Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кратко о трудах Гиппократа и его последователей




Дошедший до нас “Корпус Гиппократа” («Гиппократов сборник») содержит более 70-ти сочинений. “Корпус Гиппократа” видимо содержит как собственные сочинения Гиппократа, так и творения других авторов. Ряд исследователей предполагают, что «корпус» представляет собой скорее остатки какой то медицинской библиотеки. Некоторые из сочинений этого сборника свидетельствуют о мастерстве клинических наблюдений того времени. Однако есть исследователи, которые вообще сомневаются в существовании сочинений в этом сборнике, принадлежащих самому Гиппократу.

Судя по всему, «корпус» был составлен и приписывался Гиппократу уже в 1 в. н.э., когда Эротиан(врач эпохи правления Нерона), опубликовал словарь терминов Гиппократа. Сохранились и комментарии к важнейшим сочинениям Гиппократа, написанный Галеном во 2 в. н.э. В этих комментариях одни трактаты «корпуса» датируются временем жизни Гиппократа, а другие, по-видимому, относятся к 3–4 вв. до н.э.

Вероятно, к 5 веку до н.э. относится и трактат «О древней медицине», где обсуждается проблема обучения искусству врачевания. Его автор (возможно, не Гиппократ) отвергает объяснение заболеваний взаимодействием натурфилософских «основных качеств» (теплое, холодное, влажное, сухое), указывает на важное значение диеты и роль определенных «соков» организма.В работе подчеркивается, что медицина имеет дело скорее с относительными, чем с абсолютными факторами: что полезно для одного, может оказаться вредным для другого, или то, что полезно в одно время, может быть вредным в другое.

Трактат «О воздухах, водах и местностях» также относится примерно к 5 в. до н.э.. Следует отметить, что это поистине «золотая книга», занявшая прочное место в истории науки. Её автор, видимо, опытный практик, на примерах, аргументированно и доказательно рассматривает влияние на общее состояние здоровья трех основных факторов окружающей среды.

Болезни или предрасположенность к болезням, по его мнению, во первых могут быть вызваны погодными условиями, например, очень жарким летом или дождливой зимой. Во-вторых, в качестве факторов, влияющих на здоровье, рассматриваются местные климатические условия – преобладающее направление ветров, ориентация города относительно сторон света. В-третьих, на качество воды в работе указывается как на одну из главнейших причин ряда заболеваний. Часть сочинения посвящена влиянию климатических условий на формирование национальных типов питания и потребления воды. При этом автор выказывает глубокое знание вопроса у не греческих народов, особенно у кочевников-скифов, населявших южные территории современных Украины и России.

В сочинении, известном под названием «Эпидемии», даны общие описания течения болезней. Современные исследователи признают только 1-ю и 3-ю книги «подлинными», остальные пять, по-видимому, принадлежат двум позднейшим подражателям Гиппократа.

Самое известное из прогностических произведений «корпуса» – Афоризмы. Начало первого афоризма общеизвестно, хотя не все знают его продолжение, как и то, что он взят из «Гиппократова корпуса»: «Жизнь коротка, искусство [= наука] огромно, случай скоропреходящий, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен делать все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности».

Другое распространенное и хорошо известное изречение также впервые встречается в «Афоризмах»: «В самых сильных болезнях нужны и средства самые сильные, точно применяемые». В этом трактате обобщаются и формулируются итоги чисто медицинского наблюдения типа: «Беспричинная усталость указывает на болезнь»; «Когда пищу потребляют в излишнем количестве, это ведет к болезни, о чем явно свидетельствует излечение»; «Лучше, чтобы лихорадка наступала после конвульсий, чем конвульсии – после лихорадки».

Вероятно, «Афоризмы» – это не специальное сочинение, а собрание ценных наблюдений и советов из более ранних сочинений различных авторов.

