Абу Али ибн Сина. «канон врачебной науки»
Абу Али ибн Сина «КАНОН ВРАЧЕБНОЙ НАУКИ» Часть I. ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ МЕДИЦИНЫ Об определении медицины Медицина — наука, познающая состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье, для того, чтобы сохранить здоровье и вернуть его, если оно утрачено. Кто-нибудь, может сказать: «Медицина разделяется на теорию и практику, а вы, говоря, что это наука, превратили всю медицину в теорию». Отвечаем: медицина бывает теоретическая и практическая, при этом в каждой части под словом «теоретическая» и «практическая» подразумеваются разные вещи. В медицине есть теоретическое и практическое, то под этим подразумевается: каждая из двух частей медицины — наука, одна из них — это наука об основах медицины, а другая —о том, как ее применять. Первой присвоено название науки или теории, а второй — название практики. Под теорией медицины понимаем ту часть, которая учит только основным правилам и не входит в изложение сущности каких-либо процедур. Под практикой в медицине понимаем не только практическое действие, нои ту часть медицинской науки, обучение которой заключает совет, который связан с изложением сущности процедуры. В медицине говорится, что к опухолям следует вначале прикладывать что-нибудь отвлекающее, охлаждающее и вскрывающее; после этого отвлекающие средства смешиваются с мягчительными, а после, как дойдет до опадания, ограничиваются мягчительными и разгоняющими лекарствами, но только не при опухолях, образовавшихся от дурных соков, выделяемых главенствующими органами. Никто не вправе сказать: «Телу человека присущи три состояния: здоровье, болезнь и третье состояние—не здоровье и не болезнь». Слова «утрата здоровья» заключают в себе и болезнь и то третье состояние, которое назвали. Ибо здоровье — это способность или состояние, благодаря которому функции [органа], предназначенного для их выполнения, оказываются безупречными, но ему не подобает также и противоположный термин. Об этом не пререкаются с врачами, и врачи не такие люди, с которыми спорят о подобных вещах. Такие препирательства не приводят ни к чему полезному в медицине, а что касается познания истины в данном вопросе, то это относится к основам другой науки.
О задачах медицины Медицина рассматривает тело человека, поскольку оно здорово или утрачивает здоровье. Познание всякой вещи достигается через познание ее причин; поэтому в медицине следует знать причины здоровья и болезни. Причины эти бывают явные, а бывают и скрытые, постигаемые не чувством, а умозаключением; поэтому в медицине необходимо также знать и акциденции, которые имеют место при здоровье и при болезни. В истинных науках изъяснено, что познание вещи приобретается через познание ее причин и начал. Причины, бывают четырех разновидностей — материальные, действенные, формальные и конечные. Материальные причины — это заложенные [в теле] основы, в которых существует здоровье и болезнь. Ближайшая основа — орган или пневма, более отдаленная основа — соки, еще более отдаленная — элементы. Эти две последние основы различаются, смотря по сочетанию. Действенные причины изменяют состояние тела человека. К этим же [причинам относятся] сон, бодрствование, переход из одного возраста в другой, различия по возрасту, полу, ремеслу, привычкам, а также то, что происходит с человеческим телом и соприкасается с ним — либо не противоречащее природе, либо находящееся в противоречии с природой. Формальные причины — натуры и возникающие после них силы, а также сочетания.
