Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Областной (краевой) суд. Верховный суд республики в составе России.




Организация и устройство областных и соответствующих им судов предусмотрены гл. 3 Закона о судоустройстве. Названные суды осуществляют все три судебные функции, имеют равные компетенции и положение в судебной системе. В компетенцию областных и соответствующих им судов входят:

1) рассмотрение в пределах своих полномочий дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) осуществление надзора за судебной деятельностью районных (городских) судов, изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики;

3) реализация других полномочий предоставленных законодательством.

В качестве суда первой инстанции областной суд рассматривает уголовные дела о преступлениях, представляющих повышенную опасность, которые законодательством отнесены к его компетенции: дела об особо опасных и иных государственных преступлениях (измена Родине, террористические акты, вредительства, разглашение государственной тайны, бандитизм, массовые беспорядки, нарушение правил международных полетов, изготовление и сбыт поддельных денег или ценных бумаг и т.д.); дела об убийствах и изнасилованиях при отягчающих обстоятельствах, преступления против правосудия и др. По некоторым из этих дел предусмотрена мера наказания - смертная казнь. Перечень гражданских дел, подсудных непосредственно областному суду незначителен. Это гражданские дела, связанные с государственной тайной; о признании забастовок незаконными; по спорам, возникающим в результате отказа гражданам в выдаче разрешения на выезд за границу, и некоторые другие.

Областной суд вправе с согласия сторон изъять из районных (городских) судов области любое гражданское дело и рассмотреть его в качестве суда первой инстанции коллегиально (судья и два народных заседателя) или единолично. Некоторые областные краевые суды могут с согласия подсудимого рассматривать подсудные им по 1-ой инстанции уголовные дела с участием судьи и 12 присяжных заседателей.

Как суд 2-ой инстанции, областной суд рассматривает дела по кассационным и частным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления районных (городских) судов по уголовным и гражданским делам. В кассационном порядке дела рассматриваются коллегиально в составе 3-х профессиональных судей с вынесением определения, которое вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано только в порядке надзора в президиум областного, краевого суда. Кассационным определением решение (приговор) Народного суда может быть оставлено без изменения, отменено или изменено.

В порядке судебного надзора суд рассматривает дела по протестам, указанным в законе должностных лиц на вступившие в законную силу приговоры, решения, определения, постановления судов первой инстанции, а также на кассационные определения судебных коллегий областных судов по этим делам. Дела по протестам в порядке надзора рассматриваются президиумом областного суда, который образуется в составе председателя, заместителя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом РФ.

Состав президиума областного суда утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей области. Протест в порядке надзора в президиум областного суда в праве принести: председатель этого суда, прокурор области, председатель Верховного Суда РФ, его заместители; Генеральный прокурор РФ и его заместители. Заседания президиума проводятся не реже 2-х раз в месяц, а в крупных областных судах - еженедельно по определенным дням. В заседаниях участвует прокурор области либо лицо его замещающее. Президиум путем открытого голосования большинством голосов принимает постановление, которое отменяет, изменяет или оставляет без изменения опротестованные судебные решения; его подписывает председатель суда. Постановления Президиума вступают в силу немедленно и могут быть опротестованы в порядке надзора Председателем Верховного Суда, Генеральным прокурором РФ, его заместителями.

Наряду с чисто судебными функциями, Президиум областного суда выполняет и другие полномочия организационного характера, закрепленные законом: утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебных коллегий по гражданским и уголовным делам; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики; заслушивает отчеты председателей судебных коллегий об их деятельности; рассматривает вопросы работы аппарата суда; оказывает помощь районным (городским) судам в правильном применении законодательства и т.д.

Порядок наделения полномочиями судей областных судов закреплен в ст. 128 Конституции РФ. Судьи краевых, областных судов назначаются Президентом России с учетом мнения законодательного органа соответствующего субъекта Федерации. Судьей областного суда может быть гражданин РФ в возрасте 30 лет, стаж юридической работы - 5 лет и т.д. В состав областного суда входят все судьи и народные заседатели данного суда. В его структуру входят: Президиум суда, судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам. Права и обязанности председателя областного суда можно разделить на судебные и организационные. Выполняя судебную функцию, он может председательствовать в судебных коллегиях по любому делу по 1 и 2 инстанций и приносить протесты на решения, приговоры, определения, постановления по судебным делам. Председатель созывает президиум и председательствует на его заседаниях, он вправе приостановить исполнение решений и определений по гражданским делам.

Осуществляя организационное руководство судом, председатель областного суда распределяет обязанности между своими заместителями; руководит организацией работы судебных коллегий, аппаратом суда; организует работу по повышению квалификации судей и работников суда, по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносит представления в судебные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих совершению правонарушений; ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений, жалоб и т.д.

