Понятие окружающей природной среды. Общая характеристика
Стр 1 из 42Следующая ⇒ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО: КУРС ЛЕКЦИЙ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Нижний Новгород
А.С. Галанов, А.Р. Лаврентьев, С.В. Тищенко
Экологическое право: курс лекций.
Настоящее учебное пособие подготовлено в соответствии с учебной программой по дисциплине «Экологическое право». В нем кратко изложено содержание основных тем курса, для более глубокого усвоения данной учебной дисциплины при любой форме обучения и выработке навыков практического применения полученных знаний. Используя данный курс лекций, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и упорядочить знания, приобретенные в процессе изучения данной дисциплины; сосредоточить свое внимание на наиболее значимых проблемах природопользования и охраны окружающей среды. Учебное пособие по учебной дисциплине: «Экологическое право» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (бакалавриат).
© Галанов А.С., Лаврентьев А.Р., Тищенко С.В. 2014 ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………… 5
Общая часть……………………………………………………………………….………... 7 Лекция 1. Понятие, предмет и система экологического права…...………………….. 7 1.1. Понятие окружающей природной среды. 1.2. Общая характеристика. 1.3. Понятие и предмет экологического права. 1.4. Метод нормы экологического права. 1.5. Принципы и система экологического права. Лекция 2. Источники экологического права…………………………………………... 18
2.1. Понятие и особенности источников экологического права. 2.2. Система источников экологического права. 2.3. Экологическое законодательство субъектов РФ как источники экологического права. 2.4. Нормативно-правовые акты местного самоуправления регулирующие экологические правоотношения. Лекция 3. Объекты и субъекты экологического права………………………………. 35 3.1. Понятие и функции объектов экологического права. 3.2. Вид и правовой статус объектов окружающей среды. 3.3. Субъекты экологического права. Лекция 4. Экологические правоотношения……………………………………………. 44 4.1. Экологические правоотношения, понятие и виды. 4.2. Субъекты и объекты экологических правоотношений. 4.3. Содержание экологических правоотношений. 4.4. Основания прекращения экологических правоотношений. Лекция 5. Право собственности на природные ресурсы……….…………………….. 49 5.1. Понятие и содержание прав собственности на природные ресурсы. 5.2. Формы собственности на природные ресурсы. 5.3. Понятие и содержание природопользования. Лекция 6. Правовой механизм охраны окружающей природной среды…………… 60 6.1. Понятие механизма природопользования и охраны окружающей природной среды. 6.2. Структура механизма природопользования и охраны окружающей природной среды. 6.3. Управление в сфере регулирования экологических правоотношений. Лекция 7. Правовые основы управления природопользованием и охраной окружающей среды……………………………………………………………... 66 7.1. Понятия управления природопользованием и охраной окружающей среды. 7.2. Функции и методы природопользования и охраной окружающей среды. 7.3. Полномочия и система органов государственной власти в сфере природопользования и охраной окружающей среды. Лекция 8. Организационно-правовые формы экологического контроля…………. 75 8.1. Понятие, формы, виды и система экологического контроля.
8.2. Функции организационно-правового механизма охраны окружающей среды. 8.3. Экологические права и обязанности граждан. Лекция 9. Юридическая ответственность за экологические правонарушения…... 98 9.1. Понятие, содержание и элементы экологического правонарушения. 9.2. Понятие и виды юридической ответственности. 9.3. Понятие и виды экологического вреда. 9.4. Способы возмещения.
Особенная часть………………………………………………………..…………………. 108
Лекция 10. Правовое регулирование и охрана земель….…..……………….………. 108 10.1 Понятие, цели, признаки и содержание правового режима земель. 10.2 Формы собственности на землю. 10.3 Возникновение права частной собственности на землю из сделки. Лекция 11. Правовое регулирование и охрана недр………………………………… 115 11.1 Понятие, виды и права собственности на недра. 11.2 Основание возникновения и прекращение прав пользования недрами. Лекция 12. Правовое регулирование и охрана вод..…………………………………. 121 12.1 Понятие, цели и классификация водных объектов. 12.2 Право собственности на водные объекты. 12.3 Государственное управление в сфере использования и охраны вод. Лекция 13. Правовое регулирование и охрана лесов…………………………….….. 128 13.1 Понятие, виды, цели и объекты права лесопользования. 13.2 Право собственности на лесной фонд и его леса. Лекция 14. Правовая охрана атмосферного воздуха……………………………….... 138 14.1 Понятие, задачи и система правовых мер по охране атмосферного воздуха 14.2 Государственный контроль, за охраной атмосферного воздуха. Лекция 15.Международно-правовая охрана окружающей среды……………..…… 143 15.1 Понятие и источники международного права охраны окружающей среды. 15.2 Основные принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. 15.3 Международные организации по охране окружающей среды.
ВВЕДЕНИЕ.
Экологическое право как учебная дисциплина сформировалось относительно недавно - в начале 60-х гг. XX века. Сегодня экологическое право – самостоятельная дисциплина российского права, предусмотренная государственными образовательными стандартами для изучения в юридических вузах России по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция».
