Гиппократ- основатель рационально-эмпирической медицины. Методы врачевания.
Греческий врач Гиппократ считается отцом современной медицины. Он изменил постулаты и курс Греческой медицины того времени вкоторой считалось, что любая болезнь вызывается богами или алкоголем. Его труды упорно доказывали, что болезни связаны со множеством земных причин и являются результатом естественного действия. Гиппократ основал медицинскую школу, названную его именем и отстаивал основной подход к определению диагнозы и схемам лечения болезней, которые все еще имеют значение для современной медицины. Во всемирной истории его именем названа присяга и раздел медицинской этики, называемой Присягой Гиппократа. Соответственно, получая высшее образование студенты-медики многих медицинских школ продолжают клясться на основе некоторых (различных!) форм клятвы Гиппократа (HippocraticOath), которая (как считают современники) представляет этические идеалы, ясно сформулированные проф Ллойдом и другими современными корифеями. Некоторые места клятвы кажутся загадочными. Но она замечательна своим стремлением установить высокие моральные нормы врачебной профессии. Учения Гиппократа оказали сильнейшее влияние не только на древнюю, но и на современную медицинскую практику Родился около 460 веке до нашей эры (B.C.E.) на острове Кос, Греция.Умер: примерно в 377 B.C.E. Уроженец острова Кос в Эгейском море (Ионическое побережье около Halicarnassus – см иллюстрации), полное имя Гиппократа - HippocratesAsclepiades и переводится как потомок Asclepios(Асклепия). Однако не ясно и сомнительно, действительно ли был род Гиппократа семейством, связанным родством с Асклепием. Существует несколько легенд, утверждающих, что род Гиппократа восходит в прошлое по линии семейства и героя Геркулеса (Heracleides).
Сын Heracleides и Praxithea из богатой семьи Гиппократов получил хорошее для того времени образование. После девяти лет изучения основ медицины, физической культуры, чтения, письма, музыки, пения и поэзии, Гиппократ пошел в школу более высокого уровня, где он провел два года, и получил очень высокое образование, особенно в области медицины и атлетической биологии. В этот же период, вероятно, он продолжал изучать медицину с помощью своего отца в форме ученичества (включая договоренность изучать и торговлю через опыт работы отца). После школы у своего отца и другого доктора (Herodicos) и получив практический опыт врачевания, Гиппократ много путешествовал по Греческому полуострову и, возможно, по Египту и Ливии (предположительно) для изучения медицинских методов и техники лечения больных. (см карту) Сведения о его жизни скудны и малодостоверны. Самая ранняя из известных и сохранившихся биографий написана Сораном Эфесским через пять веков после предполагаемой даты смерти Гиппократа. Невозможно оценить точность сведений Сорана, но многое в его повествовании является вымыслом. Соран датирует рождение Гиппократа около 460 года до н.э. Период его активной деятельности относит ко времени Пелопоннесской войны (431–404 до н.э.). Почти все авторы согласны в том, что Гиппократ прожил долгую жизнь. Например, срок жизни и хронология событий, связанных с Гиппократом, подтверждается источниками того времени. В «Протагоре» Платона Гиппократ упомянут как врач, живущий в тот период и обучающий учеников медицинским навыкам за плату. Диалог Платона был написан в начале 4 в. до н.э., а действие в нем датируется примерно в 432 годом до н.э. Второе упоминание (современником) о Гиппократе у Платона приводится в «Федре», где говорится, что Гиппократ считал хорошую теорию более важной для медицины, чем чисто эмпирические наблюдения. Существует и множество более поздних упоминаний о Гиппократе, правда они относятся уже не к самому Гиппократу, а к обширному списку сочинений, дошедших до нас под его именем.