Постулат о «Критических днях» впервые обозначен в “Афоризмах”, а затем многократно повторяется и в других работах “ корпуса Гиппократа”. Особенно ярко в этих работах прослеживались синдром возвратной лихорадки при малярии. По принципу “критических дней”, которые в некоторых случаях прогнозируют и определяют течение болезни, приводятся общие для болезней правила и формулировки. Например так называемое правило “ семи дней “, которое и в настоящее время нашло применение как важный прогностический индекс.

Трактат “О режиме” является одним из самых ранних письменных произведений по медицинским рекомендациям по гигиене и образу жизни. Это самое раннее сочинение по профилактической медицине (не считая Египетских источников и клинописных посланий ассирийцев), он посвящен не только восстановлению здоровья в случае заболевания, но и его сохранению с помощью правильного режима. Сочинения Гиппократа придают огромное значение соблюдению правильного режима (= греч. «диета»), под которым понимается не только диета в современном смысле, но и весь образ жизни больного.

Знания физиологии в этот период находились в зачаточном состоянии. Хотя о существовании кровеносных сосудов было уже известно и считалось, что по сосудам движется не только кровь, но и другие субстанции. Функция сердца и различие между артериями и венами были неизвестны, но системные формы эти знания приобрели много позже (только после трудов Везалия). Слово «артерия» применялось, но обозначало любые крупные сосуды, а также, например, трахеи. В то время считалось, что кровеносные сосуды переносят и воздух, жизненная функция которого признавалась и относилась ко всем частям тела. Один из авторов сочинения «О священной болезни» (=эпилепсии) использует идею перемещения воздуха по сосудам для того, чтобы объяснить начало эпилептического припадка как результат закупоривания кровеносных сосудов флегмой. Он пишет: «Тот воздух, который идет в легкие и кровеносные сосуды, заполняя полости тела и мозг, и тем самым доставляет разумение и приводит конечности в движение».

Хотя это представление и кажется примитивным, в нем трудно не увидеть предвосхищения современных знаний о процессе насыщения крови кислородом и его связи с сознанием и мышечной деятельностью млекопитающихся. Труднее всего было объяснить, как усваивается организмом пища, превращаясь в ткани, кровь, кость и т.п. Самым распространенным было следующее объяснение: пища, например хлеб, уже содержит мельчайшие невидимые частички всех тканей организма, они отделяются друг от друга, а потом тело их соответствующим образом накапливает.

Каких бы взглядов ни придерживались сами практикующие последователи Гиппократа, общественное мнение всегда отрицательно относилось к вскрытию трупов. Поэтому анатомия была известна главным образом благодаря изучению ран и травм. В корпусе имеется ряд работ по хирургии, в основном посвященных ранам различных видов. Два сочинения, «О переломах» и «О суставах», видимо, являются частями одного большого труда, полный текст которого утрачен. Раздел «О суставах», посвященный вправлению вывихов, где подробно описывается знаменитая «скамья Гиппократа», вполне возможно, восходит непосредственно к истокам греческой медицины. Самый знаменитый древний (хирургический) трактат «О ранах головы» известен точным анатомическим описанием швов черепа человека и поразительной рекомендацией обязательно производить трепанацию черепа во всех случаях контузии или трещин.

Гинекология и акушерство также не обойдены молчанием в «корпусе». Эти проблемы рассматриваются в ряде сочинений, например в трактатах «О женских болезнях», «О болезнях девушек», «О семимесячном плоде» и «О восьмимесячном плоде». Эти трактаты демонстрируют обширные знания; но, как обычно, практика опережала теорию, и описания процессов размножения наивны и ошибочны.

Учение и попытки доказательства того, что семя для размножения собирается из всех частей тела, аналогично учению о росте тканей организма за счет отделения от пищи мельчайших однородных им частиц. Никакая другая теория на тот момент не была в состоянии объяснить возникновение организма. Даже автор великого трактата «О воздухах, водах и местностях» разделяет эти взгляды, доказывая их наследованием некоторых качеств, например серых глаз. Более того, он расширяет приложимость этих постулатов и считает, что они могут наследоваться и ссылается на варварские племена, в которых существовал обычай удлинять череп новорожденным. Автор предполагает, что вследствие этого приобретается наследственная предрасположенность к удлиненной форме головы.

