Вторая мировая и великая отечественная войны
План 1. Причины, характер и периодизация Второй Мировой и Великой Отечественной войны. 2. Великая Отечественная война: объективные и субъективные причины поражений и побед. 3. Создание антигитлеровской коалиции и ее значение в победе над фашистским блоком. 4. Роль СССР в разгроме Германии и всемирно-историческое значение Победы над фашистской коалицией. Дискуссии в историографии. Основная литература Советская Россия, СССР В 1921–1956 гг. Хрестоматия по отечественной истории для дистанционного обучения студентов I курса / С. А. Величко, М. Т. Когут. – Омск: ОмГТУ, 2005. – С. 28-38. Хрестоматия по истории России / Авт-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина – М.: Проспект, 2009 – С. 480-500. История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С. 400-416. Рычков А.В. Новейшая история: конспект лекций / А.В. Рычков – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. – С. 50-56.
Дополнительная литература Великая Отечественная война. 1941-1945: Энциклопедия. – М., 1985. – С. 133-137, 190-193. История России XX–до начала XXI века: учеб. пособие для вузов / Л.В. Милов [и др.]; под ред. Л. В. Милова – М.: ЭКСМО, 2006. Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/hist/hist008.htm, свободный. Новейшая отечественная история. XX век: В 2 кн. / Под ред. Э. М. Щагина, А. В. Лубкова. – М., 2004 – Кн. 2. – 2004. – С. 82–187. Полканов В. Д. Причины поражения Красной Армии в первый период Великой Отечественной войны / В.Д. Полканов, Е.А. Титова, Н.Н. Набатова // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность – 2011. – N 3(98). – С. 5-9. Соколов В.В. Новые данные о подготовке германского вторжения в СССР в 1941 г.// Новая и новейшая история. – 2000. – № 1. –С. 82-89.
«Час мужества пробил…»:МатериалыВсероссийской молодежной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 70-летию начала Великой Отечественной войны (Омск, 6–7 мая 2011 г.). – Омск, Издательский центр Кан, 2011. –372 с. (С. 3–6, 13–25, 51–55, 143–146.244–251, 290–293; и др.).
Темы рефератов 1. Зарубежные историки об истоках и начале второй мировой войны. 2. Человек в повседневности войны. 3. Человеческие жертвы на советско-германском фронте 1941-1945 гг. 4. О советско-российских фальсификаторах Великой Отечественной войны. 5. Героизм советских людей на фронтах Великой Отечественной войны. 6. Омская область в годы Великой Отечественной войны. 7. Омичи – герои Советского Союза. 8. ОмГТУ в годы Великой Отечественной войны. 9. «Восточная политика» Германии на оккупированных территориях СССР в годы войны. 10. Полководческий талант Г.К.Жукова. 11. «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой…»
Методические указания Цель семинара – рассмотреть основные этапы Второй мировой войны, причины побед и поражений стран-участников, охарактеризовать вклад СССР в победу над фашистской Германией. Первый вопрос. Обращаясь к причинам и характеру Второй мировой и Великой Отечественной войны, следует вспомнить идеологические, расовые, геополитические программы германского фашизма, выявить место, отводившееся восточным землям в решении этих программ. Целесообразно также вернуться к проблеме внешнеполитической деятельности СССР накануне Второй мировой и Великой Отечественной войн. Рассматривая вопрос о периодизации этих войн, акцентируйте внимание на критериях периодизации, какими событиями обусловлено выделение этих периодов. Второй вопрос. Изучая трагические страницы истории Великой Отечественной войны, выделите как объективные, так и субъективные причины трагедии страны и армии в 1941-1942 гг., важно при этом определить соотношение этих причин.
Следует рассмотреть экономические, политические, идеологические условия, позволившие осуществить поворот в войне и победить. Третий вопрос. Определите, какие страны входили в антигитлеровскую коалицию, как она создавалась, какие последствия для мирового сообщества имело широкое взаимодействие государств в борьбе с фашистским блоком. Какую помощь оказали союзники Советскому Союзу в период Великой Отечественной войны? Каков был объем поставок по ленд-лизу в СССР? Определите место ленд-лиза в обеспечении победы СССР. Четвертый вопрос. Какие существуют точки зрения на определение роли СССР в победе над фашистской Германией? Какая из них Вам кажется наиболее убедительной? Аргументируйте свою оценку. Попытайтесь определить истоки победы советского народа. Можно ли говорить о положительной роли коммунистической партии в исходе войны? Сложным в настоящее время оказывается вопрос о цене Победы. Что Вы думаете по этому поводу? Чему учит опыт Второй мировой и Великой Отечественной войн? Каковы их главные уроки? Как сегодня можно определить всемирно-историческое значение великой Победы?
Контрольные вопросы 1. Назовите этапы Второй Мировой войны? 2. Определите три этапа Великой Отечественной войны. 3. Как сегодня можно определить всемирно-историческое значение великой Победы? 4. Кого из своих родственников участников Великой Отечественной войны вы знаете?
Семинар 10
СССР В 1950-1980-е ГГ.
План СССР в 1953-1964 гг.: десятилетие Н.С. Хрущева. Реформы в экономике, политике, управлении и культуре. «Оттепель». 2. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.: Противоречия экономического, социального и политического развития. Причины экономического кризиса. 3. Международное положение СССР. «Холодная война» и ее влияние на развитие Советского Союза.
Основная литература История России в контексте мировой цивилизации: учеб пособие / Сост.: М.Т. Когут, С.А. Мордвинцева, С.В. Новиков, В.Д. Полканов, Э.Ш. Хазиахметов, Л.Д. Хлапечкова, Н.И. Хроменкова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997. – С. 71-72. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / Авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2009. – С. 512-539.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|