2.9. Статистическая обработка результатов опыта
2. 9. Статистическая обработка результатов опыта Сущность всего опытного дела сводится к тому, чтобы на основании полученных данных вскрыть причинно‑ следственные связи наблюдаемых явлений и научиться управлять ими. В полевом опыте важно отличать всё существенное и необходимое от несущественного и случайного, чему помогает строгое соблюдение методики постановки опыта, а также обеспечение сравнимости, точности и правильной оценки его результатов. Однако ни один опыт не может быть проведен в совершенно равных условиях и потому не может дать абсолютно точные результаты. Результаты любого эксперимента всегда имеют некоторые погрешности, обусловленные как несовершенством методики опыта и неточностью измерений, так и некоторым изменением природных условий (погодные условия, место проведения опыта, неоднородность почвенного плодородия и т. п. ). Опытные данные почти всегда могут содержать грубые, случайные или систематические ошибки. Грубые ошибки могут быть следствием нарушения условий измерения или недосмотра. Систематические ошибки возникают в тех случаях, когда в опыте одни варианты испытывают в иных условиях, чем остальные. Случайные ошибки вызывают многие факторы (неоднородность почвенного покрова, особенности микрорельефа и др. ). Действуют они комплексно и независимо от изучаемых и контролируемых в опыте факторов. Влияние грубых и систематических ошибок на урожайность не может быть выявлено статистической обработкой данных полевого опыта. Поэтому необходимо до начала статистической обработки материалов исследований выявить и устранить эти ошибки. Установление суммарного влияния случайных ошибок на результаты исследований одна из задач статистической обработки данных полевого
опыта. Определение точной величины случайной ошибки невозможно в силу очень большого количества причин, которые обусловливают эти ошибки. Но установление среднего показателя такой погрешности вполне достижимо при определённых условиях статистической обработкой первичных опытных данных. Существуют различные способы математической обработки данных полевого опыта. Наиболее эффективный способ математического анализа в оценке результатов опыта, т. е. в определении достоверности различий между его вариантами, – дисперсионный анализ, в настоящее время он общепринят. В процессе проведения дисперсионного анализа определяют величину наименьшей существенной разницы (НСР). Сопоставляя разницу в урожайности по вариантам с величиной НСР, определяют достоверность различий между изучаемыми факторами. Далее все варианты опыта распределяют на три группы: 1‑ я группа – варианты, отклонение средних урожаев у которых больше НСР; 2‑ я группа – варианты, отклонения средних урожаев у которых не выходят за пределы НСР; 3‑ я группа – варианты, отклонение средних урожаев у которых меньше НСР. На основании такого анализа определяют хозяйственно‑ экономическую эффективность изучаемых в опыте агроприёмов: те из них, которые по урожайности попадают в первую группу, считают эффективными и их следует рекомендовать производству; те которые по результатам математической обработки отнесены во вторую группу, считают малоэффективными, поскольку прибавки в урожае от их применения несущественны (математически не доказаны); агроприёмы, отнесённые к третьей группе, явно неэффективны в данных условиях, так как от их применения урожай снижается на величину, превышающую НСР. Подробное изложение методики дисперсионного и других методов математического анализа результатов иследований можно найти в специальной литературе.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ. Выполнение дипломной работы проводится в рамках бюджета времени учебного плана бакалавриата из числа часов, отводимых на различные виды практик и подготовку дипломной работы. Организацию выполнения дипломной работы осуществляет научный руководитель студента, назначенный приказом ректора Академии. Процесс подготовки, выполнения и защиты дипломной работы состоит из ряда последовательных этапов (таблица 3. 1).
Таблица 3. 1 – Последовательность выполнения дипломной работы
Студент несет полную ответственность за научную самостоятельность и достоверность результатов проведенного исследования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|