Соотношение медицины и религии, нашедшее отражение в «корпусе Гиппократа», пожалуй, одна из интереснейших и сложных проблем, сохранивших свое значение до наших дней. Люди всегда были склонны связывать болезни, а тем более эпидемии с немилостью богов. В «Илиаде» Гомера эпидемия, которая поражает греческую армию под Троей, приписывается гневу Аполлона. А если бога умилостивить, она прекратится. Авторы «корпуса Гиппократа» иногда критикуют представления о божественном происхождении болезней, полагая, что любое природное явление имеет естественную причину. Особый страх в те времена вызывала эпилепсия, которую называли «священной болезнью». В корпусе есть сочинение с таким названием, оно начинается с полемического выпада против знахарей и врачей-шарлатанов, которые существовали во все времена и окутывают этот недуг религиозной тайной, а претендуют на его излечение с помощью песнопений, заклинаний, заговоров и очистительных церемоний. Автор трактата пишет: «Мне кажется, что это заболевание ничуть не более священно, чем все прочие, но имеет ту же природу, что и другие заболевания, и потому-то и возникает». Критика автора направлена не против религиозных верований как таковых, а против «магов, очистителей, шарлатанов и обманщиков, которые прикидываются имеющими благочестия более всех других и больше всех других смыслящими».

Подобный подход мы видим и у автора раздела «О сновидениях», которым завершается сочинение «О режиме». Автор оставляет в стороне вопрос о том, действительно ли вещие сны посылаются небесами, чтобы предостеречь государства или отдельных людей и согласен оставить исследование этой проблемы профессиональным толкователям снов в будущем. Он лишь отмечает, что многие сны – результат определенных состояний организма. Толкователи ничего не могут с ними поделать, единственное, что им остается – посоветовать видящему сны молиться. «Молитва, допускает автор этой работы, – это хорошо, но, взывая к помощи богов, человек должен взять часть ноши на себя».

В древности книги Гиппократова корпуса были переведены на латинский, сирийский и арабский языки.

Гиппократ много занимался практическим лечением больных и вылечил многих знаменитых и известных в истории пациентов, включая короля Македонии, которого он обследовал и помог вылечиться от тяжелой болезни легких (возможно от туберкулеза!). Огромна роль Гиппократа и в период, когда он боролся против чумы в Афинах (430-427 B.C.E.) в течение трех лет. Пик его карьеры и известности был, видимо, в период Пелопонесской Войны (431-404 B.C.E.).

В этот же период Гиппократ много занимался проблемами обучения учеников. Он имел практику обучения множества студентов и ввел ряд интересных технологий обучения. Например, символом многих студентов, которых он поощрял за хорошие знания и умения было " Дерево Гиппократа ", которое он показывал студентам, сидящим под деревом и слушавшим его беседы. У него же учились и собственные сыновья - Thessalus и Draco. Преподавательская деятельность Гиппократа совершенствовалась и в период до 400 B.C.E., когда он основал школу медицины на острове Кос.

Ряд произведений из "Корпуса Гиппократа" относятся к периоду правления императора Hadrian'a (правил. 117-138 C.E) и признаны как работы, написанные другими людьми. Современные ученые пока не сформулировали окончательно и не имеют достаточных знаний относительно стиля письма Гиппократа, чтобы доказать единоличное авторство всех работ Гиппократа. Известно также, что "Корпусе Гиппократа" нет полного набора рекомендаций, схем и принципов по обследованию, и лечению больных. Некоторые разделы (книги) сборника рекомендаций "Корпус Гиппократа" направлены на внимание врачей, некоторые главы посвящены фармацевтам, а некоторые, больше направлены на внимание обывателя. Думаю, полного разделения медицинских специальностей в современном понимании тогда не существовало.

