Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выводы по третьему разделу

Психодиагностическое изучение школьников позволяет выявить не только слабые, но и сильные стороны в их развитии. Опираясь на полученные данные в констатирующем эксперименте, учитель может строить свою коррекционную работу с учащимися. Приведенные методики помогают учителям как в психодиагностической, так и в коррекционной работе с учениками.

Эффективность коррекционной работы с детьми, возможность в полной мере осуществить психопрофилактику в ответственное для школьников с точки зрения учебного процесса время зависит от методико-педагогической грамотности учителя, от того, насколько он способен воспринимать рекомендации психолога, включаться с ним в совместную работу.

Основная цель коррекционных занятий учителя с учащимися в ликвидации причин слабой успеваемости учащихся.

 


Заключение

 

Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни – переход в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяются условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, воображения, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности.

Однако уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.

По мнению преподавателей среднего звена, учащимся, приходящим из начальной школы, недостаёт следующих качеств для успешного обучения:

- плохо развита речь у учащихся;

- учащиеся плохо читают;

- плохо развита память у учащихся (этот недостаток назван 53% опрошенных учителей);

- не внимательны (на это указывают 33% опрошенных учителей);

- не самостоятельны (23% учителей среднего звена назвали это качество);

- не наблюдательны;

- не организованны;

- не могут сосредоточиться;

- не могут быстро перестроиться с одного вида работы на другой;

- не умеют слушать не только учителя, но и друг друга;

- отсутствие познавательного интереса (на это указывают 18% опрошенных учителей);

- нет трудолюбия, старания, ответственности за учебу;

- нет сочувствия и поддержки своих товарищей.

Все выше перечисленное свидетельствует о том, что те качества, которые должны быть сформированы у учащихся к концу обучения в начальном звене, не сформированы, или развиты в незначительной степени, или не у всех ребят.

Предлагаемые теоретические материалы и диагностические методики помогут преподавателям начальной школы и родителям выявить степень развития познавательных способностей младших школьников, определить их готовность к обучению в среднем звене.

Выводы: позитивное изменение в уровне познавательных процессов у учащихся подтверждают нашу гипотезу о том, что разработка психологом практических рекомендация для развития познавательных процессов младших школьников будет более эффективна, если соблюдены следующие условия:

1). Определена теоретическая модель развития познавательных процессов;

2). Осуществлен отбор диагностических методик;

3). Разработаны рекомендации для учителей начальных классов;

4). Соблюдение системы практических рекомендаций последующим направлениям:

а) диагностика;

б) коррекция;

в) развитие.

1. Для развития всех познавательных процессов младшего школьника необходимо соблюдать следующие условия:

а) учебная деятельность должна быть целенаправленной, вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся;

б) расширять и развивать познавательные интересы у детей;

в) формировать учебную направленность, ответственное отношение к учебе, высокие мотивы учения.

2. При организации и проведении диагностических исследований необходимо знать методы психодиагностики, его особенности проведения, сферы в которых психологически развиваются дети, - познавательные процессы, личность и межличностные отношения. Специально подобранные задания позволяют определить степень сформированности у ребенка различных психических функций, уровень его речевого развития и т.д.

3. Эффективность психологического изучения школьников позволяет выявить не только слабые стороны в их развитии. Опираясь на то положительное, что обязательно присутствует в каждом слабом ученике, учителю и следует строить свою коррекционную работу с ним. Система учебно-коррекционных воздействий должна быть направлена на устранение выявленных недостатков, при этом следует опираться на стороны познавательной деятельности, которые хорошо развиты у данного учащегося. Развивающие упражнения надо подбирать индивидуально для каждого ученика с учётом его психического развития.

 


Список литературы

1 Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. Изд-во: Ин-т практической психологии, 1998

2 Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1995.

3 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1986

4 Асеев В.Г. Возрастная психология: учебное пособие. – Иркутск, 1989.

5 Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. – М – 1988.

6 Баскакова И.Л. Изучение внимания школьников: Метод. рекомендации. М.: Изд-во МГПИ им. В.И.Ленина, 1987

7 Белкин Л.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991.

8 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

9 Бондаревская Е.В. Вариативность стратегий личностно-ориентированного воспитания: Изв. Южного отделения РАО Вып. II. Личностно-ориентированное образование в контексте культуры. Ростов на/Д, 2000

10 Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. – М., 1990.

11 Венгер А.Л. О понятии «психологический синдром» // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – № 1-2

12 Возрастная психология. Курс лекций / под.ред. Добрынина Н.Ф. М., Просвещение, 1995

13 Возрастные особенности технического развития детей / Под ред. П.В.Дубровий, Т.И.Лисиной. – М., 1982.