Аристотель называет Гиппократа «великим», поэтому для сомнений в том, что Гиппократ действительно жил в конце 5 века до н.э. нет оснований. Основным местом жизни и действий, известным из сочинений Гиппократа вбольшинства случаев, являются острова Фасос и Абдера. (описанны в двух книгах - «Эпидемии»). В некоторых источниках встречается упоминание, что Гиппократ был вынужден покинуть остров Кос из-за обвинения в поджоге. Самые ранние свидетельства о состоянии греческой медицины показывают, что, поскольку в древнем Египте и Месопатамии, причинная обусловленность болезней и действия лекарственных средств, прикладываемых к больному, была связана с суевериями и верой в волшебную и сверхъестественную причинную обусловленность, то рациональное понимание природы болезней и ее влияние (эффекты) на организм или действие средств, прикладываемых к телу было невозможно. Основными письменными свидетельствами деятельности Гиппократа считаются около 70-ти работ собрания сочинений “Корпуса Гиппократа”, которые показывают поразительный контраст с известными письменными источниками по медицине того времени и во многом свободны от всего ” волшебного и сверхъестественного. В этом собрании трудов, впервые в истории медицины, показано полностью рациональная перспектива болезней, чьи причины и признаки теперь объясняются во вполне естественных (как нам сегодня кажется) терминах. Важность этого революционного перехода для последующего развития медицины едва ли может быть переоценена. Эта была настоящая эмансипация медицины от философии волшебства и суеверий, была результатом мнения, которое натурфилософы впервые в истории предоставили миру. Древняя греческая медицина (до Гиппократа) всегда использовала постулаты сверхъестественного, религиозного характера и “искусство волшебства”. Бог заживления, Асклепиус (Aesculapius в Римской терминологии [25]), чьи священники и храмы процветали в древней Греции (по крайней мере в эру Гомера), когда к нему в мечтах обращался больной, который входил в храм для “ терапии сном “ и гипнозом, Asclepius через священников давал совет пациенту-мечтателю. Священники обычно предписывали ванны, диеты, упражнения, изменения рода деятельности, места проживания и другие, установившиеся в практике и предписаниях того времени рекомендации. Интересно, что культ “терапевтических мечтаний”, гипноза(Кашпировский, Чумак и др.), лечение у «магов» и «волшебников» сохранялся в различных странах даже в Христианские времена. [26]
Философы и Гиппократ первые в истории человечества предприняли попытки объяснить мир в терминах, видимых его элементов без обращения к сверхъестественному вмешательству. Так они в конечном счете проложили путь к переходу на рациональное объяснение устройства мира и, в том числе, медицины [15] Исторически период жизни Гиппократа пересекался с большим количеством греческих натурфилософов Empedocles (около 495-435 B.C.E.), Socrates (469–399 B.C.E.), Plato (429-347 B.C.E.) andAristotle (384-322 B.C.E.). Таким образом он жил в период золотого века Греции (примерно 500 - 300 B.C.E.). Болезнь, как центральная проблема продолжительности жизни человека, была одной из центральных тем при научных исследованиях в среде мыслителей, философов и врачей того времени. Историки считают, что Гиппократ обладал особыми способностями (" бесконечный в способностях"), к рациональной аргументации (" благородный в причине "), преподаванию и представлял целостный образ идеальной медицины для человека (" какая часть работы - Человек ")[19] [20]. Он оценивал здоровье и болезнь как проявления свойств человеческого тела. Через столетия позже Margagni предложит очень похожую классификацию состояний человека. Вот цитата на эту тему из одного из трактатов Гиппократа “Место в человеке” которая точно иллюстрирует целостное представление Гиппократа о рациональном..[18] “По сегодняшним стандартам Гиппократ глубоко ошибался и считался бы не квалифицированным врачом. Основатель современной медицины, обычно, сам исследовал мочу пациентов, собирал их гной и выделения, нюхал и тщательно исследовал их стул и др. Он оценивал интенсивность потливости и исследовал кровь, мокроту, слезы и рвотные массы пациентов. Он был близко знаком с их условиями жизни, семейством и родственниками и он внимательно изучал их выражения лица … Он собирал и оценивал огромную информацию о больном, местности, свойствах местной воды и культуры, все исследуя исчерпывающе и скрупулезно документируя данные”. [32]
Вероятно вдохновленный в соответствии с концепцией Емпедокла о четырех элементах, составляющих естественные тела [33], (кровь, желтая желчь, черная желчь и мокрота) Гиппократ включил эти элементы как основу человеческих, индивидуальных элементов в различных комбинациях, определяющих состояние здоровья, самочувствия и индивидуальности. Он считал, что избыток крови делает облик человека жизнерадостным, полным энергии, оптимистическим и румяным. Избыток желтой желчи делает человека тошнотворным, раздражительным с плохим самочувствием и раздражительным. Черная желчь делает человека меланхоличным, глубоко задумчивым и грустным. Избыток мокроты делает человека флегматичным, бесстрастным с замедленным темпераментном и спокойным. Историки пока не идентифицировали одного автора, который предложил эти четыре элемента структуры человека, но при этом не исключается возможность, что теория появилась эволюционно с помощью дополнений нескольких авторов. 9. Гиппократ о причинах болезней, их течении и исходе, вопросы хирургии в трудах Гиппократа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|