Что же касается конечных причин, то это действия. В познание действий неизбежно входит познание сил, а также познание пневмы, несущей силы. Таково содержание врачебной науки, она исследует тело человека — как оно бывает здоровым и как болеет. С точки зрения сохранения здоровья и прекращения болезни, у медицины должны быть также и другие предметы; соответственно средствам и орудиям, применяемым при этих двух состояниях. Средствами здесь являются целесообразное пользование едой и напитками, правильный выбор воздуха, определение меры покоя и движения, лечение лекарствами и лечение рукой. Все это у врачей применяется в соответствии с тремя разновидностями [людей]: здоровых, больных и средних. Медицина рассматривает элементы, натуры, соки, простые и сложные органы, пневмы с их естественными, животными и душевными силами. Некоторые из этих вещей [врачу] следует представлять себе только по существу, и подтверждать их тем, что это вещи общепризнанные, принятые знатоками науки о природе; другие же он обязан доказывать в своем искусстве. Вещи, которые врач должен представлять себе сводятся к совокупности: что элементы существуют и их столько; что натуры существуют; что соки существуют, представляют собой то-то. А органы и их полезные функции врач должен познавать при помощи внешних чувств и анатомии. Врач обязан и представлять себе, и доказывать болезни, их частные причины, их признаки, а также и то, как прекращать заболевание и сохранять здоровье. Врач обязан дать доказательства тех вещей, которые существуют скрыто, во всей подробности, указывая их величину и периодичность. Если врач не в состоянии решительно доказать [свои положения], то получится порочный круг. Об элементах Это — первичные частицы человеческого тела и других вещей, т. е. такие, на которые делятся сложные [тела]. Из смешения [элементов] возникают различные по форме виды существующих вещей. Врач должен принимать на веру, что [элементов] всего четыре. Два из них — легкие, два — тяжелые; легкие — это огонь и воздух, тяжелые — вода и земля. Земля есть простое тело, естественное место которого — середина всех вещей; по естеству она в этом месте покоится и по естеству к нему движется, если находится от него в отдалении.
Земля холодна и суха по своему естеству. Наличие [земли] в вещах способствует сцеплению и прочности, сохранению очертаний и форм. Что касается воды, то это тело, которое окружает землю и окружено воздухом. Вода холодна и влажна. В естестве воды заложена способность распадаться на мельчайшие частицы, соединяться и принимать любую форму, не сохраняя ее. [Вода] находится во всем существующем, чтобы мягки были формы, частям которых желательно дать фигуру, очертания и соразмерность. Влажное легко теряет форму, так же легко и принимает ее. Воздух это простое тело, место которого выше воды и ниже огня; это есть его относительная легкость. Естество воздуха горячее и влажное. Воздух находится в существующих вещах, чтобы они были рыхлыми, разреженными, легкими и разобщенными. Огонь —простое тело, естественное место которого выше всех остальных элементов. Естество огня горячее и сухое. Он находится в существующих вещах, чтобы они созревали, были разреженнее и смешивались. Огонь течет в вещах, проводя [сквозь них] воздушную субстанцию, чтобы сломилось [свойство] чистой холодности обоих тяжелых элементов. Два тяжелых [элемента] полезнее для органов в покое; а два легких — полезнее для пневм и пребывания их в движении, а также для приведения органов в движение. О натуре Натура – качество, возникшее от взаимодействия противоположностей. Существуют в малых частицах, чтобы количество элемента вошло в соприкосновение с другим. Первичных сил в упомянутых элементах четыре — это теплота, холодность, влажность и сухость. В одном случае натура является уравновешенной, ибо доли взаимно противоположных качеств в смеси равны и противостоят друг другу. Второй случай — натура не является абсолютной серединой между взаимно противоположными качествами, но больше склоняется в ту или другую сторону. Что же касается [уравновешенности] органов, то [из предыдущего] уже ясно, что главенствующие органы не очень близки к истинной уравновешенности. Кожа также не испытывает воздействия тела смешанного из самого сухого и самого мягкого [вещества], когда оба [эти вещества] присутствуют в нем поровну.