Заместители председателя суда, как правило, являются и председателями судебных коллегий. Они могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий и назначать для этого других судей; кроме того, осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и аппарата суда, образует составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий, представляют Президиуму суда отчеты об их деятельности, истребуют при необходимости из районных (городских) судов дела для их проверки в порядке надзора или обобщения судебной практики, ведут личный прием граждан, осуществляют другие полномочия, предоставленные им законом. При отсутствии председателя областного суда заместители осуществляют по его поручению его права и обязанности.

Верховные суды в составе Российской Федерации по своему положению в судебной системе, порядку формирования, составу, компетенции и структуре ничем не отличаются от краевых областных судов. Соответственно председатели и заместители председателей этих судов имеют те же права и обязанности, что и аналогичные должностные лица областных судов

Верховный суд России.

Верховный Суд РФ (ВС РФ) – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральными законами процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Принципиальное значение конституционной нормы заключается в том, что ВС РФ как высшее звено системы судов общей юрисдикции осуществляет судебную власть на всей территории страны, вправе осуществлять правосудие и судебный надзор по всем делам, подсудным районным судам, судам областного звена, военным судам и мировым судьям. Решения, принимаемые ВС рФ по делам его компетенции, являются окончательными.

Упразднение ВС РФ возможно только путем внесения поправок в Основной Закон страны.

Особое положение ВС РФ подчеркивается и порядком формирования его состава. Согласно ст. 128 Конституции РФ и ст. 13 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» Председатель ВС РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей ВС РФ. Заместители Председателя, члены Президиума, председатели коллегий и другие судьи ВС РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя ВС РФ и положительном заключении квалификационной коллегии судей этого суда.

Конституция РФ, определив место и роль ВС РФ, устанавливает следующие его основные функции:

1. Осуществление правосудия. По первой инстанции ВС рассматривает уголовные дела, отнесенные к его подсудности в соответствии с федеральными законами, а также дела особой сложности или особого общественного значения.

Перечень гражданских дел, рассматриваемых ВС РФ в качестве суда первой инстанции, определен ст. 116 ГПК.

2. Судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды. Реализация этой функции является важным средством обеспечения независимости судов общей юрисдикции, законности и обоснованности принимаемых ими решений.

3. Очень важной функцией ВС является реализация предоставленного ему Конституцией права инициативы, т. е. внесения проекта закона или поправок к законопроекту в законодательный орган с целью его обсуждения и принятия решения.

Кроме того, ст. 125 Конституции ВС РФ предоставлено право обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии конституционным предписаниям федеральных законов и иных нормативных актов, что свидетельствует о реальной возможности ВС влиять на содержание практически всех отраслей действующего законодательства.

При возбуждении Государственной Думой процесса об отрешении Президента РФ от должности ВС РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.

Верховный Суд РФ имеет следующие основные подразделения: Пленум Верховного Суда, Президиум Верховного Суда, Кассационную коллегию, Судебную коллегию по уголовным делам, Судебную коллегию по гражданским делам, Военную коллегию с соответствующими судебными составами. Работа Верховного Суда обеспечивается аппаратом суда, при Верховном Суде состоит Судебный департамент.

ВС РФ создан в силу предписания Конституции РФ и может быть упразднен только путем внесения поправок в нее (ст. 17 Закона о судебной системе). ВС РФ образуется высшими органами государственной власти: Президентом РФ и Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Согласно Конституции формирование судейского состава осуществляется на основе взаимодействия трех ветвей государственной власти. Судьи ВС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. В состав назначаемых судей входят Председатель суда, его заместитель, члены суда.

Структура ВС РФ

1. Большая часть судебной деятельности осуществляется Судебной коллегией по гражданским делам и Судебной коллегией по уголовным делам. Работой этих коллегий руководят их председатели, которые являются заместителями Председателя ВС РФ.

По первой инстанции гражданские и уголовные дела рассматриваются судьями ВС единолично или коллегиально в составе трех судей ВС. Приговоры и решения могут быть обжалованы и опротестованы в Кассационную коллегию ВС РФ.

По второй инстанции (кассационной) ВС рассматривает дела по кассационным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры и решения, судебные акты областных и приравненных к ним судов. Они действуют в составе трех судей.

Судебные коллегии также уполномочены проверять и вступившие в силу приговоры и иные решения, вынесенные нижестоящими судами общей юрисдикции.