В настоящее время охрана окружающей природной среды приобрела в современном мире глобальный характер. Развитие научно-технического прогресса, усиление антропогенного давления на природную среду обостряют экологическую ситуацию. Ныне экологизация коснулась практически всех отраслей знаний, в том числе и правовой науки, что имеет вполне определенные объективные обоснования, состоящие главным образом в кризисном обострении отношений общества и природы, возникновении глобальных проблем охраны окружающей природной среды, разрешить которые можно лишь совместными усилиями всего человечества Поэтому получение экологических знаний, умение применять их на практике, повышение экологической культуры необходимы не только для каждого специалиста, но и любого гражданина Российской Федерации. Экологическое право – сложная для изучения комплексная дисциплина. Здесь требуется знание норм международного, конституционного, гражданского, административного, уголовного, трудового, природоохранительного, природоресурсового и иных отраслей российского права, большого количества федеральных законов и законов субъектов федерации, подзаконных нормативных актов. Экологическое законодательство во многих случаях применяется в сфере трудовой деятельности человека независимо от форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования. Это обязывает правовую службу, руководителей различного звена и иных работников предприятий и учреждений хорошо ориентироваться в нем. Однако процесс законотворчества в этой сфере является в значительной степени стихийным. Решение о разработке того или иного нормативного акта принимаются волевым порядком, без всестороннего учета экологической ситуации в России, потребностей субъектов экологических правоотношений и научных представлений о системе экологического законодательства. Существенные коррективы в систему экологического права как науки, отрасли права и учебной дисциплины внесли изменения социально-экономической и политической системы России, и ее государственности начиная с 1991 г. по настоящее время в отношении земли и других природных ресурсов, реформа правовой сферы регулирования общественных отношений, изменение иерархии охраняемых законом социальных ценностей. Приоритет в охране получили социальные блага личности: жизнь, здоровье, право на существование в благоприятных природных условиях.
Учреждение института частной собственности на землю способствует установлению водораздела в отношении к природе как объекту экологических интересов (биологической основе существования человека и вообще жизни на Земле) и экономических интересов (как источнику сырьевых запасов и удовлетворения материальных потребностей общества). Введением различных правовых, организационных и экономико-правовых механизмов регулирования отношений в сфере экологии делается попытка разрешить проблему противостояния экономики и экологии. Изучая экологическое право как отрасль права, он должен четко представлять, что в общеправовой классификации нет отрасли «экологическое право». Речь должна идти о консолидации понятия экологического права, в рамках которого будут находиться земельное, водное, лесное и иные отрасли права законодательства, хотя в настоящее время эта концепция выглядит нереально. В этой связи необходимо нацеливать слушателей, на то, что в будущем возможна разработка Экологического кодекса Российской Федерации, который будет регулировать складывающиеся в рассматриваемой области отношения. Вторая немаловажная проблема в изучении экологического права - это уяснение вопроса собственности. Государственная собственность Российской Федерации разграничивается на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации. Следует иметь в виду, что такое распределение собственности может привести к непредсказуемым последствиям, политическим конфликтам. Оно может разрушить сложившееся экономическое и экологическое пространство в стране, если не будут отрегулированы вопросы компетенции субъектов Федерации в области природопользования и охраны окружающей природной среды. Сама дисциплина представляет определенную специфику в ее изучении, как с точки зрения науки, так и методической. С научной точки зрения в литературе до сих пор не определены критерии отграничения предмета экологического права от предмета природоресурсового и природоохранительного права, земельного, водного и т.д. С методической - трудно усваивается в связи с отсутствием сборников нормативных и правовых актов по экологическому праву и комментариев к основным экологическим законам.
При этом успешное усвоение программного материала имеет свое целевое назначение, позволяющее студентам успешно адаптироваться и решать конкретные практические ситуации, возникающие в повседневной деятельности, помочь студентам более эффективно выбрать правильное решение и действовать эффективно в случае возникновения наиболее распространенных ситуаций в сфере охраны окружающей среды. В настоящее время, когда учебные источники быстро устаревают, значение лекций возрастает. Кроме этого любая лекция носитвоспитательный характер. Велико ее значение и в этом направлении. Лекция также направляет, организует, стимулирует самостоятельную работу студентов, помогает в подборе и изучении литературы. На лекции подробно рассматриваться вопросы изучения данного курса и проблемы, которые необходимо разрешить, в процессе изучения дисциплины «Экологическое право». Представленный курс лекций вызывает интерес и к «Охране окружающей среды», формирует познавательные стимулы для самостоятельной работы, развивает творческое мышление у студентов. В то же время прочтение лекций - одно из самых действенных средств формирования прочных убеждений у студентов. Целевое назначение курса лекций – подготовить студентов юридического профиля и дать им комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для профессионального выполнения служебных обязанностей в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды. Предлагаемый курс лекций предназначен, прежде всего, для реализации указанных целей. В него вошли основные вопросы, предусмотренные учебной программой. Однако рассматриваются они не в полном объеме, а упрощенно. В этой связи для более глубокого и всестороннего изучения дисциплины экологическое право, необходимо дополнительное изучение учебной и научной литературы, природоохранительного и иного законодательства. Убедительность и доказательность лекционного материала по рассматриваемому специальному курсу во многом зависит так же и от умелого подбора и правильногоиспользования фактического материала. Учебное пособие может быть использовано в различных формах учебных занятий и на различных этапах обучения. Предлагаемый курс лекций призван оказать помощь в освоении сложной многоаспектной учебной дисциплины, каковой является экологическое право Российской Федерации. С этой целью он может быть использован как студентами юридических вузов и факультетов, так и государственными и муниципальными служащими, а также всеми, кто интересуется современными проблемами правового регулирования в сфере охраны окружающей среды.
Общая часть
Лекция 1. Понятие, предмет и система экологического права
Понятие окружающей природной среды. Общая характеристика
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|