Небольшой объем и особый «темпоритм» текста
Н. С. Петрова [23], говоря об интернет-журналистике, отмечает ее характерные признаки: оперативность и избирательность, гипертекстуальность, небольшой объем текстов, доступность архивов, интерактивность, оптимизация и обработка текста, независимость. На наш взгляд, некоторые из этих критериев являются особенностями и интернет-колумнистики. Главное – это небольшой объем текстов – «…обычно не более двух экранов или 3500-4000 знаков. В среднем, сетевой текст должен содержать вдвое меньше слов, чем его аналог для печати. Громоздкие тексты сложно воспринимать с экрана, к тому же, они требуют серьезных затрат времени и внимания, что в «скоростном» мире интернета большая роскошь» [23, с. 42]. Это требование характерно и для авторской колонки в интернет-сми, а также в печатных СМИ. Например, ижевская газета «Центр» призывает своих колумнистов писать тексты объемом не более 2000 слов с пробелами. А. Н. Тепляшина говорит об объеме как важном элементе жанра колумнистики, который определяет и речевые особенности жанра: «Колумнистика является публицистикой нового типа в постсоветсвой России, со своей системой кодов, управляющих эстетическим восприятием читателя. Одним из кодов является важный элемент жанровой структуры объем произведения, которое должно уместиться в колонку. Это предопределяет специфику другого элемента жанровой структуры – речи. Произведение колумниста отмечается краткостью, остроумием, смелостью высказываемых мыслей, обусловленной тем, что основной средой бытования российской колумнистики является Интернет, которому нет равных в плане свободы размещения любых текстов» [88, с. 11]. Журналист Владимир Федорин отмечает: «Короткая фраза – самый короткий путь к пониманию. Долой наукообразные слова-паразиты. " Поэтому" " Следовательно" " В связи с этим" и много чего еще - все это только засоряет текст. Фразы должны цепляться одна за другую силой логики, а не канцелярита» [34].
Н. С. Петрова рассказывает о том, как сделать текст в интернете удобочитаемым: «его стоит адаптировать для сканирования с помощью: выделения ключевых слов – шрифтом, цветом, гиперссылками, разделения текста яркими, но содержательными подзаголовками, составления маркированных списков. В каждом параграфе должен быть только один тезис – пользователь пропустит любые идеи, если его не зацепят первые слова абзаца» [23, с. 44]. Это требование к публикациям касается колумнистики не в полной мере. Позволим себе процитировать памятку для журналистов газеты «Центр» - «Как писать авторскую колонку»: 1. Заголовок – короткий (до 5-6 слов), яркий, понятный (не забывайте ключевые слова! ) 2. Глагол в заголовке необязателен [ авт. – напомним, что в новостных заметках на сайте газеты «Центр» - www. izhlife. ru – в заголовке обязательно используется глагол и слово Ижевск, или Удмуртия, т. е. отсыл к месту действия, к «ижевчанам». 3. Текст – до 2-х тысяч знаков с пробелами. 4. «Нет» длинным сложно сочиненным предложениям! 5. «Да» коротким предложениям! 6. «Да» прямой речи героев, ситуацию которых вы описываете! 7. «Да» абзацам (не шпарьте «кирпичом» 2 тысячи знаков! ) 8. Подзаголовки в колонке не нужны! Эти требования как раз предназначены для создания удобочитаемого текста, что очень важно для интернет-СМИ. Краткость, небольшой объем текстов характерен и для колонок в печатных СМИ. Так, например, типичная авторская колонка в «Литературной газете» оформлена «стояком» на формате А2. Текст не превышает 5000 знаков мелким газетным шрифтом. Текст часто делится на множество абзацев. К примеру, в колонке Эдуарда Графова «Про любовь в Восточной Нигерии» [52], 14 небольших абзацев, превалируют короткие простые предложения: есть одно (! ) сложное, состоящее из 27 слов, из которых 9 служебных. В колонке Инны Кабыш «Бить или не бить? » 25 абзацев. Внутри текста находятся 2 мини-диалога, оформленных с помощью прямой речи героев. Также преобладают простые предложения: «Образ врага. Врага народа», «Но это не выход», «Кажется…» [56]. Конечно, дело не в количественных характеристиках текста, но и они являются косвенным доказательство того, что правила для журналистов газеты «Центр» распространяются и на другие газеты, российского масштаба. А это значит, что эти правила отражают общий «жанр» колонки.
Обратим внимание на пункт №1 – « не забывайте ключевые слова». Это требование связано с особенностями интернета, а именно «робота, который текст проиндексирует и включит в выдачу поисковой системы (Yandex, Google, Rambler и т. д. )», - отмечает исследователь Н. С. Петрова [23]. А для того, чтобы «поисковики» давали более высокое место в выдаче материалов по запрошенной теме, необходимо соблюдать некоторые принципы. В том числе, принцип ключевых слов в заголовке, а также в начале текста (для интернета наиболее подходит принцип «перевернутой пирамиды» в построении текста). Об этом говорит Н. С. Петрова: «Ключевые слова включены в заголовок (хотя бы одно, важнейшее) и подзаголовки. Хороший заголовок с позиции робота – только «говорящий», информативный заголовок. Метафоры, игру слов и смыслов машина, увы, не понимает» [23, с. 44]. В связи с требованием краткости и лаконичности можно выделить следующую особенность колонки – «темпоритм». Исследователь Е. Е. Пронина в статье «Живой текст»: четыре стилевых признака NET-мышления» [24, с. 77] называет еще одну, интересующую нас, особенность любого текста в Интернет, а значит, и текста авторской колонки в том числе. «… типологической особенностью сетевого текста можно считать его специфический темпоритм. Никакой избыточной информации, никакого разжевывания, никаких прокладок между разделами, ничего акцентирующего. В языковом плане это выражается в максимальной субстантивации лексики, преобладании номинативных предложений, сугубом лаконизме, даже прерывистости изложения, и особенно эллиптическом характере грамматических конструкций (от греч. ellipsis – выпадение, опущение: пропуск элемента высказывания, легко понимаемого в данном контексте или ситуации), который становится основной стилистической фигурой, привносящей в текст оттенок диалогичности». С Е. Е. Прониной солидарна и преподаватель Удмуртского университета Н. С. Петрова, которая говорит о краткости текста в Интернет с точки зрения технических требований поисковых систем Yandex, Google, Rambler и др.
«Текст написан кратко и ясно. Кратко – не в смысле коротко, а без воды, строго по делу. Машина, отыскивая релевантные запросу страницы, отделяет введенные читателем ключевые слова от всей остальной лексики страницы. Когда текст перегружен прилагательными, обширными цитатами, цифрами, жаргоном, канцеляризмами, вводными оборотами – важные для поиска ключевые слова теряются среди лишних» [23, с. 44].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|