Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Противоречия развития страны в 20-30-е гг. ХХ В.




План

1. «Военный коммунизм». Экономический и политический кризис начала 20-х гг. ХХ в.

2. Новая экономическая политика: сущность, мероприятия, противоречия, итоги.

3. Модернизация страны в 1930-е годы: индустриализация и коллективизация.

4. Формирование режима личной власти И.В. Сталина.

Основная литература

История России в мировой цивилизации: документы и материалы (1917-1920 гг.): учеб. пособие / Сост. М.Т. Когут, С.А. Мордвинцева, В.Д. Полканов, Н.И. Хроменкова; под ред. М.Т. Когут. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 1999. – С. 146-175.

Советская Россия, СССР в 1921-1956 гг. / Сост. С.А. Величко, М.Т. Когут – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 5-27.

Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / Авт-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина – М.: Проспект, 2009. – С. 448-469.

История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева,

Т.А. Сивохина – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С. 344-370.

 

Дополнительная литература

Емельянов, Ю.В. Сталин: на вершине власти. – М.: Вече, 2002. – С. 9-24.

История России: учеб. для вузов / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 319-344.

История России XX – начала XXI века /Под ред. Л.В. Милова – М.: Эксмо, 2006 – Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/hist/hist008.htm, свободный.

Некрасова, М.Б. Отечественная история: учеб. пособие / М.Б. Некрасова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, ИД Юрайт, 2010. – С. 285-300.

Россия нэповская / Под ред. А.Н. Яковлева. – М.: Новый хронограф, 2002. – 446 с.

Самосудов, В.М. Борьба в партии против установления сталинского единовластия. – Омск: Омский пединститут, 1990. – 43 с.

Темы рефератов

1. Основные черты политики «военного коммунизма».

2. Крестьянское хозяйство в условиях «военного коммунизма».

3. Восстание в Кронштадте.

4. Образование СССР.

5. Конституция 1924 г.

6. Противоречия новой экономической политики. Кризисы НЭПа.

7. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и пути его преодоления.

8. Политическое и социальное развитие СССР в 20–30-е гг.

9. Великие стройки первых пятилеток в СССР.

10. Внутрипартийная борьба в 1920-е годы.

11. Политическая система 1930-х годов.

12. Культурная жизнь страны в 20-30-е годы.

Политические репрессии 30-х гг. ХХ в.

14. И.В. Сталин – исторический портрет.

15. Российская эмиграция.

Методические указания

Цель семинара – рассмотреть особенности социально-экономического и политического развития страны в 20-30-е гг. ХХ в.

Первый вопрос. Проанализируйте экономическую политику большевиков на начальном этапе (до лета 1918 г.). Каково было отношение новой власти к частным промышленным предприятиям? Что такое рабочий контроль?

Когда и в связи с чем была введена продовольственная диктатура?

С середины 1918 г. по весну 1921 г., определяющим в области внутренней политики Советской России был комплекс мер, вошедших в историю под названием «военного коммунизма». Основными его проявлениями стало формирование предельно-централизованной экономической модели: ускоренное обобществление промышленности; ограничение и свертывание государством рыночных, товарно-денежных отношений; неэквивалентный продуктообмен между городом и деревней с применением насильственных способов изъятия продукции крестьянского хозяйства.

Политика «военного коммунизма» вместе с разрушительным воздействием событий гражданской войны привела страну к серьезному кризису.

Антиправительственные выступления 1920-1921 гг.

В чем проявился кризис политики военного коммунизма? При подготовке ответа на вопрос проследите особенности кризиса в экономической (уровень жизни населения, выпуск промышленной продукции, положение в деревне и пр.), политической сферах (отношения между властями и населением, волнения, забастовки), а также внутри правящей партии.

Второй вопрос. При подготовке вопроса следует выделить основные причины перехода к новой экономической политике и рассмотреть основные мероприятия НЭПа.

Каковы были первые шаги новой экономической политики. Что такое продналог? Что отличало его от продразверстки?

Перестройка управления промышленностью. Деятельность ВСНХ, его место и роль. Допущение частной торговой деятельности и мелкого предпринимательства в промышленности. Финансово-денежная система страны в 20-е годы и денежная реформа 1922-1924 гг. Отношение к НЭПу в различных слоях общества.

Новая экономическая политика развивалась с многочисленными трудностями и проблемами. Покажите экономические противоречия НЭПа. Проанализируйте причины кризисов 1923, 1924, 1927-1928 гг.

Охарактеризуйте опыт и уроки новой экономической политики. Оцените эффективность экономики в 1921-1928 гг. Каким было социально-экономическое положение страны накануне «великого перелома»?

Третий вопрос. Конец 1920 – начало 1930-х гг. вошли в историю страны как время «великих социалистических преобразований», к которым относили коллективизацию и начало индустриализации. Оба эти грандиозные по замыслу политико-экономические мероприятия имели огромное значение для развития страны. Они положили начало слому НЭПа, уничтожению многоукладности экономики, введению административно-командных методов управления, а также утверждению режима сталинской диктатуры.

Подумайте, в чем выражалась объективная необходимость рывка в экономике СССР в конце 1920 – 1930-х гг.? Первые пятилетки и их значение.

Какую роль в переходе к коллективизации сыграл хлебозаготовительный кризис 1927-28 гг.? Когда принимается решение о начале сплошной коллективизации?

Год «великого перелома» и курс на сплошную коллективизацию. Установление колхозного строя. Голод 1932-1933 гг., его причины и масштабы.

Одной из самых трагических страниц в истории коллективизации было «раскулачивание». Как вы оцениваете мероприятия, проводимые в этом направлении. Почему коллективизация сопровождалась раскулачиванием?

Индустриализация – это процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях экономики и в первую очередь в промышленности.

В чем была историческая необходимость индустриализации страны? Подумайте, с чем был вызван форсированный рывок в осуществлении индустриализации на рубеже 20-30-х годов?

Рассмотрите развитие и становление промышленного потенциала страны. Проследите изменение численности, состава и социального облика рабочего класса в годы пятилеток. Стахановское движение и его роль.

Четвертый вопрос. В политической сфере на рубеже 1920-1930-х гг. в СССР сформировался культ личности Сталина.

Культ личности – это определенный тип власти, основанный на единовластии одного человека.

Выделите факторы, способствующие формированию культа личности (политическая культура масс, личность Сталина, роль партии и партаппарата и др.).

Сущность сталинизма и его проявление в политике, экономике, социальной сфере и культуре

Рассмотрите основные черты складывающейся советской политической системы.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные черты политики «военного коммунизма»?

2. Какие основные стимулы в развитии экономики были обусловлены проведением в жизнь НЭПа?

3. В чем заключались причины свертывания НЭПа?

4. Каковы плюсы и минусы форсированной индустриализации?

5. Существовала ли взаимосвязь между форсированной индустриализациейи сплошной коллективизацией?

6. Была ли достигнута поставленная индустриализацией и коллективизацией цель?

7. В чем вы видите объективные и субъективные причины утверждения в СССР тоталитарного режима

 

Семинар 9

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...