Вещи, сходные по элементам и противоположные по естественным свойствам, испытывают воздействие друг друга. Не испытывают воздействия других вещей только вещи, имеющие те же качества, так как эти одинаковые по качествам вещи сходны с ними. Наиболее уравновешенный [участок] кожи — кожа руки; наиболее уравновешенный [участок] кожи руки — кожа кисти; наиболее уравновешенный [участок] кожи кисти — кожа ладони; наиболее уравновешенный [участок] ее—кожа на пальцах, причем самой уравновешенной является кожа указательного пальца. Поэтому именно кожа ногтевого сустава пальцев, почти всегда судит, в силу [своего] естества, о величине осязаемых вещей. Когда мы говорим: «лекарство уравновешено», то не имеем в виду, что оно уравновешено на самом деле, ибо это невозможно, и [не хотим также сказать], что его натуре присуща человеческая уравновешенность; в таком случае это лекарство принадлежало бы к самой субстанции человека. Когда лекарство подвергается действию прирожденной теплоты в теле человека и приобретает новое качество, это качество не отходит от качества человека в сторону нарушения равенства и не оказывает действия, разрушающего уравновешенность. Теперь скажем, что неуравновешенных натур будет восемь, и у них есть то общее, что они противоположны уравновешенной натуре. Эти 8 натур возникают следующим образом. Натура, выходящая за пределы уравновешенности, может быть либо простой — в этом случае нарушение уравновешенности имеет место в отношении одной из двух противоположностей, — либо сложной — тогда нарушение равновесия происходит одновременно в отношении обеих противоположностей. Простое нарушение, касающееся одной из противоположностей, может относиться к противоположности активной. Но оно может относиться и к противоположности пассивной, что [тоже] происходит двояким образом. А именно: натура может быть суше, чем следует, и может быть влажней, чем следует, не будучи горячей или холодней, чем следует. Но эти четыре [нарушения] не постоянны и не остаются устойчивыми сколько-нибудь продолжительное время. Более горячая, чем следует, [натура] делает тело суше, чем следует, а более холодная, благодаря посторонней влаге, делает тело человека влажнее, чем следует. Более сухая, чем следует, [натура] быстро делает тело холоднее, чем следует, а более влажная, чем следует, если [влажность] чрезмерна, охлаждает тело [еще] скорее, чем более сухая; если же [влажность] не чрезмерна, то такая [натура] сохраняет тело здоровым более долгое время, но, в конце концов, делает его холоднее, [чем следует].
Натура с материей бывает двух видов. А именно, орган иногда погружен в материю [т. е. в дурной сок]; и омочен ею, иногда же материя заключена в его протоках и внутренних частях. Иногда заключенная [в органе] и проникшая [в него] материя вызывает опухание. Вот все, что следует сказать о натуре. А то, что врач не может постигнуть сам, пусть принимает на веру от природоведа, как нечто установленное всеобщим согласием. О натуре органов Творец даровал каждому животному и каждому органу такую натуру, которая ему наиболее подходит и наиболее пригодна для его [жизненных] обстоятельств, сообразно тому, что допускают его возможности, но подтверждение этого — задача философа, а не врача. Каждому органу [творец] дал натуру, наиболее для него подходящую, и некоторые органы он сделал более горячими, другие — более холодными, одни — более сухими, другие — более влажными. Самое горячее, что есть в теле, это пневма, а также сердце, которое является местом возникновения пневмы. Затем следует кровь. Хотя кровь зарождается в печени, она тесно связана с сердцем и поэтому приобретает такое количество теплоты, которого нет у печени. Затем следует печень, подобная сгустку крови, далее – легкие, затем — мясо, затем мышцы. Самое влажное, что есть в теле — слизь, затем кровь, жир, внутреннее сало, головной мозг, спинной мозг, мясо соска и яичек, легкие, печень, селезенка, почки, мышцы и кожа. Легкие по своей субстанции и прирожденным свойствам не являются сильно влажными, ибо каждый орган по своей прирожденной натуре сходен с тем, чем он питается, а легкие питаются самой горячей кровью, большая часть которой смешана с желтой желчью. Но в легких собирается большой остаток влаги от поднимающихся паров тела и спускающихся к легким [соков]. Поскольку дело обстоит таким образом, то печень по своей прирожденной влажности является гораздо более влажной, чем легкие, а легкие больше