2. Кассационная коллегия ВС РФ состоит из председателя и 12 членов из числа судей ВС РФ, рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на судебные акты, не вступившие в силу, вынесенные одной из трех указанных выше коллегий в качестве суда первой инстанции. В пределах своих полномочий она рассматривает дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

3. Судебная коллегия ВС из 18 судей коллегиально принимает решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции Законом о статусе судей: вынесения заключения по запросам Генерального прокурора РФ о законности возбуждения уголовного дела в отношении судей федеральных судов среднего и высшего уровней, привлечения их в качестве обвиняемых или привлечения к административной ответственности, допустимости производства оперативно-розыскных действий или действий, ограничивающих их права и свободы либо нарушающих судейскую неприкосновенность и др.

4. Президиум ВС РФ – коллегиальный орган в составе 13 судей, в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата ВС, меры по оказанию помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства.

5. Пленум ВС, включающий в свой состав всех судей ВС, не рассматривает конкретных дел как судебная инстанция. Его главная функция – рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и статистики, дача разъяснений по вопросам применения законодательства.

Военные суды. Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации».

Судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляют военные суды.

Военные суды относятся к третьему звену судебной системы, хотя и сами подразделяются на три уровня, которые в совокупности и взаимосвязи образуют систему военных судов. Первый составляют гарнизонные военные суды. Ко второму относятся окружные (флотские) военные суды и к третьему - Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Гарнизонные военные суды действует на территории, где дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Они образуются в составе председателя, его заместителей и других судей.

Окружные (флотские) военные суды действуют на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, где дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Они состоят из председателя, его заместителей, а также других судей. Возможна должность первого заместителя председателя. Здесь всегда есть президиум окружного (флотского) военного суда; могут быть образованы судебные коллегии и(или) судебные составы.

Военная коллегия Верховного Суда РФ является частью Верховного Суда РФ со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями, связанными с ее полномочиями и порядком назначения судей.

Количество военных судов и численность судей устанавливаются Верховным Судом РФ. Все военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (территориальный принцип). Когда воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Создаются и упраздняются военные суды федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность их судей устанавливаются Верховным Судом РФ.

Общие и специальные задачи военных судов

Общими задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

· нарушенных и(или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

· нарушенных и(или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

· нарушенных и(или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.


Перспектива развития в России специализированных судов (административных судов, судов для несовершеннолетних, пенитенциарных судов).
Разрабатывается проект закона о специализированных судах. Специализированные федеральные суды - новое звено в судебной системе РФ, ранее неизвестное в стране. Следует отметить, что специализированные суды - это не чрезвычайные суды, и их создание не предусмотрено какими-либо чрезвычайными обстоятельствами.

Перспективным представляется развитие нового направления изучения судебной системы - судебного менеджмента. Судебная система РФ является предметом научных интересов представителей науки конституционного, административного права, теории права, уголовного процесса, судоустройства, прокурорского надзора, истории государства и права, социологии права. Наиболее существенным из этих нововведений представляется включение в судебную систему Российской Федерации мировых судей. Возрождение в России на новой основе института мировых судей, находящихся в непосредственной близости от населения, позволит усилить гарантии доступности правосудия, защиты прав и свобод граждан, освободить районные суды от рассмотрения многих менее значительных уголовных и гражданских дел. Будет также способствовать дифференциации процессуальной формы в зависимости от характера и сложности рассматриваемых дел, повышению оперативности судопроизводства. ФКЗ «О судебной системе» учел многолетние традиции российского судопроизводства, не оставил без внимания опыт развития национальных судебных систем развитых государств и вобрал в себя те немаловажные рекомендации, которые в последнее время разработаны на международном уровне. Создание административных судов призвано обеспечить защиту прав граждан в случае возникновения спора с органами государственной власти и гарантию подчеркнуто равных процессуальных возможности для сторон. Создание административных судов в России могло бы одновременно решить сразу целый ряд актуальных проблем российской системы правосудия, начиная со значительной разгрузки судов общей юрисдикции, заканчивая действительным повышением уровня доверия граждан к органам судебной власти.

Два основных направления. 1- в настоящее время надо стремиться к правовой унификации, а значит, нецелесообразно допускать создание каких-либо специализированных судов. 2- специализированные суды - это универсальное средство повышения качества рассмотрения дел, повышения судейской квалификации и, как следствие, более полное обеспечение защиты прав и свобод граждан.

Ювенальным (детским) называется суд, который в пределах своей компетенции рассматривает уголовные, гражданские и административные дела, по которым одной из сторон является несовершеннолетний. К основным задачам ювенальных судов относятся защита детей и их реабилитация.

В ювенальном суде рассматриваются вопросы:

· детской безнадзорности;

· статусных правонарушений;

· уголовных преступлений.