Во времена Гиппократа у врачей и лиц других профессий, включая философов, существовал обычай написания трактатов. Трактат Гиппократа “О древней медицине “ утверждает, что постулаты медицины происходят от априорного (умозрительного) приоритета принципов, что позволяет применить практику некоторых отраслей логики и философии. Но медицина не квалифицирует как философия или как наука о наблюдениях, связанная с определенными болезнями и являющимися результатом определенных естественных причин. Принципы медицины могут рассматриваться только как вызовы, решаемые и выполняемые только детальным и точным наблюдением, ведущим к совокупному знанию, поддерживаемые рациональными рассуждениями. Многие философы и врачи (а это часто совпадало) публиковали письменные аргументы по медицине в спорах для образованной публики, которые, в свою очередь, обсуждали медицинские проблемы между собой и со своими докторами). Цель этих трактатов и книг состояла в том, чтобы посоветовать обывателю общие суждения и мнения врача относительно возможных принципов самолечения или даже скорой помощи при ряде заболеваний и даже с возможностями избежать вызова доктора.

Например, такие рекомендации приписывают Гиппократу - " Всякий здравомыслящий человек, сознавая, что для людей здоровье дороже всего, должен научиться помогать себе в болезнях собственным суждением, распознавать также, что говорят ему врачи и предписывают для его тела, и знать все это в той мере, которая подобает частному человеку. Узнает же это тот, кто усвоит в особенности следующие положения и применит их: все болезни происходят у людей от желчи и слизи; желчь и слизь производят болезни, когда в теле получается избыток или сухости, или влажности, или теплоты, или холода. Подобный излишек получают слизь и желчь от пищи и питья, усталости и ран, обоняния, слуха, зрения, половых сношений, от тепла и холода; получают Hie, когда каждое из вышесказанных влияний действовало на тело или ненадлежащим образом, или против привычки, или в очень большой и сильной степени. Так, отсюда рождаются для людей все болезни. Важно, чтобы сверх этого обыкновенный человек знал то, что полагается знать обыкновенному человеку; что же касается предписаний и операций, составляющих область людей искусства, важно также, чтобы простой человек способствовал собственным своим суждением тому, что говорит и делает врач. А откуда простой человек должен почерпать свои познания о каждом из этих предметов, я скажу".

Гиппократ одобрял использование диеты и физических упражнений как средств лечения, но понимал, что некоторые люди и пациенты, неспособны следовать таким советам и будут нуждаться в лекарствах. Письма Гиппократа учат, что обработка ран и переломов помогает вылечивать некоторые травмы, ранения и болезни, подобно перелому бедра, вправление вывихов и др.

Например, Гиппократ писал – “ Кто бы ни пытался говорить или писать о Медицине, сначала следует установить ведущие факторы и некоторую гипотезу и [включить] в неё аргументы, типа горячий, или холодный, или сырой, или сухой, или безотносительно еще [чего либо] они выбирают как направление. А многие, кто считают, что существует только одна или две первоначальных причины болезней или смерти, они часто ошибаются. " – “ О древней медицине”[17]

“ Для целей классификации, причин и средств болезни, медицина требует причины, но не только рассуждений. Рассмотрение того, что знание появляется от информации, обработанной причиной, мало того, что качество причины, считает, но также и делает качество информации, питаемой как главные индикаторы причины. Причина уступает формально имеющему силу заключению, но если появляется и принимается испорченная информация, это не приведет к надежному заключению. Для окончательного заключения причина требует информации, в конечном счете основанной на опытном пути и нормальном наблюдении. Плохо если оно основано на размышлении, воображении и не подвергнуто сомнению, а содержит только веру в божество, догадки и т.п., при этом не собраны причины в лучшем знании, сомнительны или имеется самые плохие ложные знания”.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...