Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Колумнистика. как новая жанровая форма. Содержание. Введение




Колумнистика

как новая жанровая форма

 

Содержание

Введение                                                                                                         3

Глава 1. Колумнистика: история вопроса                                                

Глава 2. Авторская колонка: рубрика или новая жанровая форма     19

Глава 3. Жанровые особенности колумнистики                                    43

· Образ автора                                                                            44                                                            

· Небольшой объем и особый «темпоритм»                             52

· Установка на интерактивность и полемичность                     56

Глава 4. Блог как место предъявления колумнистики                           59

Заключение                                                                                                   68

Библиография                                                                                         70

 

 

Введение

Мы живем в трагическое для многих СМИ время. Сегодня читатели привыкли к бесплатным новостям в огромном количестве. Радио, телевидение, Интернет ежедневно предлагаю свежую информацию, и современный потребитель может выбирать свою программу телепередач (такие возможности есть на кабельных каналах), прослушать выбранную радиопрограмму в сети Интернет, свободно переходить по заинтересовавшим ссылкам. Таким образом, каждый человек может составить свое индивидуальное издание: газету, радио, телевидение. Поэтому важнейшим на сегодня вопросом стало удержание имеющейся и привлечение новой аудитории. Но как это сделать? Одним из выходов стало привлечение в издания так называемых колумнистов – журналистов, публикующие авторские колонки и высказывающие в них свое мнение по поднимаемой проблеме. Связано приглашения колумнистов с тем, что современному читателю необходимо иметь ориентир перед собой, поскольку ему зачастую бывает трудно разобраться в огромном потоке информации, необходимо, чтобы кто-то ее систематизировал и оценил. Конечно, это могут сделать журналисты, работающие в аналитических жанрах, однако аналитика осталась только в качественной печати, которую далеко не все читают, что же в таком случае делать массовой?

Известный теоретик журналистики Л. Е. Кройчик отмечает общую тенденцию развития прессы в России: «…современная публицистика все отчетливее персонифицируется. Автор перестает быть обезличенным ретранслятором передаваемой информации – он все явственнее становится ее интерпретатором. Точка зрения конкретного лица интересна сегодня сама по себе…

Персонификация текста вызвана к жизни не только общим процессом демократизации постсоветского общества, но и тем, что в условиях существующего ныне рынка информации товаром становится не просто новость, а новость, «упакованная» в публицистический текст. Публицистический текст, как известно, напоминает двугорбого верблюда: первый горб – факт, второй – отношение автора к факту. Спрос на личностную журналистику в условиях растущей конкуренции СМИ создал прецедент выбора. Публицист откликается на этот спрос предложением собственного имени. Имя (в широком смысле этого слова) становится знаком издания или канала, представляющих это имя…» [15].

Иными словами, колумнистика интересна тем, что она эксклюзивна: информации содержится в избытке в традиционных СМИ и на всех ресурсах Интернет, что еще оперативнее, а вот частное мнение колумниста можно прочитать только в определенном издании. Необходимо отметить, что тенденция «читать не издание, а авторов» становится все более явной. Поэтому издания с индивидуальным «лицом» являются самыми успешными и популярными.

Однако данные тенденции породили множество споров теоретиков журналистики о том, чем является колумнистика: рубрикой на газетной полосе, Интернет-сайте или же новой, пока плохо изученной, жанровой формой. С. С. Успенская также говорит об этом: «Одни иссле-дователи теории журналистики говорят о том, что колонка – строго определенная количеством строк вертикаль на газетной странице – является рубрикой, другие – о том, что она является видом комментария, третьи называют ее разновидностью эссе, четвертые замечают, что колумнистики как таковой у нас в стране вообще не существует, пятые называют авторскую колумнистику последним оплотом свободной политической мысли и совестью нации» [33].

 

Таким образом, целью данной работы было доказать, что колумнистика – это новая жанровая форма, и, соответственно, выявить жанровые признаки авторской колонки. Для реализации данной цели стало необходимостью решение ряда задач:

1. Познакомиться с понятием колумнистики.

2. Исследовать историю возникновения колумнистики и историю проникновения ее в Россию. Выявить   наиболее значимых авторов.

3. Определить место колумнистики в жанровых теориях российской и западной журналистики.

4. Представить картину современных теоретических трудов, касающихся колумнистики.

5. Определить в соответствии с имеющейся теорией позицию авторской колонке в современной российской прессе. Авторская колонка: рубрика или жанр.

6. Исследовать жанровые признаки авторской колонки.

7. Рассмотреть интернет-блоги как место предъявления в них колумнистики. Классифицировать блоги, сделать краткий обзор ижевских блогов.

Актуальность данного исследования заключается в новизне выбора темы, поскольку по данному вопросу не имеется достаточного количества теоретических разработок. Мы обобщили и систематизировали имеющуюся теорию о колумнистике, попытались доказать, что авторская колонка – новая жанровая форма, а кроме того, выделили некоторые жанровые особенности колумнистики.

Данная работа имеет и практическое значение, поскольку может служить основой для дальнейших теоретических исследований, а также использоваться на лекциях по предмету «Основы творческой деятельности журналиста».

Теоретической базой нашего исследования послужили труды исследователей С. С. Успенской, Н. Л. Фесяновой, Т. Г. Можаевой, А. Н. Тепляшиной, Е. Ю. Обидиной, С. С. Ярцевой, Ю. А. Гордеева и, конечно, Л. Е. Кройчика, которые выделяют в своих работах жанр колонки. В изучении Интернет- СМИ и блогосферы нам помогли разработки в данной области исследователей Е. Е. Прониной, Н. С. Петровой, В. М. Громовой, А. О. Алексеевой и др. Также мы опирались на теоретические достижения ученых С. Г. Корконосенко, Г. С. Мельник, О. В. Коноваловой, С. О. Савчук, Е. В. Черниковой и др., которые пока не отмечают существование жанра колонки, однако их труды послужили подспорьем в объяснении жанра и жанрообразования. В исследовании жанрообразующих факторов колумнистики мы опирались на теоретические разработки А. А. Тертычного.

В своих наблюдениях мы обратились к материалам российской и региональной печатной  прессы. Кроме того, использовали интернет-версии печатных изданий и самостоятельные интернет-сайты. Особое внимание мы постарались уделить местной ижевской колумнистике, представленной сайтами www. izhlife. ru (колумнисты А. Попов, А. Шагаева, О. Усик, М. Исаева), www. kp. ru, www. myudm. ru (колумнисты Е. Баженова, О. Сорокина). Эти издания популярны в республике, имеют высокую посещаемость, а, значит, весьма широкую читательскую аудиторию. Также мы использовали материалы российских колумнистов А. Минкина, С. Белковского, Э. Графова, Д. Завгородней, А. Мешкова, И. Кабыш, Ю. Калининой, М. Кучерской, М. Ростовского, А. Салуцкого, М. Чудаковой, Д. Быкова и др.

Данная работа состоит из Введения, 4-х глав (1 – Колумнистика: история вопроса; 2 – Авторская колонка: рубрика или новая жанровая форма; 3 – Жанровые особенности колумнистики; 4 – Блог как место предъявления колумнистики) и Заключения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...