В 2001 году в Ростовской области запущен пилотный проект «Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних», направленный на создание ювенальных судов.

В 2003 году в Ростовском областном суде образован специальный судебный состав по делам несовершеннолетних в судебной коллегии по уголовным делам, рассматривающий дела несовершеннолетних в кассационном порядке.

В марте 2004 года в Таганроге открыт первый в России ювенальный суд. По существу замысел ограничился выделением специальных судей для несовершеннолетних, находящихся в отдельном здании. Особенностями работы суда явилось активное привлечение к участию в судебных заседаниях детей.

Арбитражные суды. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах».

Арбитражный суд - орган судебной власти, занимающийся рассмотрением споров, связанных с профессиональным участием в гражданском обороте, в частности, связанных с предпринимательской деятельностью, и некоторых других категорий споров, отнесённых к его компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Арбитражные суды, действующие в Российской Федерации в настоящее время, пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитражей. 1 октября 1991 года на территории РСФСР были упразднены арбитражи и другие органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств и иных объединениях. В соответствие с законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации», арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.

Задачи

· Защита охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан.

· Единообразное и правильное применение законодательства.

· Содействие правовыми средствами соблюдению законодательства и укреплению законности в экономических отношениях.

Функции

· разрешение споров, возникающих в процессе реализации предпринимательской и иной экономической деятельности;

· ведение статистического учета и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности;

· предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества;

· установление и реализация международных связей и контактов в установленном законом порядке.

Подведомственность и подсудность арбитражных судов в России

Арбитражным судам подведомственны:

· дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;

· дела по спорам, вытекающим из административных и иных личных отношений:

· об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральный закон устанавливает возможность рассмотрения таких дел арбитражным судом;

· об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц, которыми затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономический деятельности;

· о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций;

иные дела:

· установление фактов, имеющих юридическое значение;

· о несостоятельности (банкротстве);

· по спорам создания, реорганизации и ликвидации юридического лица;

· по спорам об отказе в государственной регистрации;

· о спорах в акционерных обществах;

· о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации".

Закон определяет правовое положение судей в РФ, устанавливая требования, предъявляемые к судьям, порядок наделения судей полномочиями и прекращения их полномочий, организационные и дисциплинарные основы их деятельности. Определено, что судебная власть в РФ принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы, подчиняются только закону и никому не подотчетны. Закреплены гарантии независимости судьи. В частности установлено, что независимость судьи обеспечивается запретом чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия, а также предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. Закон вводится в действие с момента его опубликования, за исключением положений о сроке полномочий судей, вводящихся в действие в особом порядке.

Органы судейского сообщества.
В соответствии с положениями ст. 29 Закона о судебной системе для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются органы судейского сообщества. Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей РФ и Высшую квалификационную коллегию судей РФ.Компетенция и порядок образования органов судейского сообщества устанавливаются ФЗ ≪Об органах судейского сообщества≫ и Положением о квалификационных коллегиях судей Российской Федерации, утвержденным 15 июля 2002 г. Высшей квалификационной коллегией судей РФ. Судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему РФ. Судьи федеральных судов и судов субъектов РФ являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случаев прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку. Судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества.

Органами судейского сообщества в РФ являются:

• Всероссийский съезд судей;

• конференции судей субъектов РФ;

• Совет судей РФ;

• советы судей субъектов РФ;

• общие собрания судей судов;

• Высшая квалификационная коллегия судей РФ;

• квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

Органы судейского сообщества призваны выполнять следующие задачи:

· содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

· защита прав и законных интересов судей;

· участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

· утверждение авторитета судебной власти;

· обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Всероссийский съезд судей является высшим органом судейского сообщества. Съезд правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением тех, которые относятся к полномочиям квалификационных коллегий судей. Он также правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества. Решения съезда принимаются простым большинством голосов, если съездом не устанавливается иной порядок принятия решений. Делегаты съезда избираются по нормам представительства, установленным федеральным законодательством. Съезд созывается один раз в четыре года Советом судей РФ. Внеочередной съезд должен быть созван, если решение об этом принято конференциями судей не менее чем в половине субъектов РФ. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины избранных делегатов. Председательствует на съезде председатель Совета судей РФ.

