Русская общественная Мысль первой половины
XIX ВЕКА О ПУТЯХ РАЗВИТИЯ РОССИИ План 1. Конституционные проекты М.М. Сперанского, Н.М. Муравьева, П.И. Пестеля. 2. Теория «официальной народности». 3. Западники и славянофилы. 4. А.И. Герцен и теория «общинного социализма».
Основная литература История России в документах и материалах (IX-XIX вв.): учеб. пособие / Сост. М.Т. Когут, Л.Д. Прохорова, И.Ф. Пузикова, Л.В. Рачек, Н.Е. Тимонина, Н.И. Хроменкова – Омск: ОмГТУ, 1993. – Кн. 1. – С. 81-102. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / Авт-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина – М.: Проспект, 2009. – С. 243-257. История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С. 223-236. Дополнительная литература История России XVIII-XIX веков / Под ред. Л.В. Милова – М.: Эксмо, 2006 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/hist/hist116.htm, свободный. История России XIX – начала ХХ в.: учеб. / В.А. Георгиев, Н.Д. Ерофеев [и др.] / отв. ред. В.А. Федоров. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С. 79-89, 153-169. Корнилов, А.А. Курс истории России XIX века / А.А. Корнилов. – М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО Изд-во АСТ», 2004. – С. 239-254, 335-360. Некрасова, М.Б. Отечественная история: учеб. пособие / М.Б. Некрасова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, ИД Юрайт, 2010. – С. 163-167, 176-186. Павленко, Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: учеб. / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; под ред. Н.И. Павленко. – 5-е изд. – М.: Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – С. 578-599, 638-657. Темы рефератов 1. Александр I: политический портрет. 2. Правительственный курс Александра I: программа либеральных реформ. 3. Конституционный проект Н.Н. Новосильцева.
4. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. 5. Отечественная война 1812 г. и её историческое значение. 6. П.И. Пестель о формировании своих политических взглядов. 7. Движение декабристов. 8. Декабристы в Сибири. 9. Российское общество во второй четверти XIX в. 10. Деятельность кружка Н.В. Станкевича 11. Россия при Николае I. 12. П.Я. Чаадаев. 13. Петрашевцы. 14. «Мрачное семилетие» 1848-1855 гг. 15. Русская культура первой половины XIX в.
Методические указания Цель семинара – проследить основные этапы развития русской общественной мысли первой половины XIX в. Первый вопрос. Обратите внимание на начальный период правления Александра I, первые административные преобразования (создание министерств, реформирование Сената). Александр I в 1809 г. поручил М.М. Сперанскому разработать проект коренных реформ. Проанализируйте проекты преобразований, разработанные М.М. Сперанским. Что в них могло способствовать утверждению конституционной монархии? Почему они остались нереализованными? Почему в конце царствования Александра I вместо реформ наступило укрепление абсолютизма и крепостничества? Проанализируйте программные документы «Южного» и «Северного» обществ. «Русская правда» П.И.Пестеля (программа установления республиканского правления, структура верховных властей, отношение к частной собственности, гражданским правам, крепостному праву и пр.) «Конституция» Н.М. Муравьёва (программа государственного устройства России, функции основных органов власти, преобразование судебной системы, отношение к сословиям и крепостному праву). Определите, что объединяло, а что различало эти программные документы (государственное устройство: тип государственной власти; законодательная, исполнительная, судебная власти, гражданские права и свободы, избирательная система, местное управление, аграрный вопрос (отношение к крепостному праву, дворянскому землевладению, наделению крестьян землей: размер и условия). Какой вопрос являлся центральным в конституционных проектах декабристов?
Каково историческое значение восстания декабристов? Рассмотрите, как к нему относились представители различных течений русской общественной мысли второй четверти XIX в.? Составьте сравнительную таблицу:
Вопросы для сравнения: государственное устройство, гражданские права и свободы, избирательная система, местное управление, аграрный вопрос. Второй вопрос. Охарактеризуйте личность Николая I и его политические воззрения. Какие факторы оказывали влияние на внутреннюю политику? Как кризис крепостнической системы повлиял на общественное движение 30-50-х гг. XIX в.? Рассмотрите развитие русского общества после подавления восстания декабристов. С чем была связана необходимость идеологического обоснования самодержавия? Консервативное направление оформилось в идейном отношении раньше других течений общественной мысли. Его представителями стали историк М.П. Погодин, филолог С.П. Шевырев и др. Это направление опиралось на положения, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права. В начале 1830-х гг. министр народного просвещения С.С. Уваров выдвинул так называемую теорию «официальной народности». Проанализируйте основные положения теории. Какие три принципа составляли ее основу? Социальная направленность и критика теории «официальной народности». Третий вопрос. Рассмотрите какую роль сыграла публикация первого «Философического письма» П.Я. Чаадаева в журнале «Телескоп» (1936 г.) в развитии общественного движения. Как правительство отреагировало на эту публикацию? Проанализируйте его основные идеи. Как П.Я. Чаадаев объяснял и оценивал особенности исторического развития России? Проследите в каких условиях развивалось общественное движение 30-50-х гг. XIX в. Оформление каких общественных течений и концепций происходит в этот период? Выделите особенности общественного движения 30-50-х гг. XIX в. Какую роль играли художественная литература и литературная критика в общественной жизни России в эти годы?
Основные положения славянофильства и его идеологи (А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др.). Почему славянофилы считали Россию самобытной страной и в чем видели эту самобытность? Как они оценивали петровские реформы? Каким видели будущее России? Основные положения западничества. Идеологи западничества (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, П.В. Анненков, Б.Н. Чичерин и др.). Как западники оценивали прошлое России? Как они относились к преобразовательной деятельности Петра I? Какие предлагали пути преобразования России? Сравните взгляды славянофилов и западников на прошлое и будущее России. Какие вопросы оказались в центре идейных споров 30-50-х гг. XIX в.? Почему? Какие факторы, на ваш взгляд, оказали существенное влияние на формирование специфики русской общественной мысли первой половины XIX в. Четвертый вопрос. Рассмотрите особенности революционной демократии. Каковы были цели и методы этого идейного течения? Европейские революции 1848-1849 гг. и их влияние на формирование взглядов А.И. Герцена. Рассмотрите деятельность А.И. Герцена за границей. Основные положения теории «общинного социализма». Какое значение придавал А.И. Герцен сельской общине? Почему он считал, что русская община может стать основой развития социалистического общества? Почему он был уверен, что Россия может сократить путь к социализму? Какие предлагал пути для проведения предлагаемых преобразований? Как А.И. Герцен относился к крепостному праву? Какова роль теории «общинного социализма» А.И. Герцена в общественной мысли России.
Контрольные вопросы 1. Как и в какой степени личные качества Александра I влияли на его внутреннюю политику? 2. Почему проекты преобразований, разработанные М. М. Сперанским, не были реализованы? 3. Каково историческое место движения декабристов и в чем состоит его историческое значение? 4. К каким результатам привели меры, осуществленные Николаем I в целях укрепления государственного аппарата? 5. Какие три принципа составляют основу теории «официальной народности»? 6. Почему философские письма П.Я. Чаадаева стали вызовом официальной идеологии и всколыхнули всю общественную мысль России? 7. В чем проявилось усиление бюрократических тенденций в государственном устройстве и управлении во второй четверти XIX в.? 8. Каковы особенности и основные этапы общественного движения в России 30-50-х гг. ХIХ в.?
Семинар 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|