителей судебной власти - судей.

3.Понятие правосудия
Правосудие – это правоохранительная деятельность судов по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и иных дел с применением мер государственного принуждения и соблюдением установленного законом порядка и процедуры.

Цель правосудия: обеспечить справедливое, законное, обоснованное разбирательство по всем делам, отнесенным к компетенции судов.

Основные задачи правосудия.
Основные задачи правосудия: своевременное, полное, всестороннее, объективное рассмотрение всех дел; реализация прав граждан и организация на судебную защиту нарушенного права; укрепление законности и правопорядка; формирование уважительного отношения к праву со стороны субъектов судопроизводства; предупреждение правонарушений путем правильного применения материальных и процессуальных норм права.

К признакам, характеризующим порядок осуществления судебной власти, можно отнести наличие специальных государственных органов, ее осуществляющих, и присущих только им возможностей по ее осуществлению. Исключительность и самостоятельность судебной власти находит свое отражение в том, что только суды, входящие в судебную систему РК, вправе осуществлять эту власть. Суды реализуют принадлежащую им власть от имени РК, независимо от чьей-либо воли. Судебная власть РК распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции РК, законов и международных договоров РК. Судебные решения носят общеобязательный характер. Применительно к уголовному судопроизводству это означает, что вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления суда, обязательны для исполнения всеми на территории РК. Что касается решений по гражданским делам, общеобязательность возникает с волеизъявлением заинтересованного лица, в пользу которого вынесено данное решение. В отличие от этого, решения третейских судов и подобных им организаций такой властью не обладают. Никакой другой орган власти или организация не вправе осуществлять полномочия, отнесенные Конституцией и законами к компетенции суда. По этой же причине закон не допускает возможности учреждения специальных и чрезвычайных судов.

Осуществление правосудия только судом.

Правосудие по уголовным, гражданским, административным делам в соответствии с Конституцией может осуществлять только суд(ст.118). Применительно к правосудию по уголовным делам Конституция устанавливает, что лицо может быть признано виновным лишь приговором суда(ст.49).

Судебная власть в РФ, как указано в Законе о судебной системе, осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы не вправе принимать на себя осуществление правосудия (ч.1 ст.1).

Суду предоставляется исключительные полномочия по осуществлению правосудия, поскольку ни один другой государственный орган не обладает такими возможностями, как суд, для принятия решения на основе непосредственного всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела в условиях гласного и устного судебного разбирательства при обеспечении состязательности и равноправия сторон.

Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел в судах. Состав суда.

По Статье 113. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично судьями.

Уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством предусмотрены случаи рассмотрения дел в судах как коллегиально, так и единолично судьями. Коллегиальное рассмотрение уголовных дел направлено на исключение возможных судебных ошибок по в высшей степени сложным делам.

В соответствие со ст. 10 УПК уголовные дела в суде первой инстанции рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично судьями. При единоличном рассмотрении дел судья деи̌ствует от имени суда, в который он назначен (избран) судьей.

Судья единолично рассматривает дела во всœех судах по первой инстанции о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет, а также на срок от пяти до десяти лет, в случае если обвиняемый признает себя виновным и согласен на единоличное рассмотрение дела судьей.

Коллегиальное рассмотрение дел во всœех судах осуществляется по первой инстанции в составе судьи и двух народных заседателœей о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более десяти лет или смертная казнь.

Рассмотрение дел в кассационном порядке и порядке надзора осуществляется в составе не менее трех судеи̌.

По делу, требующему продолжительного времени для ᴇᴦο разбирательства, должна быть вызван запасный народный заседатель. Запасный народный заседатель присутствует в зале судебного заседания с начала разбирательства данного дела и в случае выбытия народного заседателя заменяет его.

В случае если запасный народный заседатель, вступивший на место выбывшего, не требует возобновления судебных деи̌ствий, разбирательство дела продолжается (ст. 26 УПК).

Судья не может участвовать в рассмотрении дела˸

1) если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, свидетелœем, а также если он участвовал в данном делœе в качестве эксперта͵ специалиста͵ переводчика, лица, производившего дознание, следователя, прокурора, общественного обвинителя, защитника, общественного защитника, законного представителя обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика;

2) если он является родственником потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителœей, родственником обвиняемого или ᴇᴦο законного представителя, родственником прокурора, общественного обвинителя, защитника, общественного защитника, следователя или лица, производившего дознание;

6.Независимость судей и подчинение их только закону.

о важнейший принцип осуществления судебной власти, определяющий ее статус в правовом государстве. независимость судей, подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону являются необходимым условием беспристрастного и объективного разрешения судами гражданских, административных и иных дел.
независимость судей гарантируется мерами их правовой защиты, материального и социального обеспечения. К этим мерам относятся: а) предусмотренная законом процедура осуществления правосудия; б) запрет, под угрозой наказания, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; в) установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; г) право судьи на отставку; д) неприкосновенность судьи. Судья при исполнении своих полномочий, во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Он не вправе быть депутатом, третейским судьей, принадлежать к политическим партиям и движениям. Судье запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельностью.
независимость судей обеспечивается также деятельностью органов судейского сообщества, основными задачами которых являются защита прав и законных интересов судей, участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности и др. Финансирование судов из федерального бюджета призвано обеспечить их самостоятельность и независимость от региональных, местных и иных органов публичной власти в решении вопросов материально-технического и иного обеспечения своей деятельности.
независимость судей от чьей бы то ни было воли, их самостоятельность в осуществлении правосудия основываются на подчинении судей только Конституции РФ и федеральному закону, которые имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
несменяемость судей - одна из гарантий их независимости. Несменяемость судей проявляется, прежде всего, в том, что полномочия судьи в РФ не ограничены определенным сроком, за исключением следующих случаев, предусмотренных федеральными законодательными актами.

Во-первых, судья федерального суда, кроме судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, в первый раз назначается на должность сроком на три года. По истечении этого срока он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста. Во-вторых, судьи Конституционного Суда РФ назначаются на 15 лет, их назначение на второй срок не допускается. В-третьих, срок полномочий судей конституционных (уставных) судов субъектов Федерации устанавливается самими субъектами. В-четвертых, мировые судьи назначаются на срок, установленный законами субъектов РФ, но не более чем на пять лет; продолжительность их повторного и последующих сроков не может быть менее пяти лет.
Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ - 70 лет, остальных судей - 65 лет (эти ограничения начнут действовать с 2005 года).

Таким образом, в отношении судей одних судов несменяемость трактуется как бессрочность, а в отношении судей других судов как несменяемость в пределах срока; но и для первой, и для второй категории - в пределах максимально допустимого возраста.

Еще один важный элемент несменяемости судей заключается в том, что их полномочия могут быть прекращены или приостановлены только по основаниям, предусмотренным в законе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...