Конференции судей субъектов РФ представляют судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также мировых судей, судей районных судов и гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов РФ. Конференции судей правомочны принимать решения по всем зопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества в субъектах РФ, за исключением тех, которые относятся к полномочиям квалификационных коллегий судей. Конференции также правомочны утверждать акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в субъектах РФ. Решения конференций судей принимаются простым большинством голосов, если конференциями не устанавливается иной порядок принятия решений. Конференции судей созываются советом судей соответствующего субъекта РФ по мере необходимости, но не реже одного раза в два года. Порядок избрания делегатов на первую после вступления в силу ФЗ ≪Об органах судейского сообщества≫ конференцию судей и нормы их представительства от соответствующих судов утверждаются советом судей соответствующего субъекта РФ, на последующие конференции судей — конференцией судей. Делегаты на конференции судей избираются с учетом необходимости представительства на них судей соответственно от верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также от мировых судей, судей районных судов и судей гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов РФ. Председательствует на конференции судей председатель.


Организационное обеспечение деятельности судов

Организационное обеспечение деятельности судов — одна из основных функций (направлений) право охранительной деятельности, от которой в немалой степени и зависит институт независимости судебной системы. В наши дни под ней принято понимать осуществление мер по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурс ному обеспечению. В состав организационного обеспечения входит осуществление следующих задач:

1) разработка и внесение в соответствующие органы государственной власти предложений по вопросам организации судов;

2) разработка и внесение предложений по вопросам увеличения или сокращения штатной численности судей;

3) подбор кандидатов в судьи и проверка их профессиональных, деловых и нравственных качеств;

4) обеспечение деятельности экзаменационных комиссий, проверяющих уровень правовых знаний у кандидатов на судейские должности;

5) дача заключений о пригодности или непригодности кандидатов в судьи;

6) организация выборов (назначения) народных заседателей, составления и обновления списков присяжных заседателей, отбора арбитражных заседателей; контроль за законностью избрания, назначения или отбора таких заседателей;

7) организация регулярного повышения квалификации судей и иных судебных работников;

8) дача заключений и представление необходимой информации по всем вопросам, рассматриваемым квалификационными коллегиями в отношении судей;

9) материально-техническое обеспечение судов и создание надлежащих условий для их деятельности;

10) содействие судам в осуществлении мер по реальному исполнению принимаемых ими решений;

11) организация и ведение судебной статистики;

12) оснащение судов правовой информацией, необходимой для осуществления правосудия и иной судебной деятельности;

13) изучение деятельности судов в масштабах отдельных регионов или в целом по стране, ее конкретных направлений, разработка и внесение предложений по ее развитию и совершенствованию;

14) разработка международных договоров о правовой помощи, содействие судам в выполнении этих договоров;

15) организация научных исследований по правовым проблемам, в том числе по проблемам организации и деятельности судов, их совершенствования;

16) изучение зарубежного опыта в данной сфере и выработка предложений по использованию его рациональных проявлений в отечественной законодательной и правоприменительной практике, в том числе судебной.

Выполнение названных и некоторых других задач, охватываемых функцией организационного обеспечения деятельности судов, в соответствии с недвусмысленными требованиями закона ни в коем случае не должно осуществляться в ущерб принципу самостоятельности судов, независимости и подчинения только закону судей и участвующих в отправлении правосудия представителей народа.

Органы обеспечения

В последние годы судебная система Российской Федерации значительно усложнилась. В ее составе появились подсистемы (ветви) судов, которых раньше не было – Конституционный Суд РФ, военные суды, арбитражные суды, начался процесс формирования судов субъектов Федерации. В значительной мере в силу этого обстоятельства и ряда других причин организационное обеспечение деятельности судов оказалось вверенным не какой-то одной системе органов, а разным - в зависимости от того, об обеспечении каких судов идет речь. Такой подход закреплен в Законе о судебной системе.

1. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов.

2. Обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

3. Обеспечение деятельности других арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации”.

Именно на основе этих статей и следует рассматривать структуру нынешнего построения организационного обеспечения деятельности судов.

Организационное обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ, как отмечено в статье 7 Закона об этом Суде, является исключительно его “внутренним делом”. Как говорится в этой статье, данный суд “независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов”. Он “самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности”.

Непосредственно организационным обеспечением деятельности Конституционного Суда РФ призваны заниматься главным образом его Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь, работники Секретариата и других вспомогательных подразделений. При этом важную роль выполняют - рабочие совещания судей. О них в параграфе 60 Регламента Конституционного Суда РФ говорится:

1. Для рассмотрения и решения организационных, финансовых, кадровых и иных вопросов внутренней деятельности Конституционного Суда, за исключением вопросов, решаемых в соответствии с Законом о Конституционном Суде в заседаниях Конституционного Суда, проводятся рабочие совещания судей.

2. Рабочие совещания созываются Председателем Конституционного Суда либо, по его поручению, заместител

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...