Номер раздела, темы
| Название раздела, темы
| Количество аудиторных часов
| Форма контроля знаний
|
Лекции
| Практические занятия
| еминарские занятия
| Лабораторные занятия
| Самостоятельная работа
| Иное
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1. Введение в макроэкономику (8 часов)
1. Предмет макроэкономики. Микро- и макроэкономика. Основные макроэкономические проблемы и цели макроэкономического регулирования. Макроэкономическая политика.
2. Особенности макроэкономического анализа. Макроэкономические модели. Основные агрегированные макроэкономические переменные. Экзогенные и эндогенные переменные. Реальные и номинальные величины. Потоки и запасы. Закрытая и открытая экономика. Роль ожиданий в экономике.
3. Модель круговых потоков. Субъекты кругооборота. Рынки товаров и услуг, ресурсов, финансовый рынок. Основные макроэкономические тождества.
|
|
| -
|
|
| Курсовая
| Устный опрос, доклады, курсовой работы, экзамена.
|
| Тема 2.Макроэкономическое равновесие в классической модели (8 часов)
1. Методологические основы классической теории.
2. Рынок труда в классической модели. Агрегированная производственная функция.
3. Товарный рынок в классической модели.
4. Денежный рынок в классической модели. Количественная теория денег и общий уровень цен.
5. Классическая модель в целом. Эластичность цен и заработной платы. Роль государства в классической модели.
|
|
| -
|
|
| Курсовая
| Устный опрос, доклады, курсовой работы, экзамена.
|
| Тема 3. Равновесие товарного рынка в кейнсианской модели (24 часа)
1. Методологические основы кейнсианского подхода. Несоответствие инвестиционных планов и планов сбережений. Краткосрочная негибкость цен и заработной платы.
2. Кейнсианская функция потребления. Средняя и предельная склонности к потреблению. Функция сбережений. Средняя и предельная склонности к сбережению. Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений. Альтернативные теории потребления.
3. Инвестиции. Функция спроса на инвестиции. Планируемые и фактические инвестиции. Факторы, определяющие объем инвестиций. Нестабильность инвестиций. Инвестиции и доход. Понятие мультипликатора и акселератора инвестиций.
4. Равновесный объем национального выпуска в кейнсианской модели. Фактические и планируемые совокупные расходы. Определение равновесного объема выпуска методами сопоставления совокупных расходов и доходов и инвестиций и сбережений. Парадокс бережливости.
5. Равновесие и ВВП в условиях полной занятости (потенциальный уровень реального ВВП). Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы. Государство в кейнсианской модели.
6. Взаимосвязь модели AD–AS и кейнсианской модели совокупных доходов и совокупных расходов.
|
|
|
|
|
| Курсовая
| Устный опрос, доклады, курсовой работы, экзамена.
|
| Тема 4. Совместное равновесие товарного и денежного рынков (модель IS–LM) (16 часов)
1. Равновесие на рынке товаров и услуг. Кривая «инвестиции–сбережения» (кривая IS). Интерпретация наклона и сдвигов кривой IS.
2 Равновесие денежного рынка. Кривая «предпочтение ликвидности–денежная масcа» (кривая LM). Интерпретация наклона и сдвигов кривой LM.
3. Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Совместное равновесие двух рынков. Модель IS–LM.
4. Модель IS–LM и построение кривой совокупного спроса. Взаимосвязь моделей IS–LM и AD–AS.
|
|
|
|
|
| Курсовая
| Устный опрос, доклады, курсовой работы, экзамена.
|
| Тема 5. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика (16 часов)
1. Понятие, цели и инструменты фискальной политики. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
2. Дискреционная фискальная политика. Мультипликатор государственных закупок. Мультипликатор трансфертов. Налоговые мультипликаторы. Сбалансированный бюджет. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Бюджет полной занятости. Дефицит бюджета и бюджетный излишек.
3. Недискреционная фискальная политика: «встроенные стабилизаторы».
4. Виды бюджетного дефицита. Финансирование бюджетного дефицита. Государственный долг, его виды и социально–экономические последствия. Регулирование государственного долга.
5. Использование модели IS–LM для анализа последствий фискальной политики в условиях постоянных и гибких цен. Эффективность фискальной политики.
6. Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь.
|
|
|
|
|
| Курсовая
| Устный опрос, доклады, курсовой работы, экзамена.
|
| Тема 6. Денежно-кредитная политика (16 часов)
1. Понятие и цели денежно-кредитной политики.
