Техническое регулирование в области охраны окружающей среды.
В настоящее время в Российской Федерации осуществляется реформирование национальной системы технического регулирования. ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» установлены основы формирования новой системы обязательных и добровольных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ и оказанию услуг. Обязательные требования устанавливаются техническими регламентами. Добровольные требования определяются в стандартах, в которых в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Согласно п.4 ст.1 ФЗ «О техническом регулировании» данный не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований в области охраны труда, требований к безопасному использованию атомной энергии, в том числе требований безопасности объектов использования атомной энергии, требований безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требований к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований к обеспечению безопасности космической деятельности, за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Однако поскольку технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие различные виды безопасности можно считать, что в целом будет решаться и проблема обеспечения экологической безопасности. Это подтверждает ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», которая в качестве одного из принципов хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц устанавливает обязательность проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
5. Оценка воздействия на ОПС (ОВОС) — деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемого проекта на ОПС, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта, и выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями экологического законодательства (ст.32 Закона). Она организуется и проводится при подготовке следующих видов документации:
• концепций, программ и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития; • схем комплексного использования и охраны природных ресурсов; • градостроительной документации; • документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ; • предпроектных обоснований инвестиций и др.
Экологическая экспертиза. В целях предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и реализации в этой части конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности был принят Закон РФ от 23.11.95 «Об экологической экспертизе». Экологическая экспертиза в России на сегодняшний день служит единственной узаконенной превентивной мерой, способной не допустить строительство объектов, реализацию программ, нормативных актов, иных решений в ущерб экологической безопасности и, следовательно, в ущерб правам граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям (с использованием данных по оценке воздействия на окружающую среду) и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы (ст.33 Закона). Экологическая экспертиза основывается на принципах. - презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; - обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; - комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; - обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; - достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы; - научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; - гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения; - ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы. Виды экологической экспертизы: - государственная экологическая экспертиза (обязательная); - и общественная экологическая экспертиза (добровольная). Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы. Объекты государственной экологической экспертизы: - федерального уровня – закреплены в ст. 11 Закона «Об экологической экспертизе» (проекты правовых актов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду; технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения; проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги и др.); - уровня субъектов Российской Федерации – закреплены в ст. 12 вышеназванного Закона (все виды градостроительной документации; проекты рекультивации земель, нарушенных в результате геологоразведочных, добычных, взрывных и иных видов работ, и др.). Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы для конкретного объекта. Стадии проведения экологической экспертизы: • представление материалов в Минприроды или его территориальные органы; • регистрация, проверка полноты и достаточности представляемых материалов; • формирование комиссии государственной экологической экспертизы;
• подготовка индивидуальных, групповых заключений и сводного заключения государственной экологической экспертизы; • подписание и утверждение заключения государственной экологической экспертизы. Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы – документ, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. К заключению, подготовленному экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, прилагаются особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, подписывается руководителем этой экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия. Общественная экологическая экспертиза – организуется по инициативе граждан, органов местного самоуправления и общественных объединений. Она - проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, при условии регистрации органами местного самоуправления заявления от этой организации о проведении экспертизы. В настоящее время в России действует ряд крупныхприродоохранных общественных организаций: • Всероссийское общество охраны природы (ВООП); • Социально-экологический союз (СоЭС); • Конструктивное экологическое движение «Кедр»; • Фонд имени В.И. Вернадского.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|