смачиваются. Впрочем, постоянное смачивание делает легкие влажнее также и в их веществе. Таким же образом в известном смысле следует тебе понимать и состояние слизи и крови. Увлажнение слизи происходит путем смачивания, а увлажнение крови путем сосредоточения влаги в ее веществе, хотя естественная слизь сама иногда бывает влажнее [крови]. Когда кровь достигает полной зрелости, из нее исчезает большое количество влаги, находившейся в естественной водянистой слизи, которая превратилась в кровь. Что же касается самого сухого в теле, то это волосы, ибо волосы состоят из дымного пара. Далее следуют кости, ибо [кости] — самый твердый орган, но кости влажнее волос, так как кости возникают из крови, и расположение их таково, что они впитывают естественную влагу и завладевают ею. Поэтому кости служат пищей многим животным, а волосами не питается ни одно животное, или, может быть, питаются немногие из них. Так, например, полагают, что летучие мыши переваривают волосы и легко глотают их. Однако, если мы возьмем равное по весу количество костей и волос и подвергнем их перегонке в колбе, то из костей вытечет больше жидкости и жира, и тяжести останется у них меньше, [чем у волос]. Значит, кости влажнее волос. Следующими за костями по сухости являются хрящи, затем идут связки, сухожилия, перепонки, артерии, вены, двигательные нервы, сердце, чувствительные нервы. Двигательные одновременно и гораздо холоднее и гораздо суше, чем уравновешенный [орган], а нервы чувствительные холодней, но они не намного суше, чем уравновешенный [орган]. Они, вероятно, близки к уравновешенному [органу по сухости], а также не очень далеки от него по холодности. Затем следует кожа. О натурах разных возрастов и полов Возрастов — 4: «возраст юности» [оканчивается] около 30 лет; возраст остановки (роста), молодости, [оканчивается] около 35 – 40 лет; возраст зрелых людей, оканчивается около 60 лет, и возраст упадка при появлении ослабления сил, т. е. возраст старости, [который продолжается] до конца жизни. Возраст юности делится на возраст младенчества, когда органы новорожденного еще не подготовлены для движений и для вставания, и на возраст детства, — после вставания и раньше укрепления [органов], когда зубы еще не полностью выпали и не выросли. Натура детей — [период] от младенчества до юности — по горячности подобна уравновешенной, а по влажности превосходит его. Между древними врачами существует разногласие относительно горячности [натуры] ребенка и юноши. Некоторые считают, что горячность у ребенка сильнее и поэтому он больше растет и его естественные функции — аппетит и пищеварение—сильнее и продолжительнее, к тому же прирожденная теплота, которую дети получили от семени [отца], более собрана и нова. Другие думают, что прирожденная теплота значительно больше у юношей, так как кровь их обильнее и крепче, поэтому у них чаще и больше идет кровь из носа. К тому же натура юношей больше клонится к желтой желчи, а натура детей больше клонится к слизи. [У юношей] движения сильнее, [осуществляется] теплотой, и они лучше усваивают и переваривают пищу, что тоже осуществляется теплотой. Что же касается аппетита, то он существует не благодаря теплоте, но благодаря холодности, поэтому «собачий» аппетит возникает в большинстве случаев от холодности [натуры]. Доказательством, что юноши лучше усваивают пищу, служит то, что у них не бывает такой тошноты, рвоты и расстройства желудка, какие бывают у детей от несварения желудка. А что натура [юношей] более склонна к желтой желчи, доказывается тем, что все болезни у них горячие, как, например, трехдневная лихорадка, и рвота у них желчная. Что же касается детей, то большинство их болезней—влажные и холодные, а лихорадки у них слизистые, а большая часть того, что они извергают при рвоте — это слизь. Что же касается роста у детей, то он происходит не от сильной горячности, но вследствие значительной влажности их [натуры]. Более частое [проявление] аппетита у детей тоже указывает на недостаток теплоты [в их натуре]. Что же касается юноши, то нет причин, которые бы увеличивали его теплоту, не существует также и причин, ее угашающих. Эту теплоту сберегает у юноши влага, уменьшающаяся одновременно и по качеству и по количеству, пока он не войдет в возраст понижения. [Указанная] скудность влаги считается скудной не в отношении сохранения теплоты, а в отношении к росту. Сначала влага существует в количестве, это количество сберегает теплоту, а