14 Воронцов А Б. Практика развивающего обучения. М.: Рус. энциклопедия, 1998

15 Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956

16 Гиниятуллина А.А. Опыт организации групповой работы на уроках. // Начальная школа. – № 1. – 2004. – с. 15-17

17 Глассер У. Школа без неудачников: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В.Я Пилиповского. М.: Прогресс, 1991.

18 Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. - М., 1985.

19 Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении М.: Педагогика, 1992.

20 Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1922. - № 1.

21 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986

22 Джеймс У. Беседы с учителем о психологии. М.: Совершенство, 1998

23 Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., 1987.

24 Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999.

25 Казанский О.А. Педагогика как любовь М.: Рос. пед. агентство, 1995.

26 Коржуев А.В. Познавательные затруднения в учении школьников. // Педагогика. – 2000. – № 1

27 Куриленко Т.М. Задачи и упражнения по педагогике. Минск: Вышэйшая школа, 1997

28 Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьников. М.: Знание, 1980

29 Левитов Н.Д. Психология характера. – М., 1989.

30 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М., 1983. – Т.1.

31 Лошкарева Н.А. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1990

32 Макарова К.В. Актуализация творческого потенциала личности. М., 2000

33 Макарова К.В. Развитие духовных способностей младших школьников. // Начальная школа. – № 9. – 2003. – с. 13-15

34 Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.

35 Немов Р.С. Психология. Книга 2. – М., 2001.

36 Общая психодиагностика / под ред. Д.А.Бодалева, В.В.Столина. – М., 1987.

37 Орлов Р.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. – М., 1982.

38 Перевозкина Н.Ю. Безотносительное и относительное в заблуждениях. Тюмень, 2001

39 Практикум по возрастной психологии / Под. ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – Санкт-Петербург. – 2002.

40 Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Моск. псих.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЕК, 2000.

41 Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. – М., 1987.

42 Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. – Киев, 1985.

43 Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка: учеб.пос. / Под ред. Е.Д. Божович. М.: Моск.психол.-социальный ин-т, 1999

44 Психодиагностические методы / Под ред. Р.А.Бодалева, М.А.Дворяниной, И.М.Палея. – Л., 1976.

45 Психокоррекционные и развивающая работа с детьми разного возраста / Под ред. П.В.Дубровина. – М., 1999.

46 Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М.Гуревича. – М., 1981.

47 Психология развития человека: Учеб.пособ. / Под.ред. П.В.Дубровина. – 2000.

48 Развитие личности ребенка. – М., 1987.

49 Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. – М., 1983.

50 Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998.

51 Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 2002.

52 Рояк А.А. психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М., 1988.

53 Селиванов Ф.А. Исследование общего в заблуждениях. Новосибирск, 1973

54 Ситаров В.А.. Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. М.: Академия, 2000.

55 Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа. // Человек. – 1994. – № 5.

56 Страхов В.И. Психология внимания. Вып. I-II. Саратов, 1992

57 Субботский Е.В. Как рождается личность. – М., 1978.

58 Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем обучении. Рига: эксперимент, 1997

59 Тарасова Л.Е. Коллективное внимание младших школьников. // Начальная школа. – № 10. – 2003. – с. 95-98

60 Тарасова Л.Е. Психолого-педагогические условия и средства формирования коллективного внимания младших школьников. Саратов: Изд-во Саратовского пед.ин-та, 1999

61 Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Развитие общеучебных умений школьников. // Народное образование. – 2003. – № 8.

62 Титаренко Н.Н. Приемы формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников. // Начальная школа. – № 9. – 2005. – с. 10-13

63 Тюников Ю.С., Мазниченко М.А. Ошибочные представления младших школьников: ситуативный анализ и педагогические сценарии преодоления. // Начальная школа. – 2005. - № 1. – с. 10-16

64 Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольников. – М., 1995.

65 Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие. – М., 1995.

66 Усова А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: Избранное. Челябинск: ЧГПУ, 2000

67 Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников. // Начальная школа. – № 10. – 2003. – с. 99-103

68 Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993

69 Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? М., 2000

70 Цукерман Г.А., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. Томск: Пеленг, 1992

71 Шадриков В.Д. Способности человека. М.: Воронеж, 1997

72 Шевченко ЛЛ. Практическая педагогическая этика. М.: Изд-во «Соборъ», 1997.

73 Ширшов В Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург. 1994.

74 Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.

75 Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. М.: Воронеж, 2001

76 Эльконин Л.Б. Избранные педагогические труды. М.: Междунар. пед. академия, 1995

 


Приложение А

Протокол обследования

От 15 апреля, 2007 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...