2. Создание банковской системой «новых денег». Обязательные и избыточные резервы. Норма обязательных резервов и банковский мультипликатор. Денежная база. Денежный мультипликатор.
3. Инструменты денежно-кредитной политики. Прямые и косвенные инструменты. Регулирование учетной (дисконтной) ставки процента. Изменение нормы обязательных резервов. Операции на открытом рынке ценных бумаг.
4. Передаточный механизм денежно-кредитной политики. Жесткая, мягкая и эластичная денежно-кредитная политика. Политика «дешевых денег». Политика «дорогих денег».
5. Использование модели IS–LM для анализа последствий денежно-кредитной политики в условиях постоянных и гибких цен.
6. Эффективность денежно-кредитной политики.
7. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь.
|
|
|
|
|
| Курсовая
| Устный опрос, доклады, курсовой работы, экзамена.
|
| Тема 7. Совокупное предложение. Кривая Филлипса (16 часов)
1. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Взаимосвязь инфляции и безработицы в краткосрочном периоде. Краткосрочная кривая Филлипса.
2. Шоки совокупного предложения. Стагфляция.
3. Монетаризм. Основное уравнение монетаризма. Стабильность скорости обращения денег в монетаристской модели. Адаптивные ожидания и долгосрочная кривая Филлипса. Денежное правило.
4. Теория рациональных ожиданий. Кривая Филлипса в теории рациональных ожиданий.
5. Экономическая политика стимулирования предложения и теория экономики предложения. Кривая Лаффера.
|
|
|
|
|
| Курсовая
| Устный опрос, доклады, курсовой работы, экзамена.
|
| Тема 8. Стабилизационная гоосударственная политика (10 часов)
1. Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты. Проблемы реализации стабилизационной политики.
2. Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в Республике Беларусь.
3. Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь.
|
|
|
|
|
| Курсовая
| Устный опрос, доклады, курсовой работы, экзамена.
|
| Тема 9.Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике (24 часа)
1. Открытая экономика и ее основные взаимосвязи.
2. Понятие и модели внутреннего и внешнего равновесия.
3. Применение модели «совокупные доходы – совокупные расходы» для анализа открытой экономики: мультипликатор малой открытой экономики.
4. Модель Манделла–Флеминга (модель IS–LM–ВР).
5. Макроэкономическая политика в малой открытой экономике при фиксированном и плавающем валютном курсе в условиях различной мобильности капитала.
| -
|
|
|
|
| Курсовая
| Устный опрос, доклады, курсовой работы, экзамена.
|
| Тема 10. Экономический рост (18 час.)
1. Деловые циклы и экономический рост.
2. Показатели и факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный экономический рост.
3. Неокейнсианские теории экономического роста (модели Е. Домара и Р. Харрода).
4. Неоклассические теории экономического роста. Производственная функция Кобба-Дугласа. Модель Р.Солоу. «Золотое правило» Э.Филлипса.
5. Новые подходы к объяснению экономического роста. Политика экономического роста, ее направления и методы.
6. Политика экономического роста в Республике Беларусь.
| -
|
|
|
|
| Курсовая
| Устный опрос, доклады, курсовой работы, экзамена.
|
| Тема 11. Социальная политика государства (9 часов)
1. Социальная политика: содержание, направления, принципы, уровни.
2. Уровень и качество жизни. Минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума. Доходы населения. Номинальные и реальные доходы. Факторы, определяющие доходы населения.
3. Проблема неравенства в распределении доходов. Проблема бедности. Количественное определение неравенства. Децильный и квинтильный коэффициенты. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини.
4. Обеспечение социальной справедливости. Модели социальной политики. Механизм и основные направления социальной защиты.
5. Социальная политика в Республике Беларусь.
| -
|
| -
|
|
| Курсовая
| Устный опрос, доклады, курсовой работы, экзамена.
|
| Тема 12. Трансформационная экономика
(9 часов)
1. Трансформационнаяэкономика: основные черты и особенности. Концепции перехода к рыночной экономике и их реализация в отдельных странах.
2. Основные направления рыночных преобразований. Институциональные преобразования отношений собственности. Либерализация экономики. Структурная перестройка национальной экономики.
3. Роль и функции государства в трансформационной экономике.
4. Белорусская модель перехода к рынку и ее основные черты. Государственные программы социально-экономического развития.
| -
|
| -
|
|
| Курсовая
| Устный опрос, доклады, курсовой работы, экзамена.
|
| ИТОГО:
|
| |
|
| 156
|
|
|