также прибавляет рост. Потом, в конце концов, количество влаги становится уже недостаточным для [осуществления] обеих этих вещей, а затем она оказывается в таком количестве, которого не хватает даже на одну из них. Между тем количество влаги должно быть средним, чтобы его хватило, [хотя бы] для одной из этих двух вещей без другой. Что касается утверждения [представителей] другой части [врачей], будто, рост у детей происходит по причине одной лишь влажности, не теплоты, то это утверждение ложно. Влажность — материя роста, а материя подвергается воздействию и принимает rакие-либо качества не сама по себе, а при действии на нее активной силы. Здесь же активной силой является душа или природа, и действует эта сила только при посредстве некоего орудия, а именно — прирожденной теплоты. Утверждение [этих врачей], что большой аппетит у детей объясняется столько холодностью натуры, тоже ложно. Ведь при нездоровом аппетите, происходящем от холодности натуры, пища не усваивается, не питает [тело]. А у детей усвоение пищи происходит наилучшим образом. А между тем случается, что дети плохо усваивают пищу вследствие прожорливости и потому, что они приучены к тому, что едят, поглощают скверные, сырые вещи в большом количестве, и после того совершают вредящие движения поэтому в [теле] детей скопляется больше, [чем нужно], излишков, [их тело], особенно легкие, больше нуждается в очистке. Пульс у детей более частый и напряженный, [чем у взрослых], него нет полноты, так как силы [детей] не вполне [развиты]. После начинается поглощение окружающим воздухом влаги. Помогают душевные и телесные движения. Все телесные силы конечны, и действие их при введении [веществ] не является постоянным. Благодаря помощи материи способствует также посторонняя влажность, которая возникает из-за отсутствия замены переваренной пищи. Итак, [из сказанного] следует, что тело у детей и юношей умеренно горячее, а тело зрелых людей и стариков холодное. Однако тело у детей более влажное, чем [того требует] уравновешенность, и это узнается на опыте, — то есть по мягкости их костей и нервов, а также путем умозаключения, ибо они [еще] недавно были близки к семени и к пневме, подобной пару. Землистости у людей средних лет и у стариков больше, чем у детей и юношей. Уравновешенность натуры юноши выше уравновешенности ребенка, но юноша по сравнению с ребенком имеет сухую натуру, а по сравнению со стариком и со зрелым человеком — горячую натуру. Старик суше, чем юноша и зрелый человек, по натуре своих основных органов, но влажнее их в отношении посторонней, смачивающей влажности. Чтоже касается различия натуры людей разного пола, то женщины по натуре холодней мужчин, поэтому они уступают мужчинам в [крепости] сложения и [их натура] более влажная. Хотя мясо у мужчин рыхлое, но вследствие своей грубости оно сильнее охлаждено, чем проходящие через него сосуды и нити нервов. У жителей северных стран более влажная [натура]. Люди, работа которых [связана] с водой, влажнее [по натуре], а те, кто противоположен, — наоборот. Книга третья (частные болезни) Сохранение зубов здоровыми Кто хочет сохранить зубы в целости, должен избегать того, чтобы пища и питье постоянно преподано в своем месте. Не следует также постоянно вызывать рвоту, особенно если рвет кислым. Надлежит избегать жевать все клейкое, особенно сладкое, например, натиф и клейкий инжир, не раскусывать твердого избегать того, что набивает оскомину, избегать всего очень холодного, особенно после горячего, и всего очень горячего особенно после холодного. [Необходимо] также постоянно очищать зубы от того, что в них застревает, не вводя (зубочистку) глубоко и далеко — это приносит вред деснам и мясу, находящемуся между зубами, выдвигая его или расшатывая зубы. Избегать следует также вещей, вредных для зубов по всему свойству, например, порея — он очень вредит зубам и деснам. Что же касается зубочистки, то ею следует пользовать с осторожностью и не вводить ее [слишком] далеко, [ибо] это уничтожает эмаль и блеск зубов и предрасполагает их к восприятию истечений и паров, которые поднимаются из желудка и являются причиной опасений. Если же употреблять зубочистку умеренно, это придает зубам блеск, укрепляет их и десны, препятствует образованию дупла и сообщает приятный запах дыханию. Лучшее дерево для зубочисток — такое, которому присущи вяжущие [свойства] и горечь.
Приложение №3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|